Итак, последние несколько лет ВСГИК последовательно истощается – здесь и снижение статуса (из академии в институт), и закрытие актуальных специальностей, и 52%-ное сокращение количества студентов, и закрытие диссертационных советов на фоне почти 50%-ного недостатка ученых среди профессорско-преподавательского состава, что означает стагнацию, устаревание научного базиса в знаниях, получаемых студентами.
О том, что намерения развивать институт нет, говорит и упорный застой в развитии материальной базы института, где в большинстве учебных аудиторий «технические» средства те же, что и в 80-е годы XX века, – доска-мел-тряпка.
И еще один вроде бы незначительный факт: в 2016 году Министерством культуры России и Министерством образования Китая была создана Российско-Китайская ассоциация вузов культуры и искусств, в которую вошли восемь китайских учебных заведений и 18 отечественных. ВСГИК среди них нет. Правда, и ассоциация эта, скорее, какая-то фата моргана – в интернете она упоминается только в связи с возникновением, а в декабре 17-го года – в связи с выставкой в Китае. Но все же факт остается фактом – наш институт культуры даже не имели в виду. И это несмотря на все наши, причем не только вуза, но и региональные, и исторические, и культурные, местами и генетические многолетние связи с Китаем.
Это, прежде всего, говорит о том, что ВСГИК для Министерства культуры России неценен, а ректорат вуза не способен отстаивать интересы института ни в Минкульте РФ, ни в среде вузов культуры страны, ни в профессиональном ректорском сообществе. А также и том, что руководство ВСГИК не способно не то что убедить власти Бурятии в значимости вуза, но и просто с ними взаимодействовать.
Во всяком случае единственный акт, из которого мы поняли, что ВСГИК все-таки как-то маячит в поле зрения власти, это уже упомянутое в предыдущей статье награждение бывшего ректора. На фоне того, что у Цыденова культура не входит в приоритетные направления строительства суперреспублики, а институт культуры появился на его устах только нынешней весной, когда о кризисе в вузе заговорили центральные СМИ.
Словно точку поставили
Тем более что инволюция деятельности ВСГИК происходит, прежде всего, как вуза, где обучают художественным, творческим специальностям – хореографии, артистическому, музыкальному искусству, которых не один десяток профессий! Во ВСГИК сложилась дурная традиция сокращать учебную нагрузку именно за счет специальных дисциплин, например, уменьшая количество часов индивидуальных занятий с музыкантами. И тут дело доходит то ли до крайней степени кретинизма, то ли до изощренного издевательства. Рассказывают, что однажды заслуженному деятелю искусств РФ, профессору, художественному руководителю концертного русского оркестра «Забайкалье» Олегу Огневу предложили посадить всех студентов в одной аудитории и с каждым заниматься по чуть-чуть. Вот так представляют себе индивидуальные занятия музыкантов в администрации института.
В грядущем учебном году после аккредитации, которая завершилась только что, в начале июля, вуз в очередной раз перейдет на новые образовательные стандарты, вследствие чего последуют очередные сокращения часов по всем направлениям, но уже известно, что учебные планы переработаны в пользу общеобразовательных дисциплин за счет сокращения профессиональных. Что, в свою очередь, приведет, разумеется, к снижению качества обучения именно профессиям, а также к сокращению числа преподавателей, как правило, узких, уникальных, порой вообще единственных в республике специалистов!
Что это как не целенаправленная работа по сворачиванию деятельности вуза культуры?
Но как это все согласуется с победными реляциями о получении денег на строительство сельских домов культуры, Национального музея, здания для театра «Байкал»? А работать в этих учреждениях кто будет?
А тут еще внезапно мы стали территорией опережающего развития. Так вот вопрос - мы собираемся опережать все остальные территории в развитии чего? По-видимому, в развитии тотального одичания населения.
При этом где-то там, за пределами суперреспублики, весь мир живет по законам экономики талантов – все вкладываются в развитие креативности, а ученые говорят о том, что эра Homoimaginationis. И, судя по тому, как стремительно раскручивается спираль времени, эта эра свалится на нашу голову так же, как сейчас ливни и град – на администрацию города.
И точно так же мы встретим вызов времени. Вопросом – а это что-о-о?! Вот только ответить будет нечем. Культурного – интеллектуального, духовного, креативного – ресурса у нас не будет.
Туяна Будаева