За последнее время культурная жизнь республики была взбудоражена событиями так или иначе связанными с Бурятским государственным академическим театром оперы и балета имени н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова. Состоялись новые назначения, увольнения, премьеры… и долгожданное открытие, ставшее и кульминацией, и началом новой эпохи для возрожденного театра. На прошедшей неделе театр, наконец, открыл свои двери и дал три гала-концерта в честь открытия после шестилетней реконструкции и реставрации. Торжественная программа обнажила способности артистов, технические возможности, которые теперь призваны славить театр и радовать зрителей.
С открытием!
Первое, что вызывает открытие театра, это большую радость. Радость того, что за шесть лет мытарств и фактически застоя, театр приобрел свою площадку, где могут творить в полной мере художественный руководитель и артисты, где может эффективно работать новый директор, куда могут с удовольствием приходить зрители. Бурные эмоции захлестывали всех в день торжественного открытия театра 23 мая. Первый концерт по традиции прошел для деятелей культуры, ветеранов театра и членов правительства РБ.
После приветственных речей, напутствий и пожеланий начался сам гала-концерт, программа которого уже постфактум была поставлена многими под сомнение. Обилие «печальных» номеров в первом отделении не ассоциировалось с ощущением праздника. Но уже на следующий день программу подкорректировали и «разбавили» более праздничными номерами. Так, на первом концерте прозвучала «Элегия для двоих» Антона Лубченко – талантливое произведение талантливого композитора, но общий тон его показался многим неуместным в рамках торжественной программы.
В результате «Элегию» заменили на авангардно поданную интермедию «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Артисты театра, фотограф и режиссер видеопроекции концерта Людвиг разыграли на сцене современную версию интермедии, сорвав овации зрителей. Отходя от привычного, строгого тона, который многие ожидают увидеть в театре оперы и балета, артисты, конечно, рискуют быть непонятыми улан-удэнскими зрителями, но сам Бог велел им в возрожденном театре творить то, чего наша публика увидеть не ожидала. Впервые на бурятской сцене была исполнена увертюра к опере «Риенци» Вильгельма Рихарда Вагнера. Такая прекрасная музыка всегда завораживает, и оркестр исполнил ее со всей отдачей.
Тронули сердца зрителей и артисты балета. Солистка балета Лия Балданова мастерски, со всей полнотой знания профессии исполнила «Умирающего лебедя» Сен-Санса. Артисты представили адажио из балета канадского хореографа Питера Куанца «Souvenir de Bach», премьера которого наряду с двумя другими одноактными балетами уже прошли с успехом в Иркутске и состоятся в конце июня в нашем театре. Несомненным зрительским фаворитом стал руководитель балетной труппы театра, народный артист Республики Татарстан Айдар Ахметов, проникновенно, с необыкновенной техникой исполнивший трогательный номер – «Монолог» Ж. Брейля.
Мечты и планы
В целом перспективные артисты, знающее руководство и огромное желание расти, достойно представляя нашу республику, – все это есть у обновленного театра. Это отмечали как приглашенные зрители, так и сами артисты, дождавшиеся, возможно, не только своего «дома», но и своего часа, чтобы сделать, показать все, на что они способны.
– Иногда я думаю, что всем нам нужно поставить памятник за терпение, – поделилась солистка балета Лия Балданова. – Условия для работы были очень тяжелыми, мы шутили, что у нас непроходящее чемоданное настроение. Сегодня мы чувствуем, что вышли на совершенно новый уровень, стали даже по-другому смотреть на себя. Наверное, новое руководство вдохнуло в театр другое мышление, поставило новые задачи. Очень радует, что почти все артисты балета за время реконструкции не потеряли надежду, остались тут. Сегодня все танцуют уже совсем по-другому, в этом нам очень помог руководитель балетной группы Айдар Ахметов. Без этих перемен мы и дальше бы варились в собственном соку, но теперь у нас есть все, чтоб осуществить мечты и планы.
А в планах у театра первая за долгое время поездка в Москву, где 10–11 октября этого года должны пройти Дни культуры Бурятии в России. Кроме этого, президент республики выделил 1 млн рублей на гастроли новых одноактных балетов во Францию. Артистам остается желать лишь того, чтоб по достоинству был оценен их труд, ведь средние зарплаты в театре на сегодняшний день лишь немного превышают минимальный уровень. Для сравнения уровня жизни артистов, Лия привела в пример Иркутский музыкальный театр, где артисты балеты получают в 2–3 раза выше, а солисты обеспечиваются квартирами.
Почти все артисты балета за время реконструкции не потеряли надежду. Теперь они танцуют на своей сцене.Хотя и в этом отношении в театре ожидаются подвижки. Одним из первых обещанием директора стала улучшение материального положения артистов, над чем сейчас ведется работа, а художественный руководитель Антон Лубченко уже добился повышения оплаты труда оркестрантов, закупки новых инструментов. Несмотря на все трудности, артисты смотрят в будущее, то есть уже настоящее возрожденного театра с оптимизмом.
– Думаю, за прошедший год все довольно неплохо «раскачались», – рассказал солист оркестра, лауреата международных конкурсов Владимир Ткаченко (альт). – Сегодня в театре есть практически все для успеха: современное здание и оснащение, есть люди, желающие работать. Искусство – вещь безграничная, потому всегда можно расти. Чего точно не хватает пока театру, так это специалистов по свету и звуку, ведь всей новой техникой нужно уметь пользоваться. Нужен театру и серьезный режиссер.
Владимир, похоже, настолько озабочен кадровыми вопросами, что сам решил обстоятельно ими заняться. В его самых ближайших планах преподавать в школе для одаренных детей, куда уже отобраны 20 человек в возрасте 7–9 лет. Инициировал эту идею сам музыкант, а Министерство культуры поддержало, и теперь с перспективой на десятки лет будут воспитываться артисты. Не стоит и говорить о важности таких идей и их воплощении, ведь для возрождения культуры важно не только и не столько возрождение зданий, как самой ее ценности, уровня и престижа.
Он никогда не кончается
Но нельзя не вспомнить и про обновленное здание театра оперы и балета. О реконструкции и реставрации, на которые был потрачен миллиард рублей, уже было сказано много, но теперь каждый пришедший в театр зритель может сам ощутить их последствия. Многие прежние материалы заменены в театре на более дешевые: дубовые перила теперь сделаны из сосны, прежний занавес заменен на новый – его точную копию, но из других материалов. Зеркала в холле театра предательски искажают изображение, словно в комнате смеха… Гримерки артистов при этом остались крайне тесными, стены в них сделаны из гипсокартона. Претензии у артистов были и к балетному залу, пол которого оказался небезопасным и который обещают переделать.
Уже на первом концерте у многих возникли сомнения и по поводу прекрасной акустики, о которой в своем приветственном слове говорили подрядчики. Только при помощи аппаратуры удалось добиться хорошего звучания в зале.
– Акустика мне не очень понравилась, считаю, раньше она была лучше, – отметила н.а. РФ, профессор, лауреат Госпремии РБ, дипломант международных конкурсов Дарима Линховоин. – Не знаю почему, но мне кажется, все-таки материалы сыграли свою роль: гипсокартон, колонны в зале, кресла… Скорее всего, зал больше рассчитан на искусственную акустику. Конечно, теперь нам нужны специалисты, которые обеспечат хороший звук и свет. Мы же со своей стороны постараемся сделать все возможное, чтобы порадовать зрителей.
Порадовать возрожденный театр нас действительно может. Наряду с намечающимися гастролями в планах премьера оперы «Энхэ-Булат батор» Маркиана Фролова в конце июня, которая имеет все шансы стать «коньком» театра. Начата работа над постановками опер «Пиковая дама» Петра Чайковского и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Мы поздравляем театр оперы и балета с долгожданным открытием и желаем всяческого процветания, ведь у тех, кто служит там, есть для этого все: талант, упорство и собственный «дом». Конечно, не всех возможностей еще хватает, но терпения этим людям точно не занимать.