25 августа в КДЦ «Рассвет» состоялось ежегодное совещание работников образования г. Улан-Удэ «Наша новая школа – новое качество образования».
С докладами о модернизации российского образования, введении инноваций и новых требованиях выступили чиновники различного уровня, директора и учителя. Со всем новым придется знакомиться и испытывать на себе как школам и учителям, так детям и их родителям. Пока остается не ясным, как будут решаться вновь возникающие вопросы, ведь еще не решены многие наболевшие школьные проблемы.
Повышение требований
Изменения, которые ждут наши школы в новом учебном году, это продолжение реализации национальной инициативы «Наша новая школа», суть которой президент РФ Дмитрий Медведев раскрыл еще 19 января 2010 года. Часть из них уже была осуществлена, на многое еще потребуется время. В этом году школы Бурятии ожидает несколько преобразований.
В первую очередь, усилятся требования к школьникам. Единый государственный экзамен станет, скорее всего, не единственным способом проверки знаний, новые тестовые проверки будут применяться и в младших классах. При этом, по общему мнению учителей, опыт проведения ЕГЭ показал, что он не должен быть обязательным для всех выпускников – сдавать его должны только те, кто хочет продолжить обучение в вузах.
Повысятся и требования к учителям – будет введена новая форма проведения аттестации, которая будет включать в себя обязательное компьютерное тестирование и презентацию. Каждый учитель должен будет использовать современные технологии на своих уроках. Кстати, в изложенной инициативе «Наша новая школа» президент Медведев предложил привлекать специалистов, не имеющих педагогического образования.
Произойдет постепенное обновление образовательных стандартов. Это означает, что часть предметов станет обязательной, остальные школьник сможет выбирать сам, появится еще и дополнительная внеаудиторная нагрузка. Такой эксперимент пока стартует в начальных классах девяти школ города, у школьников появится десять дополнительных внеаудиторных часов. По мнению реформаторов, это изменение должно привести к интеграции учебной и внеучебной деятельности, объединению усилий школ и центров дополнительного образования.
Содержание обучения медленно, но в корне меняется: происходит создание школы полного дня, растут требования к качеству образования. Однако большинству школ требуется ремонт, сложно найти свободные площади для дополнительных занятий. Не решенным остается вопрос с оплатой внеурочного обучения, который волнует как учителей, так и родителей.
Зарплата учителей
Оплата труда работников образования всегда являлась главной проблемой, и с воплощением в жизни инициативы «Наша новая школа» ситуация не изменилась кардинально. На совещании много говорилось об изменении системы оплаты труда, которая теперь зависит от базовой части (количество часов и учеников) и от стимулирующей (участие и победы учеников в конкурсах и олимпиадах).
При переходе на нормативно-подушевую систему финансирования Бурятия столкнулась со значительными проблемами: во многих школах, особенно сельских и малокомплектных, снизился объем фонда оплаты труда, многие учителя попали под сокращение. Это в большей мере почувствовали на себе учителя из Хоринска и Иволгинска. В итоге президент Вячеслав Наговицын решил убрать различия между сельской и городской школами, а подушевой норматив привязать к численности населения.
Однако до сих пор возникает много споров по поводу новой системы оплаты, многие учителя высказываются за отмену стимулирующей части. В частности, профсоюз работников народного образования РБ много раз обращался к властям республики о пересмотре методики оплаты работы учителей и выделении дополнительных средств из бюджета. На прошедшем совещании председатель профсоюза работников народного образования Алексей Монголонов вновь высказался по этому вопросу.
– Труд учителя все больше усложняется в результате принимаемых реформ: вся воспитательная работа ложится на плечи учителя, появляются еще десять внеурочных часов, но это все не оценивается государством по достоинству, – заявил г-н Монголонов. – С появлением стимулирующей части учитель думает о том, как бы за нее ухватиться, нагружает себя еще больше. А разве может загруженный учитель дать качественное образование?
И хоть высказывание председателя профсоюза вызвало овации и одобрение учителей, власти отнеслись к нему весьма скептически, назвав позицию профсоюзов «отсталой».
– Мы призываем школы переходить на новый автономный режим работы, который позволит вам самим приобрести самостоятельность в расходовании бюджетных средств, использовать их более эффективно, повышать зарплату и стимулировать молодых специалистов– – заявил президент Наговицын. – Уже пять школ города перешли на автономный режим и почувствовали его эффективность.
Действительно, в этих пяти школах директора смогли более эффективно расходовать полученные средства, например, школе № 49 удалось повысить зарплату учителей в среднем на20 % и даже построить новый стадион. Однако многие педагоги все же выступают против обязательного превращения учебных учреждений в автономные организации, считая, что это «добьет» малокомплектные и сельские школы.
Поживем – увидим
Впрочем, все реформы в нашей стране показывают свою эффективность или провал только благодаря методу «проб и ошибок», поэтому судить об инновациях наши учителя пока не торопятся.
– Я думаю, переходить на автономный режим должны крупные школы, они от этого, несомненно, выиграют, – сообщила директор СШ № 42 Наталья Путилова. – Это экономит время директора и повышает эффективность использования финансовых средств. В такой системе директор должен быть не просто профессионалом в сфере образования, но и эффективным менеджером. О введении же десяти внеурочных часов и переходе школ на новые стандарты пока говорить рано, нужно это попробовать. В целом, конечно, учителя стали более загружены, но, на мой взгляд, им стало и интереснее работать, появился стимул.
Остается надеяться, что принимаемая властями модернизация не принесет вреда школе, а устранит имеющиеся проблемы и послужит своей главной цели – улучшению качества образования наших детей и повышению престижа работников образования. Пока же в нашей республике средняя заработная плата воспитателя в детском саду составляет 5 тыс. рублей, а школьного учителя – 11 тыс. При этом педагог выполняет 280 различных функций и несет ответственность за образование и воспитание десятков и сотен детей… Пожалуй, чтобы осознать всю ответственность за реформы, властям стоило бы побывать «в шкуре» учителя.