Оформить доставку из интернет-магазина

Призрак международного скандала

Прибывший с судьбоносным, как обещали представители «Дылачи», визитом в Бурятию лидер индейских племен, председатель Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Вилтон Литтлчайлд на пресс-конференции 8 февраля в Улан-Удэ, казалось, ничего и не знает о ситуации с общиной «Дылача».
Происшествия |

Прибывший с судьбоносным, как обещали представители «Дылачи», визитом в Бурятию лидер индейских племен, вождь племени Кри, председатель Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, член Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Вилтон Литтлчайлд на пресс-конференции 8 февраля в Улан-Удэ, казалось, ничего и не знает о ситуации с общиной «Дылача». Общаясь с бурятскими журналистами, он фактически не сказал ни одного слова в ее защиту. Он рассказал бурятским журналистам о себе, о своей работе и индейской родине.

Впрочем, касаясь ситуации обвинений государственных органов в адрес СРЭО «Дылача», индейский вождь высказался в таком духе – он очень удивлен этими событиями. И довольно туманно выразил озабоченность правами коренных народов во всем мире. Оно и понятно, скажешь лишнее – международный, а то и дипломатический скандал, плюс обвинения во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Сам визит, конечно, оправдан – ведь жители Бурятии и те же самые эвенки – практически являются индейцами, только живущими в России. Но надо определенно сказать, что адвокатом «Дылачи», защищающим эвенкийскую родовую общину, Вилтон Литтлчайлд и не стремился быть. В Баунтовский район вождь даже не собирался выезжать.

Более определенно господин Вилтон Литтлчайлд высказался по своей миссии в России. В Москве он уже посетил комитет по национальностям Госдумы РФ для налаживания обмена информацией по своей профильной деятельности. Кстати, ранее в Госдуме он уже бывал. Кроме того, в рамках нынешнего визита он посетил Общественную палату РФ.

- Я вдохновлен тем развитием, которое произошло за эти годы. Однако я крайне встревожен проблемами, с которыми ознакомился. Одна из целей моего визита – это разработка способов установления контактов коренных народов. Наличие каких-то проблем и трудностей является причиной нашей совместной деятельности, – отметил Вилтон Литтлчайлд.

Вождь рассказал о своей работе в ООН в интересах продвижения и защиты прав коренных народов. По его мнению, очень важно развивать организации международного форума представителей коренных народов, которые являются предпринимателями либо участвуют в предпринимательской деятельности. «Очень важно коренным народам участвовать в экономической деятельности, тем самым привлекать свои коренные сообщества», – заявил он в своем выступлении. Видимо, это и было его участие в защите общины «Дылача», которая как раз и занималась экономической и предпринимательской деятельностью, пока правоохранительные органы не предъявили ей обвинения в совершении преступлений.

Затем господин Литтлчайлд рассказал о жизни своей индейской общины в Канаде. «И если мы сможем вместе работать на политической и экономической арене, то мы сможем улучшить нашу страну», – глубокомысленно отметил канадский вождь.

На пресс-конференции активно выступал член Рабочей группы ООН, член Общественной палаты РФ Павел Судяндзига. Он в частности сообщил, что вопрос по общине «Дылача» будет рассматриваться в комитете Конвенции по искоренениям расовой дискриминации. По его мнению, данный комитет вынесет объективную оценку действиям, которые были совершены в отношении общины «Дылача».

Далее, Павел Суляндзига отметил:

- Перед нашим приездом сюда стало известно, что прокурор республики подал иск в суд для ликвидации общины. По моему мнению, в отношении «Дылачи» 4 октября была предпринята наглая попытка захватить бизнес. Уже четко видно, что это дело международной организации, потому что была попытка запретить общине заниматься экономической деятельностью.

Стало ясно, что индейский вождь был привезен в Бурятию, как символ международного скандала, грозящего не только Бурятии, но всей России. Это господин Суляндзига и дал ясно понять журналистам.

Тем временем суд Баунтовского района Бурятии назначил заседание по иску прокуратуры в отношении СРЭО «Дылача» на 13 февраля. В прокуратуре полагают, что добыча нефрита не относится к традиционным промыслам эвенков, а деятельность «Дылачи» противоречит принципам деятельности некоммерческой организации.

- Коренные малочисленные народы это что, не граждане России, которые не имеют права заниматься другими видами деятельности? – полемизировал с прокуратурой Павел Суляндзига. – На каком основании общине запрещается деятельность любая кроме как рыболовство, оленеводство, собирательство? Мы хуже других что ли? И поэтому мы к этому вопросу будем возвращаться, и этот вопрос будем ставить перед руководством нашей страны, это уже выходит за все рамки.

Впрочем, главное обвинение прокуратуры, которая утверждает, что «Дылача» нарушает российское законодательство Суляндзига обошел молчанием.

Напомним, что эвенкийская община добывала нефрит в Бурятии с 1997 года. И оказалась в эпицентре федерального расследования в 2012 году. Правоохранительные органы обвинили руководителей общины в хищениях 20 тонн нефрита. А ущерб от незаконной добычи камня оценили в 600 млн рублей. Изъятый у общины в ходе оперативно-розыскных мероприятий нефрит был оценен более чем в 3 млрд рублей.

А российские власти активно предпринимают меры для декриминализации отрасли добычи нефрита. С этой целью уже создана рабочая группа с участием представителей Минприроды России, Росприроднадзора, Роснедр, МВД, ФСБ и Ростехнадзора. А в январе 2013 года в главном офисе Роснедр прошли обыски: в связи с исчезновением официальной документации о конкурсах на добычу нефрита в Баунтовском районе Бурятии также возбуждено уголовное дело.

На пресс-конференции Павел Суляндзига также заявил, что, исходя из неких экспертных оценок, которые он имеет на руках, властям очень тяжело будет что-либо доказывать в суде. Тем не менее, по его словам, предпринята попытка ликвидации общины «Дылача». Он подчеркнул, что намерен и в дальнейшем защищать коренные малочисленные народы, четко связывая опальную общину с эвенкийским народом.

Однако эти его высказывания идут вразрез с мнением другого авторитетного представителя эвенкийского народа – зампреда Совета эвенков России, члена правления Союза общин РФ Владимира Мачехина. Тот провел свое личное расследование, в котором оказалось много интересных фактов.

Из расследования Владимира Мачехина следует, что при анализе деятельности СРЭО «Дылача» оказывается, что та не носит признаков семейно-родовой общины согласно федеральному законодательству. По мнению Мачехина, которое тот высказывал ранее, община не выполняет задачи, заложенные в уставе организации, и направлена исключительно на извлечение прибыли ее учредителями – Андреем и Татьяной Туракиными.

По версии Мачехина, община не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на социально-экономическое положение Баунтовского района РБ, населенных пунктов, где проживают эвенки, не участвует в социальном партнерстве с органами местного самоуправления, программах развития территории, не решает вопросов трудоустройства, улучшения условий проживания и повышения уровня жизни эвенков Баунтовского района.

Сами эвенки Баунтовского района расценивают благотворительность со стороны СРЭО «Дылача» и аффилированного с ней фонда «Татьяна» как незначительную. Они, по мнению Владимира Мачехина, считают, что производственная деятельность общины наносит значительный ущерб экологии региона, создает им препятствия для занятий традиционными промыслами – охота, рыбалка и прочего. Ну и далее: информационная кампания в защиту СРЭО «Дылача», как и ее деятельность, встречают неодобрение и осуждение авторитетных общественных и духовных лидеров Бурятии. Высказывания отдельных общественных деятелей в защиту СРЭО «Дылача» не только не соответствуют действительности, но и могут нести признаки «разжигания национальной нетерпимости». Также эксперт считает, что общественные защитники «Дылачи» либо дезинформированы заинтересованными в этом лицами, либо сознательно защищают коммерческие интересы «общины».

Выводом Мачехина стало то, что деятельность СРЭО «Дылача» непрозрачна, носит признаки множественных нарушений российского законодательства и не соответствует статусу семейно-родовой общины и интересам эвенков, проживающих в республике. Сложившаяся вокруг общины ситуация не несет признаков национальной дискриминации, а сопутствующая уголовному делу информационная кампания направлена на защиту коммерческих интересов двух учредителей СРЭО «Дылача» – Андрея и Татьяны Туракиных, и носит спекулятивный, заказной характер. В своем документе Мачехин предупреждает –выступая в защиту этой общины организации КМНС дискредитируют себя.

Получается, и на самом деле ситуация вокруг общины далеко не так однозначна, как ее характеризует Павел Суляндзига и другие защитники СРЭО. Тем более, что член Общественной палаты ни до, ни после пресс-конференции не нашел времени лично посетить Баунтовский район и поинтересоваться, что думают о «Дылаче» и нарушении своих прав сами эвенки.

Кол-во просмотров: 688

Поделиться новостью:


Поделиться: