3 мая в Музее истории Бурятии имени Хангалова студенты разных курсов специальностей "История" и "Политология" исторического факультета БГУ провели круглый стол под названием "Столыпин и его реформы".
Мероприятие приурочено сразу к нескольким юбилейным датам: это и 1150 лет со дня становления российской государственности, и 150-летний юбилей со дня рождения Петра Столыпина, и, конечно, объявленный президентом России Дмитрием Медведевым Год российской истории.
На обсуждение учасники круглого стола вынесли проблемы модернизации современной России с учетом опыта реализации государственной политики правительством Столыпина и практику осуществления российских реформ. Об актуальности выбранной тематики корреспонденту newbur.ru рассказал студент 5-го курса исторического факультета БГУ по специальности "Политология" Андрей Халбашкеев.
- Тема эта интересна как в историческом аспекте, так и в политологическом. Студенты постараются рассмотреть ее в ракурсе аналогии с современной эпохой, потому что многие говорят о сходстве исторической эпохи начала 20-го века с современностью. А Петр Столыпин действительно был исторической глыбой. Его реформы были попыткой спасти империалистическую Россию и предовратить революцию. Мы попытаемся выяснить, почему эта попытка провалилась, выяснить характер этих реформ. Возможно удасться расскрыть личность самого Столыпина с другой стороны, - рассказал Андрей Халбашкеев.
Студентка 3-го курса истфака БГУ по специальности "История" Юлия Брянская, также отметила вескую роль столыпинских реформ.
- Дальнейшие события, которые происходили после его реформ, революционные движения, которые впоследствии возникли, оказали очень сильное воздействие на Россию. И если для политологов важно узнать историческую подоплеку подобных движений, то историки смогут глубже понять политическую сторону данных процессов, - сказала она.
За пять лет своего пребывания на посту председателя Совета министров Российской империи Петр Столыпин активно занимался реформаторской деятельностью. Аграрная и переселенческая политика премьера благотворно повлияла на развитие Сибири в частности. Основными направлениями реформы были переселение крестьян с западных территорий в Сибирь на неосвоенные земли, покупка крестьянами помещичьих земель и постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель.
С его подачи началась и административная реформа, обусловившаяся децентрализацией. Повысилась управленческая функция на местах, совсем другую роль стал играть сам административный аппарат. Как заметила декан исторического факультета БГУ Анна Буркина, для нее привлекательность этой реформы состоит в том, что к деятельности на местах стали активно привлекаться этноменьшинства.
При всем этом, Столыпин резко противостоял восстаниям и революционным веяниям в обществе, говоря что сила России не в разрозненности, а в единстве.
- На последних прошедших выборах в агитации часто использовалось противостояние "стабильности" и "реформ". На мой взгляд, митинги на Болотной пытаются дестабилизировать политическую обстановку с стране. А Столыпин как раз наоборот старался любыми способами избежать краха империалистической России, - заявил Андрей Халбашкеев.
Встреча проходила в формате "свободного микрофона", где свое мнение мог высказать любой желающий. Отметим, что подобный круглый стол на базе Музея истории Бурятии проходит впервые. Однако исторический факультет связан с музеем долгими плодотворными годами сотрудничества. По словам Анны Буркиной, подобные встречи будут продолжаться и в дальнейшем.
- Музей, ведь это наша база практики. Проведение занятий вне аудитории, вызывает огромный интерес к учебе и к познавательной деятельности у студентов. В планах открытие на базе нашего исторического факультета музея-студии, где будут проходить сменные экспозиции и выставки, - сказала Буркина.
Кроме того, в связи с 80-летним юбилеем факультета готовится целый комплекс мероприятий по истории бурятии. К примеру, большой исторический образовательный проект "Бурятия в истории России" при поддержке министерства образования РБ, комитета по образованию Улан-Удэ, ассоциации учителей истории.
- Школьные команды и студенты исторического факультета соберутся вместе для глубоко изучения этого вопроса. Министерство культуры выделяет нам базу - Этнографический музей. Само мероприятие будет носить поисковый характер, - сказала Анна Буркина.