Правительство в рамках подготовки антикризисных мер обсуждает, в том числе, самую жесткую модель реформирования системы сбора доходов - ликвидацию с 2017 года страховых взносов и возвращение социального налога, администрируемого ФНС.
Кроме этого, дискутируется увеличение нагрузки на высокие заработные платы (сверх порога в 800 тыс. руб. в год). Конечного решения по вопросу нет — в социальном блоке правительства полагают, что подобная замена будет означать прекращение работы страховой модели в большей части социальной системы РФ, сообщает «Коммерсантъ». В профильных ведомствах утверждают, что на уровне правительства вопросы пока не обсуждались, источник в ФНС сказал, что возврат к соцналогу сейчас представляется службе маловероятным, поскольку "это уже пройденный этап" — сейчас в правительстве, по его данным, обсуждается лишь то, в какой форме будет происходить синхронизация работы налоговой службы и ПФР. Материалы предполагают подготовку соответствующих проектов правовых актов до 1 марта 2016 года — то есть если правительство будет обсуждать эту идею, это произойдет в ближайшие две-три недели. Проект предполагает упразднение трех страховых взносов с их превращением в социальный налог с 1 января 2017 года. Реестры плательщиков социальных взносов документ предполагает передавать в ФНС уже с 1 июля. Социальные фонды, согласно проекту, не ликвидируются, а в дальнейшем сотрудничают с ФНС.Если это будет реализовано, речь пойдет о действительно больших деньгах. Доходы Пенсионного фонда (без учета трансферта, который он получает из федерального бюджета, то есть фактически — суммы страховых взносов) в 2016 году запланированы на уровне 4,3 трлн руб. Поступления в ФОМС (также без трансфертов) — 1 трлн руб., в Фонд социального страхования — еще 0,6 трлн. Итого ФНС в 2017 году может получить контроль над потоком соцплатежей, в 2016-м составляющих 5,9 трлн руб., или 7,5% ВВП. Это около половины нынешнего размера доходной части федерального бюджета (13,7 трлн руб., или 17,5% ВВП). В случае замены страховых взносов соцналогом его поступления станут частью доходной частью федерального бюджета, которая превысит 20 трлн руб. ПФР по сути, при таком варианте превратится в "собес" — структуру, занимающуюся лишь расходной частью пенсионного обеспечения: учетом пенсионных прав, начислением и выплатой пенсий.
В социальном блоке правительства подчеркивали, что превращение взносов в налоги противоречит страховым принципам работы пенсионной системы — равно как и ФОМСа и ФСС. Впрочем, судя по итогам совещания у премьер-министра 18 января, до 1 февраля на уровне правительства будут обсуждаться и другие подходы: вопрос увеличения обложения фонда заработной платы выше порога или его отмена вообще. Последнее, по существу, будет означать уничтожение страховой модели для пенсионной системы даже в случае, если саму по себе идею соцналога отвергнут.
Напомним, страховые взносы пришли на смену единому социальному налогу в 2010 году.