Спектакль «Ритка» от осужденных женской колонии №7 в Улан-Удэ до слез тронул зрителей (ФОТОРЕПОРТАЖ)

С проблемами, которые подняла автор повести Раиса Белоглазова еще в 70-х годах прошлого века, сталкиваются и по сей день
Культура |
Фото: Анастасия Кыштымова

В пятницу, 18 августа, в женской исправительной колонии №7 состоялась премьера спектакля по мотивам повести известной бурятской писательницы Раисы Белозеровой «Ритка». Исполнители ролей – простые девушки и женщины, чьи жизни в один момент, как у главной героини книги, пошли под откос.

Эта постановка – один из творческих номеров, которые осужденные подготовили для III Дельфийского чемпионата среди осужденных, проводимого ФСИН России. Увидели результат полутора месяца работ не только сами осужденные колонии, но и приглашенные почетные гости. Среди них заслуженная артистка России Марина Ланина, доцент кафедры театрального искусства и сценической речи ВСГИК Елена Баранова, ее коллега, кандидат искусствоведения Эдуард Манзарханов и замначальника отдела поддержки молодежных инициатив Минспорта Бурятии Татьяна Ларионова. Пригласили на премьеру и представителей СМИ.

История «Ритки» знакома многим заключенным, подчеркивает режиссер и сценарист спектакля Наталья Пурбуева. В своем произведении Раиса Васильевна подняла злободневные темы, настолько откровенно о которых мало кто решился бы написать в то время. Пьянство родителей, отсутствие денег, кражи и потасовки, измены и недопонимания между супругами. О том, что происходит за дверьми квартир простых рабочих семей, обычно сплетничали, а не говорили во всеуслышание.

Напомним, книга вышла в 1978 году и рассказывает историю школьницы Риты Грачевой. Девочке рано пришлось повзрослеть и столкнуться с тяготами жизни и неприятностями, которые оставили неизгладимый след на судьбе героини. Рита выросла в семье, где отец постоянно пил, а мать пропадала на работе. Девушке приходилось нянчиться с младшим братом, который отставал от сверстников в развитии. Часто Рита коротала вечера у одноклассницы и с подругой, чтобы избежать пьяных посиделок отца дома. В один из таких вечеров она познакомилась с Андреем, после этой встречи жизнь школьницы изменилась кардинально, причем не в лучшую сторону.

- Мы стараемся ставить то, что близко нашей аудитории. Большинство осужденных остались либо без попечения родителей, либо оказались в сложной жизненной ситуации. Мы знакомы с творчеством Раисы Васильевны, читали «Черемуховый свет», «Горожане» и «Ритку». Последняя книга особенно тронула меня. Все вот так пошло и поехало, - рассказала Наталья.

Подготовка заняла чуть более месяца. Написание сценария, который в процессе несколько раз меняла, распределение ролей, репетиции, подготовка реквизита и костюмов. С ролями определялись так: кому жизненная ситуация была ближе, тот и играл героя. Процесс занимал все свободное время после работы, задерживаться на репетициях, даже если очень хотелось, не разрешали.

Роль Риты Грачевой, главной героини произведения Белоглазовой, досталась Анастасии Матвеевой. Девушка попала в колонию совсем молодой, до этого училась на горнорабочего, а именно на маркшейдерское дело. С учебой не задалось, в семье тоже, как и у Риты, были свои проблемы.

С тех пор, как при колонии появился театр «Туяа» в 2018 году, Анастасия сыграла в постановках несколько главных ролей. Это стало одной из причин, по которым ей досталась роль Риты. По словам Анастасии, тяжелее всего ей далась сцена с изнасилованием. Это переломный момент, который, к сожалению, переживают все больше и больше подростков.

- Это серьезная проблема, особенно для девочек. Хочется, чтобы об этой проблеме говорили чаще, а молодые люди не допускали ошибок. Моя ошибка молодости – неопределенность с образованием, после нее все пошло под откос. Играть было тяжело, потому что ты сам с этими ситуациями сталкивался. Когда ты выходишь на сцену, ты по максимуму представляешь это все, вспоминаешь, заново переживаешь, и от этого становится страшно. С другой стороны, хочется все это отразить, показать, чтобы зрители поняли твои эмоции, - поделилась Анастасия.

Гости признались: мало чье творчество может довести до слез. Тем более актеров, которые сами выступают на сцене и знают, как играть с эмоциями. Тронута была и Марина Ланина, которая уже много лет работает с осужденными и часто, приезжая, дает советы актрисам.

- Я не сентиментальная, меня трудно расслезить. С творчеством Раисы Белоглазовой я познакомилась в 14 лет, ее книга была не единожды закапана слезами. Эта постановка со мной сделали то же самое, я весь вечер провела в слезах. Это уникальная работа, девочки умницы, нам, актерам, нужно, наверное, научиться этой искренности и наивности. Они не плакали, плакали мы. Это то, что должен делать актер, - высказалась Марина Ланина.

Кол-во просмотров: 5399

Поделиться новостью:


Поделиться: