Мы продолжаем следить за публикациями настоятеля Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» - Еши Намжил ламы. На этот раз он рассказал о вековых традициях сватовства у буддистов. Ширээтэ лама отметил, что сначала свататься и лишь затем жениться испокон веков было принято у многих народов, а буряты еще и выводили благоприятные года и дни для сватовства и брака своих детей у буддийских лам-астрологов.
Вековые традиции
«Обычно сватались и заключали брак в разные годы, т.е. в первый год – сватовство, а на следующий год играли свадьбу. Смысл сватовства заключался не только в знакомстве с родителями, родственниками, а большей частью в знакомстве с родословной, с выказывания почтения, уважения к духам предков и всех божеств, духов, имеющих отношение к невесте и её родителям. Пусть они представлены небольшим алтарём в доме, но в этом акте заключён большой, древний и сакральный смысл. Браки без сватовства не будут иметь благословения предков рода, духов местности и божеств-хранителей сильных, именитых родственников невестки», - рассказал Еши Намжил лама.
Гражданский брак
Настоятель отмечает, что в наше время модно стало жить «пробной» брачной жизнью - гражданским браком. Годы пролетают, дети подрастают, и про сватовство забывается.
«Без благословения духов предков, конечно, прожить можно. Однако это, как правило, бывает довольно непросто. Чаще встречаются неудачи, болезни, особенно у детей. Дети в таких семьях вырастут без «прошлого», без памяти рода, родины, без корней. Они быстрее, чаще с радостью покинут родителей и забудут их. Гораздо больше шансов, что такие дети будут одинокими и чаще испытывать психические нагрузки, фобии, страхи и нужду. Несложный акт сватовства может иметь такие далеко идущие последствия», – говорит ширээтэ лама.
Священнослужитель советует: даже если прошло уже много лет совместной жизни, всё равно лучше отдать дань традиции и хоть позже, но провести символический акт сватовства с минимальным количеством родственников.
Хадак
Хадак для сватовства должен быть большим, с множеством благоприятных символов. Подходящим считается синий хадак, хотя можно и белый. Однако лучшим вариантом будет подношение всего набора, всех пяти цветов.
«Хадак, поднесённый на алтарь родительского дома невестки, нужно хранить как самый сильный оберег. Нельзя его выбрасывать, отдавать кому-то, выносить из дома без надобности. Для долгой сохранности можно этот хадак положить в целлофан. Лишь по особым лунным дням выставлять на алтарь. Например, в дни Белого месяца или когда лама в доме проводит ритуал, и на этом хадаке призывать удачу – «Ахрей!». Если хадак сохранился, его повязывают на коновязь у дома, когда сын женится. Но это в традиции баргузинских бурят было. В случае порчи хадака его можно заменить другим с согласия обоих супругов и с благословения - молитвы ламы. Если супруги развелись, и нет шансов на воссоединение, тогда оставшийся со сватовства хадак можно поднести на алтарь дугана, повязать в дацане на изгородь или в другом святом месте. В зависимости от сохранности, т.е. внешнего вида хадака. Если хадак совсем испортился, его следует сжечь», - учит Еши Намжил лама.
Астрология
В буддийской астрологии есть отдельный брачный раздел. Самым главным в нём являются лунные числа, затем смотрят дни недели и так далее.
«Лучшими лунными числами считаются 4 и 11, худшими – 27, 29. Лучшими днями недели – понедельник и пятница, худшим – вторник. Желательно свататься и заключать брак на новой, растущей луне. Есть ещё много различных нюансов, которые сможет учесть лама-астролог. Поэтому лучше обратиться к нему, а не испытывать судьбу. Как и многое в буддизме, астрология «смотрит» в далёкое будущее», - заключил лама-настоятель Курумканского дацана. Он предупредил: - «Не всегда плоды проявляются быстро, за несколько лет. Чаще на это уходит несколько десятилетий, а то и жизнь поколения».
Читайте также:
Жителям Бурятии напомнили золотые правила буддиста
Настоятель дацана в Бурятии перечислил несовместимые продукты
Лама из Бурятии: чем полезно для буддиста участие в постройке храмов и жилых домов
Настоятель дацана в Бурятии дал советы для сохранения и увеличения материального благосостояния
Ширээтэ лама из Бурятии напомнил о Буддийских бытовых запретах