13 июня в Народном Хурале Бурятии обсудили показатели республиканского бюджета прошлого года. Главные финансовые показатели 2017 года показали, что республика стремится к тому, чтобы эффективно использовать бюджет. При этом в республике есть проблемы в промышленности, недропользовании, а также в планировании расходов по капитальному строительству и с дорожными подрядчиками.
Публичные слушания проводились открыто. Участие в них могли принять участие все желающие, подавшие заявку о регистрации в качестве участника. Также каждый мог задать свой вопрос по теме слушаний – специально для сбора этих вопросов в зале были установлены урны.
- Бюджет это, прежде всего, деньги налогоплательщиков, – обратился к участникам публичных слушаний по бюджету председатель Народного Хурала республики Цырен-Даши Доржиев. – Цель публичных слушаний, в первую очередь, состоит в информировании населения об итогах исполнения бюджета за прошедший финансовый год и выявлении общественного мнения по поводу основных проблем, возникших при исполнении республиканского бюджета год. А также в оценке работы органов исполнительной власти по исполнению доходов и расходов бюджета.
Как сообщил министр финансов РБ Всеволод Мухин, основные итоги исполнения республиканского бюджета за 2017 год характеризуются следующими показателями:
1) Доходы составили 50,2 млрд рублей, или 100,3% к уточненным плановым назначениям (116,3% к первоначально утвержденному плану).
2) Расходы – 52,2 млрд рублей, или 97,5% к уточненной бюджетной росписи (115,4% первоначального плана).
3) Бюджет исполнен с дефицитом 2,1 млрд рублей, или 9% к объему налоговых и неналоговых доходов.
4) Государственный долг Республики Бурятия составил 11,3 млрд рублей, что находится в пределах параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По итогам публичных слушаний было принято решение рекомендовать к принятию на сессии Народного Хурала РБ представленный проект закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2017 год».
Для покрытия дефицита было привлечено банковских кредитов на 942 млн рублей, бюджетных кредитов - 260,4 млн рублей. На покрытие дефицита были направлены и средства от продажи акций, находящихся в государственной собственности, в частности, от продажи гостиницы «Гэсэр», в сумме 160,1 млн рублей. Сверхплановых поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета не было.
Долговая нагрузка на республиканский бюджет на 1 января 2018 года составила 49,2% от объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что на 5,4 процентных пункта выше, чем на 1 января 2017 года, долговая нагрузка по рыночным обязательствам составила 37,1%.
При этом, отметил министр финансов Всеволод Мухин, просроченной задолженности по долговым обязательствам Бурятия не имеет, а предельные параметры по объему госдолга соблюдены.
Сама республика оказала финансовую помощь муниципалитетам на общую сумму 5,1 млрд рублей, в том числе в 2017 году было предоставлено 100 млн рублей на погашение долговых обязательств города Улан-Удэ.
- Налоговые и неналоговые доходы Бурятии в 2017 году составили 23 млрд рублей, – сообщил министр экономики Бурятии Александр Бардалеев. – В прошлом году отмечено снижение платежей от крупных плательщиков, осуществляющих производство транспортных средств и добычу металлических руд. Также сократились поступления от акцизов, от налога на добычу полезных ископаемых и ряд других. В целом в прошлом году поступление налога на прибыль по Бурятии составило 5,3 млрд рублей, что ниже 2016 года на 910 млн рублей, или 14,6%.
По его словам, причинами падения налога на прибыль стали – изменение портфеля заказов по экспортным поставкам вертолетной техники; снижение объема отгруженной продукции на 20,6% к уровню 2016 года и прибыли на 37,8%.
Также произошло сокращение объема драгоценных металлов недропользователем в связи с проведением ремонтных работ на руднике, истощением запасов и снижением содержания золота в руде.
Еще одним фактором здесь стало изменение федерального налогового законодательства, по которому как раз с 2017 года ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональные бюджеты, сократилась с 18 до 17%.
Рост был отмечен только по НФДЛ, где основным фактором стало увеличение фонда заработной платы. В целом от этого вида налогов республиканский бюджет получил в прошлом году 9 млрд рублей, а консолидированный бюджет – 12 млрд рублей. При этом рост составил 106% к уровню 2016 года. Прирост налога в большей степени был обеспечен организациями бюджетной сферы (порядка 360 млн рублей). Во внебюджетном секторе это организации транспорта и связи (рост на 267 млн рублей), предприятий торговли (рост на 135 млн рублей), строительства (на 102 млн рублей).
В сфере акцизов от нефтепродуктов также изменилось бюджетное законодательство, соответственно, зачисляемая в регионы часть сократилась с 88 до 61,7%. В результате чего в бюджет республики зачислено в прошлом году на 427 млн рублей меньше. В целом годовой план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 101,4%. 85% всех налоговых доходов Бурятия получает из четырех источников: НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество и акцизов.
В общем объёме неисполненных обязательств капитального характера самый большой остаток отмечен по минтрансу РБ – более полумиллиарда, то есть 501,7 млн рублей. Это почти 89% от всего объема неиспользованных средств и в основном это ассигнования, которые не были освоены по субъективным причинам. Это требует повышенного внимания со стороны органов власти к выбору подрядных организаций и их деятельности и деятельности государственных учреждений, от которых зависит освоение средств по контрактам.
Как отметил председатель бюджетного комитета Народного Хурала РБ Зоригто Цыбигмитов, неисполнение отдельных расходов бюджета связано в основном с тем, что не были своевременно проведены конкурсы, не подготовлены вовремя ПСД, нарушены запланированные сроки исполнения работ по объектам капитального строительства. Также не выполнены условия софинансирования со стороны муниципальных образований, которые не предоставили вовремя бюджетные заявки.
О том, как финансировалась госпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» выступил зампред аграрного комитета Народного Хурала Баир Гармаев. Проблемы экономического блока поднял зампред комитета по экономической политике республиканского парламента Баин Гуробазаров.
Подводя итоги публичных слушаний, председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев отметил, что «бюджет – дело общее». По его словам, средств всегда не хватает, и экономическому блоку надо усилить работу над доходами, к тому же резервы по собираемости налогов у республики есть. Народным Хуралом в 2017 году были приняты «неординарные» законы для привлечения инвесторов. Отметил спикер и неэффективные расходы.
- Бюджет у нас программный. Добиваемся ли мы целей, поставленных в госпрограммах? Закон есть закон, надо исполнять, – обратился глава республиканского парламента к министрам.
По итогам обсуждения проекта закона о республиканском бюджете за 2017 год участники публичных слушаний приняли проект рекомендаций, который будет учитываться при формировании главного финансового документа на следующий год.
Александр Михайлов