С 18 апреля «Лукойл» снизит цены на бензины и дизель по всей цепочке: НПЗ — нефтебазы — АЗС, сообщила компания, пишут «Ведомости». Решение было принято «в связи со снижением котировок нефти и нефтепродуктов на мировых рынках и в соответствии с принятыми в компании подходами к ценообразованию». Насколько будут снижены цены, в сообщении не говорится. «Чтобы не давать сигнал рынку», — поясняет представитель компании.
Биржевые цены на нефтепродукты идут вниз, констатирует представитель «Роснефти». Это будет учтено при формировании отпускных цен компании. При определении ценовой политики принимается во внимание множество факторов макроэкономического и конъюнктурного характера, говорит представитель «Башнефти». Его коллега из «Газпром нефти» отказался от комментариев.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает, что всем остальным компаниям придется последовать примеру «Лукойла». Он напоминает, что цены на нефть падают. Urals подешевела с начала февраля на 18% — со $117,65 до $96,48 за баррель. Только за счет этого цены на моторное топливо могут потерять 1-1,5%, или около 50 коп. за 1 л.
Но этим дело не ограничится, считает Полищук. Ведь сейчас в России скопилось рекордное количество запасов топлива. По данным Минэнерго, на НПЗ и нефтебазах хранится 1,91 млн т товарного бензина. Абсолютный минимум был отмечен 17 мая 2011 г. — 805 000 т. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, нормальными считаются запасы в 1,3 млн т.
До сих пор российский рынок нефтепродуктов был сбалансирован. Все излишки производства бензина отправлялись на экспорт даже после введения в мае 2011 г. так называемых запретительных пошлин на бензин в размере 90% от нефтяной (см. график).
Причина дисбаланса — массированные поставки в Россию белорусского бензина, считает Аркуша. В этом году Россия договорилась о поставках из Белоруссии 3,3 млн т нефтепродуктов. Это беспрецедентная цифра. В прошлом году, по данным Минэнерго и Федеральной таможенной службы, весь импорт составил чуть более 200 000 т, а чистый экспорт нефтепродуктов из России — чуть менее 3 млн т. Поставки бензина и дизтоплива из Белоруссии уже начались. «Его везут в центр, на Юг и на Северо-Запад. Все заводы, которые работают на этих рынках, вынуждены поворачивать на восток, — говорит директор по развитию бизнеса „Аналитики товарных рынков“ Михаил Турукалов. — То есть хоть бензин пришел только в западные регионы, но отразилось это на всем рынке».
Раньше Белоруссия поставляла моторное топливо на Украину. Но в этом году правительство последней взялось за поддержку своей нефтеперерабатывающей отрасли, начав расследование против импорта нефтепродуктов из Белоруссии. В результате этого расследования могут быть введены заградительные пошлины на импорт белорусских автобензинов и дизтоплива на Украину.
Между тем мощность двух белорусских НПЗ составляет 21 млн т, а внутреннее потребление — 6 млн т.
Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин не считает создавшуюся ситуацию экстраординарной. Он полагает, что накопившиеся запасы топлива на НПЗ и нефтебазах необходимы, чтобы безболезненно пройти периоды пикового спроса.
«Впереди весенне-полевой сезон, во время которого растет потребление топлива, затем осенний период», — говорит Голомолзин. По его словам, это сезонные изменения, весной ежегодно растут запасы. Ведь топливо запасается и с учетом проходящего процесса модернизации НПЗ, отмечает чиновник. Ровно год назад запасы были меньше — 1,8 млн т.
По словам заместителя генерального директора компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, февральские и мартовские объемы всегда закупали для того, чтобы продать их в апреле. «Поэтому все нефтебазы заполнены. В апреле в России традиционно возникают бензиновые кризисы», — говорит Костюков.
Но сейчас эти объемы невозможно продать. Турукалов отмечает, что только вчера на бирже цены на дизель за несколько часов снизились на 500-600 руб. за 1 т. «Вчера „Газпром нефть“ продавала с омского завода дизельное топливо по 28 300 руб. за 1 т, а сегодня компания не может продать по 27 800 руб.», — говорит эксперт.
«Роста цен ждать, наверное, не надо. Чтобы хоть как-то продавать ресурсы, продавцы будут вынуждены снижать цены», — прогнозирует Турукалов.
Полищук отмечает, что в нынешних условиях нефтяники могут вернуться к разговору о снижении экспортных пошлин на бензин. Однако вряд ли правительство на это пойдет, считает Полищук, доходы от экспортных пошлин уже прописаны в бюджете. «Скорее всего они продолжат экспорт при заградительных пошлинах. В январе при ценах в $110 за баррель прибыль от экспорта бензина составляла $10 за баррель», — говорит собеседник. Правда, спрос на бензин в Европе тоже упал, замечает Полищук.