Национальный рецепт приготовления среднестатистического специалиста. В качестве бонуса – астрологический прогноз его профессиональной судьбы.
Пришла весна – пора пробуждения природы, а с ней идет пробуждение выпускников школ от 11-летней спячки. В это время школяры, завершающие свою школьную карьеру, массово озадачиваются перспективами дальнейшего обучения.
А мы займемся прогнозом и попытаемся представить, что же ждет наше подрастающее поколение за стенами родных школ. Возьмем обычного выпускника, систему образования образца 2010 года и приготовим из этих «ингредиентов» специалиста. Итак, рецепт.
Берем выпускников
№1. Средний балл 3,1. Дополнительное образование: театральный кружок (девочка) или футбол-баскетбол (мальчик). Увлечения – тусовки: ночные клубы (в городе) или дискотеки (в деревне). Свято верит, что готов к получению высшего образования. Именно оно, это заветное «высшее», по мнению его заботливых родителей, сулит перспективы престижного и сытого беловоротничкового существования. №2. Отличник и умница, победитель предметных олимпиад, идет на медаль. В портфолио – участие в научных обществах, аттестаты языковой, музыкальной или художественной школы и курсы дизайна интерьера. Мечтает стать высококлассным специалистом.
Помещаем двух гипотетических выпускников в систему образования, где они и будут вариться в течение ближайших лет.
Отечественная школа
Вузов у нас много, и вузы у нас разные. Есть вузы с богатыми образовательными и научными традициями, педсоставом высокой квалификации и с хорошей учебной базой; есть вузы, основным смыслом существования которых является удовлетворение потребности населения в обладании заветными «высшими» дипломами. Доктора наук? Библиотеки? Лаборатории? – увольте! Нескольких приглашенных на совместительство педагогов, столов, стульев и пары компьютеров для ведения бухгалтерии такому вузу оказывается достаточно. Впрочем, подзаработать на оказании платных образовательных услуг у нас ни один вуз не брезгует. Тут все проще репы пареной, тут высшей математики не требуется: чем больше людей принесут в вузовские закрома свои денежки, тем вузу слаще. В вузы у нас не попадает только ленивый. А если и ленивый, но платежеспособный, тоже попадает.
Правда, ситуация с поступлением нынче несколько напряглась. Во-первых, в этом году абитуриенту позволено рассылать ЕГЭшные копии только в пять вузов. Но, в общем, не беда. Второе препятствие серьезнее. Минобразнауки выдало новый проект – оптимизации вузовской системы. Из проекта следует, что из 344 подведомственных Рособразованию вузов через год останется не более 250. Уже в ближайшее время закроют вузы, в которых менее 300 студентов, а в вузах, обучающих менее 500 студентов, отменяется набор первокурсников. Кстати, этот процесс начался не сегодня: за последние два года в стране было закрыто 99 филиалов и 352 представительства вузов.
Хорошо это или плохо? Скорее, хорошо. Согласитесь, странновато выглядит «филиальное» высшее образование в стенах школы или ПТУ (пардон, лицея или техникума), куда преподаватели головного учреждения наведываются от силы пару раз за семестр. Читают же лекции и проводят семинары местные учителя тех же школы или техникума.
Озадаченность вызывает другой момент оптимизации: планы укрупнения учебных учреждений. Касается это и вузов. Казалось бы, слияние небольших профильных вузов и образование на их основе крупных центров с концентрацией и взаимодействием их научно-образовательного потенциала – идея вполне здравая. Если бы не «нюансы». Так, широкий резонанс получила попавшая «оперативным путем» в Госдуму служебная записка Рособразования, адресованная министру образования и науки Андрею Фурсенко, в которой изложена «Программа развития сети подведомственных высших учебных заведений». Из документа следует, что к Всероссийскому заочному финансово-экономическому институту планируется присоединить очный и вполне успешный Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Или вот еще: сделать Новосибирский архитектурно-строительный университет региональным центром педобразования.
У нас модно вслушиваться и всматриваться в подаваемые свыше «знаки». О чем свидетельствует этот «знак»? О том, что заочное образование теперь ставится выше очного? О том, что педагогов будут учить преподавать архитекторы? Это о таком подходе говорил г-н Фурсенко во время открытия Года учителя в Санкт-Петербурге: «Надо, чтобы ученики шли в лучшие вузы и чтобы в этих вузах обязательно учили учителей»? Не согласиться с тем, что педобразование у нас хромает на обе ноги, сложно. Но: не чреват ли этакий, с позволения сказать, «мичуринский» метод выращиванием «огурдынь»: архитекторопедагогов, педагогодокторов, геологоучителей или учителегосслужащих?
Будь готов
Итак, наши отличник и троечник поварились в образовательной системе, которая бурлила от потока поступаемых свыше указов, кипела от реструктуризаций, меняла свой цвет, размер и вес. Но что же конкретно изменилось, они так и не поняли. Как и предыдущие поколения студентов, ходили на лекции-семинары, сдавали зачеты-экзамены и, наконец, обзавелись долгожданными дипломами.
Пока они учились, менялась жизнь. Менялась кардинально и независимо от стараний госорганов. Жизнь стремительно заполоняли Интернет и новые технологии. Всемирная паутина размывала границы, оперативно поставляя трудовые ресурсы в любую точку мира. Они еще не поняли, что теперь многие работодатели готовы принимать на работу сотрудников, живущих не по месту нахождения своей организации, а по всему миру. Консалтинговые, юридические, бухгалтерские, научные, производственные, торговые компании могут взаимодействовать и сотрудничать, находясь в тысячах километрах друг от друга и от потребителей их услуг. Они еще не поняли, что конкурируют на рынке труда не со специалистами своего населенного пункта, а со спецами всего мира. Для них словосочетание «высшее образование» еще имеет первоначальный смысл – высшее!
Что же стало
Отличник завершил «бюджетный» курс мединститута, стал врачом. Бесплатно его медуниверситет предлагал лишь минимальный пакет образовательных услуг согласно Госстандарту. Госстандарты же, по обыкновению, не успевают за стремительно несущейся реальностью, оставляя за бортом изучение новейших технологий. Платную углубленную подготовку наш герой не потянул финансово. Зато он получил дополнительную бесплатную специальность «учитель химии и биологии». Работает в стационаре муниципальной больницы. Зарплата у молодого специалиста хотя и небольшая, но концы с концами сводит, а при необходимости подрабатывает репетиторством. Хотел бы зарабатывать больше, и потребность в самореализации не пропала, но в крупные медцентры, где требуется высокий уровень квалификации, или частные клиники, где желателен диплом международного образца, ему путь закрыт. Будущее его пугает: он понимает, что ставить диагнозы и назначать лечение на основании простых анализов из местной лаборатории – день позавчерашний. День сегодняшний – предлагаемое специализированными медцентрами дистанционное обследование с помощью подключенных к Интернету датчиков и приборов с последующей постановкой диагноза ведущими специалистами. Наш врач чувствует себя специалистом бронзового века.
Троечник, оплатив курс обучения, получил свой диплом неподалеку от дома. И сидеть бы ему без работы или работать не по специальности – ведь юристов-экономистов нынче пруд пруди. Ан нет, повезло ему с родственниками, да так, что и допспециальность «учитель экономики» не понадобилась. Пристроил дядя-чиновник нашего экономиста (или юриста) на тепленькое чиновничье место. Это ничего, что у него диплом не МГУ, а чудом сохранившегося филиала какой-нибудь Тимбумтрам-академии. Это ничего, что мир Интернет заполонил, тем паче ерунда, что дебет с кредитом в районе не сходятся. А где сходятся? Везде свои люди сидят и своих людей прикрывают. Перед чиновниками Интернет бессилен, потому как с чужими спецами, пусть и высококлассными, наваристой каши не сваришь.
Карина Невера.