баннер новая бурятия

Переход на отечественные машины обрушит рынок легальных перевозчиков в Бурятии

Экономика |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Переход на отечественные машины обрушит рынок легальных перевозчиков в Бурятии
Фото: Татьяна Никитина

Больше месяца назад в Улан-Удэ состоялся круглый стол «Роль отечественных автомобилей в транспортной сфере Бурятии: перспективы локализации такси», который был организован профсоюзом «Новый Труд». На встрече депутаты горсовета, представители Общероссийского Народного Фронта, администрации города Улан-Удэ, научного сообщества и, конечно, перевозчиков обсудили принятый Госдумой в первом чтении законопроект, предполагающий перевод таксистов на российские авто.

Согласно законопроекту, уже с 1 октября 2025 года разрешения на работу с такси смогут получить только машины с высоким уровнем локализации или выпущенные в рамках специнвестконтрактов, заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Сейчас этим требованиям на российском авторынке соответствуют несколько моделей АвтоВАЗа, «Москвича» и электрокаров «Моторинвеста» из Липецка.

О том, как к этим планам относятся водители Бурятии и что произойдет с отраслью такси в случае принятия законопроекта, мы поговорили с представителем автопарка «More 03» Александром Ивановым.

 

- Александр Константинович, как оцениваете законодательную инициативу пересадить таксистов на автомобили российского производства?

- Мы относимся к этой идее с тревогой, потому что почти весь наш автопарк — праворульные иномарки, преимущественно японские. Их закупали годами. Водители ценят эти машины за надежность, долговечность и простоту в использовании.  Они отлично приспособлены к нашему климату. Перевести завтра всё хозяйство на отечественные машины — значит, перестроить сложившуюся систему: от закупки запчастей и ремонта до переобучения водителей. Это не просто сменить машину — это сломать привычную логистику и бизнес-процессы.

Если говорить о рисках для отрасли, то в первую очередь, закон ударит по кошельку самозанятых водителей. Им придется либо покупать новый автомобиль, либо уходить с рынка. Новые автомобили стоят немалых денег — придётся брать кредиты, которые сейчас весьма дороги. При этом механизмы господдержки перевозчиков в законопроекте отсутствуют. А продать подержанные такси по нормальной цене нереально — особенно в регионе с ограниченным спросом.

Удивляет, что законопроект обсуждают без учёта мнения таксистов. Где компромисс между автопроизводителями и перевозчиками? Поддержка отечественных предприятий – очень правильная и своевременная мера. Но почему для поддержки российского автопрома нужно рисковать стабильностью рынка перевозок?

- Есть ли какие-то конкретные данные, сколько самозанятых сможет позволить себе новые российские автомобили?

- Вряд ли я сейчас смогу назвать вам конкретные цифры. Но давайте начнем с фактов. Новая Лада стоит около двух миллионов, а среднестатистический водитель получает около 65 тысяч в месяц. Где тут накопишь с учетом сегодняшних цен на коммунальные расходы, продукты и вещи? Продать подержанное авто по хорошей цене не получится. Придётся брать кредит, а потом вкладываться в частый ремонт из-за недостаточного качества авто. Для таксиста машина – ежедневный «хлеб». Если она сломается, водитель сразу останется без денег.

Чтобы покрывать аренду, кредиты и ремонт, люди и так работают на износ — по 10-12 часов в смену, без выходных. Если их ещё заставят ездить на машинах, которые зимой плохо заводятся, долго прогреваются и не выдерживают бурятских дорог из-за слабой подвески — многие просто уйдут из профессии. Это скажется и на качестве обслуживания, и на безопасности пассажиров.

Сейчас в Бурятии около 4200 легальных такси. После принятия закона какая-то часть перейдут на работу в таксопарки. Но большинство пополнят ряды «серого» сектора, в котором, как известно, отсутствует ответственность, никто не следит за техническим состоянием машин, и никто не платит налоги.

- Есть ли в вашем автопарке отечественные машины? И если да, как они себя зарекомендовали?

- Есть два-три автомобиля. Но, если честно, — больше проблем, чем выгоды. Ремонтировать приходится чаще, запчастей в наличии нет — ждём неделями. Зимой — беда: то не заводятся, то подвеска «летит». И это при том, что они используются они на тех же дорогах, что и «японки». О комфорте говорить не приходится: шумно, холодно, сиденья неудобные. Водители недовольны, клиенты жалуются.

- Каким, по вашему мнению, должен быть российский автомобиль, чтобы его можно было использовать в такси?

- Он должен быть, прежде всего, надёжным. Такси — это не прогулки по выходным. Машина «крутит» по 300 километров в день. Кроме того, важны простота, скорость ремонта и, конечно, комфорт. Не элитный, но базовый: тепло, тихо, безопасно. И он должен быть конкурентным — как по качеству сборки, так и по условиям покупки. Тогда его и выберут таксисты.  

Когда-то в СССР так и было — «Волги» славились прочностью и простором. При этом, как известно, на такси в булочную не ездили. А сейчас — ездят, особенно если говорить об отдаленных микрорайонах, СНТ, ДНТ, которых в Улан-Удэ множество и где общественного транспорта попросту нет.

У нас ведь всё наоборот: вместо того чтобы улучшить продукт, предлагают запретить альтернативу. Это не путь развития, а тупик. Надо не запрещать, а стимулировать. Предложите водителю выгодные условия для перехода на российскую машину. Например, льготный лизинг, освобождение от налога, приоритет в заказах. Только так можно не принудить, а убедить.

- С вашей точки зрения, сколько времени нужно на переходный период, чтобы реализация закона не стала катастрофой?

- Минимум лет пять. Опять же при условии реальной поддержки. Сейчас вместо помощи — одни запреты. Это как сказать: «Ты прыгай, а страховку мы потом дадим, может быть». Это так не работает.

- Что изменится для пассажиров, если закон будет принят?

- Прежде всего, вырастет стоимость поездки – думаю, минимум на 25%. Водитель будет закладывать в цену услуги проценты по банковскому кредиту, возросшую стоимость техобслуживания и запчастей. Без этого — никакой выручки, одна борьба за выживание.

При возросшей цене пассажиры получат низкий уровень комфорта. Разумеется, у «серых перевозчиков» останутся иномарки, вот к ним и уйдут до 70% заказов уровня «комфорт». И снова в выигрыше окажутся те, кто привык игнорировать правила.

Именно поэтому сегодня сообщество таксистов Бурятии при участии профсоюза «Новый труд» собирают подписи под обращением к главе государства с просьбой доработать законопроект. Необходимо учесть мнение тех, кто работает в отрасли. Это в интересах общества и государства.

- Удачи Вам!

На фото: «Роль отечественных автомобилей в транспортной сфере Бурятии: перспективы локализации такси»

Кол-во просмотров: 851

Поделиться новостью:


Поделиться: