Меньше месяца остается до начала нового учебного года, и, помимо покупки учебников и школьных принадлежностей, родители озабочены покупкой одежды для школы. Вроде бы прошло немало лет, как обязательное ношение формы в школах было отменено, но все больше школ в последнее время возвращается к этой традиции, а споры по поводу необходимости формы не угасают.
Немного истории
В 1834 году в Российской империи была утверждена общая система всех гражданских мундиров, в том числе и для средних учебных заведений. Форма учащихся имела полувоенный характер. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Гимназистки носили «глухие» платья разных цветов с высоким воротником и фартуки – чёрный в учебные дни и белый по праздникам.
В 1918 году форму отменили, и она вновь стала обязательной лишь после Великой Отечественной: мальчики снова обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком-стойкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с фартуком.
Постепенно школьная форма претерпевала небольшие изменения и становилась более свободной. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года, однако темное платье с белым фартуком традиционно надевают выпускницы на последний звонок. Нынешние выпускники не изменяют этой традиции, хотя родились уже не в Советском Союзе. А поскольку почти все современные школьники США, Великобритании и Японии тоже носят форму, возможно, она нужна и новым несоветским поколениям.
Право на форму
С возвращением формы в школы их руководители начинают устанавливать свои правила. Родители при этом должны знать, что это требование законно лишь при согласии большинства из них, и в обязательном порядке должно быть прописано в уставе школы. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» гласит, что школа действительно имеет право самостоятельно определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Но пока родители не ознакомились с уставом школы и не обязались выполнять его требования, никто не вправе выгонять ученика из школы, если он одет не «по форме».
Вопрос о необходимости введения формы для учеников должен рассматриваться исходя из процедуры: на Совете школы и общешкольном родительском собрании, родительским комитетом и попечительским советом.
«За» и «против»
Более половины россиян хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. Они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу, и дети будут больше внимания уделять учебе.
Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказываются руководители школ и учителя. Иногда педагоги настаивают на введении хотя бы некого подобия формы: деловом стиле в одежде и классическом сочетании «белый верх, темный низ».
Но немало и тех, кто выступает против возвращения к традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Для большинства учеников идея ношения формы тоже не кажется удачной: очень важной для них является свобода выбора, проявление «своей индивидуальности».
Цена вопроса
Доля правды есть в каждом мнении. Компромиссом может стать вариант гибкого выбора формы с разнообразием цветовой гаммы и фасонов, или введения определенного дресс-кода: умеренно-строгий стиль в одежде, отсутствие джинсов. А пятница или суббота могут стать «свободным» днем, когда школьники смогут надеть любимые вещи.
Однако есть один существенный аспект, связанный с введением школьной формы, который касается в большей мере не детей, а родителей. Это возможное увеличение расходов на обучение ребенка и затрат времени, связанные с покупкой формы. Дополнительные расходы на одежду, которую ребенок не будет носить нигде, кроме школы, сочтут существенными многие семьи.
Семья Васильевых собирала сына Мишу в первый класс в прошлом году, а в этом году решением родительского комитета для их класса была заказан пошив формы. «За комплект только из двух вещей (брюки/сарафан и жилет) из натуральных тканей каждой семье пришлось заплатить почти 3 тыс. рублей, – сообщили Васильевы. – При этом уже самостоятельно родителям нужно было подобрать подходящие блузки и рубашки, которые в магазинах не дешевле 500 рублей. Все вместе – довольно существенные траты, особенно учитывая то, что дети быстро растут, и в следующем году всем классом придется заказывать новые комплекты одежды. К тому же Миша очень активный ребенок, и мы боимся, как бы он не испортил форму уже на первой неделе учебы».
С другой стороны, мысль о том, что это не повседневная одежда, как раз должна призывать ребенка к дисциплине: она поможет избежать драк, лазания через забор и научит бережно относиться к своим вещам. К тому же, если пошив одежды организует сама школа, то при заказе большой партии по оптовым ценам она все же обойдется родителям дешевле.
Если учесть, что вместо оптового заказа или пошива формы родителям придется покупать одежду для школьников самим, то затраты на нее уже не покажутся такими большими. На покупку двух вещей хорошего качества, пиджака и юбки, Татьяна Киселева, мама ученицы 4 класса, потратила 4 тыс. рублей. «Юбки и брюки не найти дешевле тысячи рублей, хорошие пиджаки стоят около 3 тыс. рублей. А ведь это только самая основная одежда для ребенка, еще нужна спортивная форма, джинсы, кофточки, сумка, – поделилась Татьяна. – Дети очень быстро растут, и то, что продается в магазинах, подходит не всем по размеру и фасону. Есть российские магазины с качественной и недорогой одеждой, но там, в основном, одежда для младших школьников. В прошлом году я потратила 11 тыс. рублей в целом на сборы дочки в школу. В этом году из одежды еще не покупала ничего нового, скорее всего, придется идти на рынок».
Доводы за школьную форму
• Школьная форма, как и любая другая, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.• Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
• Индивидуально подобранная, сшитая из хороших тканей и по санитарно-гигиеническим требованиям школьная форма не может принести вред здоровью ученика, в отличие от узких джинсов и синтетических тканей.
• Если единая форма принята на школьном уровне, расходы на ее пошив невысоки, и есть возможность снимать с малообеспеченных семей часть их затрат на обучение детей.
Доводы против школьной формы
• Форма — элемент довольно строгого, уравнительного воспитания и обучения.
• Форма может быть слишком дорогой для некоторых семей.
• Школьная форма ограничивает свободу самовыражения. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно.
При этом Татьяна не считает, что пошив или оптовый заказ формы обошелся бы ей дешевле, а форма вряд ли бы понравилась дочери. «Когда родители сами покупают одежду, то можно подобрать вещи так, чтобы они подходили друг другу, чтобы ребенок мог их менять. Это удобно, да и носить одно и то же им скучно, – сказала Татьяна. – В нашей школе нет формы, но строгий стиль в одежде приветствуется. Старшеклассники носят то, что им вздумается. И при этом уровень обеспеченности семей, конечно, сразу заметен».
Вам решать, что наденут ваши дети на праздник последнего звонка: традиционно строгие костюмы и коричневые платья школы 80-х или же оригинальную форму, которая отличит их от сверстников и позволит гордиться тем, что они учились именно в этой школе и в этом классе.