Народный Хурал Бурятии: диалог и плодотворное сотрудничество

В период 2007-2013 годов четвертым созывом Хурала было принято более 800 законов. Период работы четвертого созыва стал особым этапом развития представительной ветви власти - плодотворным и эффективным.
Политика |

В декабре 2007 года в результате выборов, впервые проводимых по смешанной системе, был сформирован четвертый созыв Народного Хурала Республики Бурятия. Из 66 депутатов Хурала половина избрана по партийным спискам («Единая Россия» — 22, «Справедливая Россия» — 4, КПРФ — 4, ЛДПР — 3), другая половина — по одномандатным территориальным округам.

Председателем Народного Хурала избран Матвей Гершевич, его заместителями — Александр Коренев и Цыденжап Батуев. В комитетах Хурала действуют рабочие группы, в состав которых кроме депутатов входят работники исполнительной власти, прокуратуры, отделов Хурала, эксперты и специалисты. Для предварительной подготовки и принятия организационных вопросов из числа депутатов сформирован Совет Народного Хурала, куда входят председатель республиканского парламента, его заместители, руководители комитетов и по одному депутату от комитета.

В период 2007-2013 годов четвертым созывом Хурала было принято более 800 законов. Отличительная характерная черта деятельности четвертого созыва— оперативность принятия законодательных актов, в силу тщательной проработки законопроектов в рабочих группах и комитетах. Период работы четвертого созыва стал особым этапом развития представительной ветви власти - плодотворным и эффективным.

В республике сложилась устойчивая структура политической элиты, образующей работоспособный депутатский корпус, ставший кадровым резервом для выдвижения на самые высокие должности республиканского и федерального уровней. К примеру, Арнольд Тулохонов стал сенатором, членом Совета Федерации Федерального собрания РФ, а Александр Ющенко, Иринчей Матханов и Вячеслав Мархаев стали депутатами Госдумы РФ, нижней палаты Федерального собрания РФ.

Приметой работы четвертого созыва стали выездные заседания комитетов и депутатов в ближние и дальние районы республики с целью изучения обоснованности законопроектов, того или иного решения.

Функция контроля представительного органа за соблюдением и исполнением законов РБ путем заслушивания отчетов, депутатских запросов и истребования информации изначально осуществляется на заседаниях и совещаниях комитетов и Совета Народного Хурала, зачастую выносится на сессию республиканского парламента.

Благодаря совместной работе всех ветвей власти в республике в последнее пятилетие наблюдается устойчивая положительная динамика роста основных показателей развития Бурятии. Законодательная база стала катализатором развития, в частности в создании благоприятного климата для привлечения инвестиций, увеличения финансирования на строительство и ремонт дорог, на благоустройство городов и сел, процесса господдержки малого бизнеса.

Вызовом времени для Хурала стали последствия мирового финансового кризиса. Снижение социальной напряженности, привлечение инвестиций в экономику республики — и эти вопросы решались четвертым созывом. Депутаты работали над реализацией Программы социально-экономического развития республики (СЭР) на 2008-2010 годы и на период до 2017 года. Важной составляющей работы Хурала стала вдумчивая работа над республиканским бюджетом. В течение 2010-го, посткризисного, года 8 (!) раз вносились изменения в главный финансовый документ республики, который по-прежнему остается социально ориентированным.

Законодательная база республики пополнилась законами, улучшающих защищенность населения. Удалось минимизировать рост безработицы, поддержать доходы граждан и не допустить резкого уменьшения числа рабочих мест. Темпы прироста таких показателей, как объем промпроизводства, инвестиции в основной капитал, реальные денежные доходы населения, в республике выше, чем в среднем по России и СФО.

В феврале 2011 года депутаты утвердили новые долгосрочную и среднесрочную Программы СЭР. Определена цель экономической политики на предстоящую перспективу — обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Обозначены 6 приоритетных направлений социально-экономического развития республики: развитие минерально-сырьевого, агропромышленного, лесопромышленного комплексов, туризма, инновационной деятельности и человеческого потенциала.

Политическое будущее Бурятии неразрывно связано с развитием парламентаризма, главное направление которого — консолидация представительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. В период деятельности четвертого созыва активизировались формы работы с органами местного самоуправления.

Действует консультативно-совещательный орган — Совет представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале.

В декабре 2009 года Хурал провел II съезд депутатов РБ всех уровней. В мае 2012 года состоялся III съезд депутатов РБ. По итогам съездов принимались резолюции, которые давали ориентиры для работы Хурала, представительных органов МСУ.

Диалог с различными группами населения помогает исполнять контролирующую функцию парламента. Эта деятельность депутатов осуществляется посредством такого инструмента, как депутатские запросы, которые направляются в исполнительные органы госвласти федерального и республиканского уровней, органы местного самоуправления, другие организации и ведомства.

Деятельность Народного Хурала носит открытый характер. Критические выступления в СМИ, на иных трибунах, подвергаются анализу, изучаются в парламентских рабочих органах. В целом стиль и кредо четвертого созыва Народного Хурала Республики Бурятия емко можно выразить так: диалог и плодотворное сотрудничество. Только в режиме живого диалога с населением, с заинтересованными сторонами, только в контексте ответственности за конечный результат Народный Хурал РБ, как инструмент народовластия, как представительный, законодательный, контролирующий орган, выполнит свою триединую задачу. От имени народа. Во имя народа.

Комитет по бюджету, налогам и финансам

В бюджетном комитете Хурала закладывается основа бюджетной политики республики. Доходы республиканского бюджета за последние 10 лет увеличились с 9,0 млрд до 39,3 млрд рублей, доля бюджетных средств, направленных на образование, здравоохранение, социальную политику, в общей сумме расходов республиканского бюджета возросла с 9,9% до 61,0%. А бюджет — это и есть роспись по статьям, куда и сколько средств направить. Бюджетный комитет оценивает проект бюджета, представляемый правительством РБ, и рекомендует всему депутатскому составу Хурала реальные параметры бюджета, сбалансированного по доходам и расходам.

Председатель комитета Цырен Доржиев и его заместитель Федор Трифонов представляют партию «Единая Россия». Всего же в состав комитета входят: Ц.Э. Доржиев, Ф.П. Трифонов, М.А. Баданов, И.А. Бобков, А.Г. Варфоломеев, Б.Б. Гармаев, М.Д.

Гергенов, А.Г. Зыбынов, И.Э. Матханов, С.М. Пашинский, А.П. Попов, В.Л. Савельев, Б.Ц. Семенов, С.Д. Цыдыпов.

Председатель комитета Цырен Доржиев:

- Решение проблем финансового обеспечения и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления приоритетно в работе. Здесь главная цель — обеспечение устойчивого и комплексного социально-экономического развития всех муниципальных образований в Бурятии. Важна коррекция механизма предоставления из бюджета муниципального района дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности. Этот механизм предусматривает пропорциональное выравнивание бюджетной обеспеченности поселений до уровня муниципального образования с максимальным уровнем бюджетной обеспеченности. Ведь качество жизни равноправных граждан республики не должно определяться только тем, в каком поселении человек живет. Государство обязано заботиться о жителе отдаленного села с тем же вниманием, с каким оно относится к жителю столицы республики.

Комитет по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы

Комитет определяет законные рамки функционирования органов госвласти Бурятии на всех уровнях, от сельского поселения до столицы республики. То есть, то, что называют «правовым полем». К основным вопросам ведения комитета относятся законотворческая деятельность и анализ хода исполнения законов РБ по разделам: основы конституционного строя республики, госустройство, МСУ, законность, охрана общественного порядка, защита прав и свобод человека и гражданина, госслужба, защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности.

Председатель комитета Анна Скосырская, заместитель председателя Михаил Кравченко.
Члены комитета - С.В. Калмыков, Л.В. Крутиян, С.А. Хабаркова, Ф.И. Чебунин

Председатель комитета Анна Скосырская:

- В общей сложности мы приняли около 1600 законов и столько же постановлений по направлению «государственное устройство», в области противодействия коррупции, по местному самоуправлении, избирательному законодательству, в социальной сфере. За последний Созыв мы провели два съезда совместно с депутатами Государственной Думы РФ, Советом Федерации РФ.

Единовременную выплату в размере 250 тыс. рублей будут получать в Бурятии приемные семьи. В семьях, где больше трех детей, обеспечиваются билетами в театр, детям до шести лет полагается оказание бесплатной медицинской помощи.

Что касается законодательства, на федеральном уровне принят закон, запрещающий иметь заграничные счета лицам, находящимся на госслужбе. Этот закон вступил в силу 7 мая 2013 года.

Взаимодействуем мы и с органами местного самоуправления, решили проблемы с утилизацией бытовых отходов и вопрос с питьевой водой. Эти вопросы также находятся в перспективе, мы будем заниматься этим и дальше.

Комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку

В стране идет процесс возрождения аграрного сектора экономики, реализуется государственная программа развития сельского хозяйства. Результатом её стали лучшие показатели его роста среди всех отраслей, даже в период кризиса. В этом непростом процессе роль законодателей как никогда велика.

С развитием рыночных отношений в России требовалось создать новую систему земельных отношений. Уникальный вид собственности и производительных сил одновременно — земля — требовал и особого к себе отношения, в том числе и прежде всего — законодательного. Именно депутаты четвертого созыва преуспели в законотворческой деятельности по вопросам земельных отношений.

Председатель комитета Владимир Павлов, заместитель председателя комитета Зоригто Цыбикмитов. Члены комитета - З.Н. Гатапов, Б.Б. Доржиев, Д.А. Козлов, Ю.М. Мельчаков, Ю.И. Тармаев.

Председатель комитета Владимир Павлов:

- В пределах 70% законов, принятых Народным Хуралом по направлениям – земельные вопросы, аграрная политика и потребительский рынок подготовлены именно депутатами нашего комитета. Заслуга комитета в том, что мы стараемся серьезно заниматься законотворческой деятельностью. Работа комитета организована таким образом, чтобы в создании законопроекта участвовали опытные депутаты. Они, придя в Народный Хурал, привнесли багаж знаний по направлениям своей работы. При разработке законов, мы считаем, главным является не количество, а качество. Таким образом, мы, прежде всего, учитываем, что эти законы дадут для народа. Так, принятые законы должны приносить пользу республике, районам, селам и отдельно взятой семье, человеку. Это главное, чем мы руководствуемся в законотворческой деятельности.

В комитете мы разработали и контролируем ход выполнения законов в области потребительского рынка, это, прежде всего, некоторые вопросы правого регулирования производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Нам серьезно пришлось поработать над земельным законодательством, так как в федеральном законодательстве особенно в 2002 году были довольно острые углы. При принятии и разработке законов мы постарались эти острые углы срезать. В большинстве своем у нас это получилось.

Комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды

К ведению комитета относится законотворческая деятельность по вопросам: госпрогнозирования и программ СЭР; инвестиционной и инновационной деятельности, государственно-частного партнерства; промышленности и транспорта; энергетики, информатизации и связи; строительства, архитектуры и ЖКХ; рынка труда и занятости населения; предпринимательства и туризма; ВЭД; использования природных ресурсов; охраны окружающей среды и экологии.

Председатель комитета Вячеслав Ирильдеев, заместитель председателя комитета Анатолий Коренев. Члены комитета - О.Д. Жигжитов, С.П. Мальцев, В.С. Немчевский, Б.Л. Очиров, Е.В. Пруидзе, В.Е. Сактоев, А.Д. Середкин, А.А. Суслов, Б.Б. Цыбиков.

Председатель комитета Вячеслав Ирильдеев:

- Мы видим, что в экономике многие процессы деформируются. И если в первом и втором созыве, мы поднимали порой декларативные законы, то сейчас разрабатываем очень сложные процедурные законы. К примеру, закон об универсальной электронной карте. Хотя процесс внедрения данной карты замедлился, это очень передовой, полезный проект.

Над законом «О технопарках» мы работаем более трех лет, и пришли к оригинальному варианту. Мы разработали модель технопарка для малых инновационных предприятий при вузах, потому что те наработки, которые есть при вузах, необходимо видеть и продвигать их к дальнейшей реализации. То есть надо не строить сказочные замки, а поддержать то, что есть. И в рамках этого пути мы разработали закон «О технопарках», который не имеет федеральных аналогов. Можно сказать, что сейчас мы находимся на авангарде законодательства. Также мы разработали хороший закон «О господдержке инвестиционной деятельности» и тоже детально проработали все механизмы. Разработан интересный закон «О государственно-частном партнерстве», который тоже на федеральном уровне недостаточно проработан, но мы его проработали.

Комитет по социальной политике

К ведению комитета относится законотворческая деятельность по вопросам:

развития социальной сферы республики, охраны здоровья населения, образования и науки, семьи и детей, пенсионного законодательства, медицинского

и социального страхования, социальной защиты населения

Ключевая проблема социальной политики России — не объем ресурсов, который

мы направляем на решение социальных задач, а эффективность, целевой характер проводимых мер.

Председатель комитета Александр Стопичев, заместитель председателя Сергей Мезенин, члены комитета - И.С. Багрий, Ф.П. Ботоева, С.Д.-Д. Будаева, В.О. Гейдбрехт, С.А. Дудник, В.Н. Егоров, Е.Ю. Лудупова, Р.И. Пшеничникова, М.П. Рябов, Е.К. Ханхалаев, Н.Д. Чимбеев.

Председатель комитета Александр Стопичев:

- Наша деятельность направлена на улучшение социальной сферы жизни. Наряду с множеством принятых нами законопроектов был принят закон, предусматривающий предоставление субсидий на приобретение жилых помещений многодетным семьям, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, учитывая при этом общий доход семьи – он не должен превышать 1,5 величины прожиточного минимума. Такая же помощь предоставляется семьям с семью и более детьми.

Также депутат отметил, что по мере накопления бюджета Комитет по социальной политике будет снижать данные критерии. Как отметил Александр Стопичев, первоочередная задача Комитета на ближайшее будущее – решение вопроса о повышении зарплаты в бюджетной сфере, которое ожидается в 2013 году согласно указу президента России от 7 мая 2012 года.

Создана рабочая группа по доработке законопроекта по детям войны. Мы настаиваем на уточнении категории «дети войны». Принятие закона – это дело времени. Я думаю, в Бурятии он будет принят.

Комитет по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений

Бурятия уникальна богатством и разнообразием духовной культуры, своей много-

вековой историей, традициями, обычаями народов, проживающих в этой много-

национальной республике. Многолетнее мирное сосуществование, взаимовлияние и обогащение культур бурятской, русской и других национальностей, основанные

на дружелюбных и толерантных отношениях, создали редкий сплав традиций и своеобразной ментальности, которая стала главной ценностью Республики Бурятия.

В Бурятии проживают более ста национальностей, активно работают 8

национально-культурных автономий, 621 общественное и 189 религиозных объединений.

Все это свидетельствует о многообразии межнациональной и межконфессиональной жизни и требует законодательного урегулирования в целях сохранения и укрепления традиционной дружбы между народами, а также полноценного развития всех этносов.

Председатель комитета Владимир Булдаев, члены комитета - Ф,П. Билдаев, З.А. Данилова, А.П. Найканчина, Д.-Н.В. Содномдоржиев, Т.О. Толбоев, А.Д. Цыбиков.

Председатель комитета Владимир Булдаев:

- В 2012 году был разработан и принят важный закон «Об общественной палате РБ». Нашим комитетом было разработано множество законопроектов в области социальной сферы, молодежной политики, спорта и т.д. Так, за последнее время приняты законы, регламентирующие меры поддержки общественных организаций. После вынесения предложения исключить спортивную борьбу из списка олимпийских видов спорта депутаты приняли постановление «Об обращении Народного Хурала РБ в Олимпийский комитет России о сохранении соревнований по спортивной борьбе в программе Олимпийских игр 2020 года». Не менее важный закон «О вступлении Народного Хурала РБ в Ассоциацию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья» был создан комитетом на основании официального приглашения членов Ассоциации законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья.

Комитет ведет межпарламентскую и международную деятельность, в этом направлении организовываются встречи с политиками из зарубежных стран. В 2012 году с дружественным визитом республику посетили представители Китая, Великобритании и из других стран. Также Комитет активно проводит круглые столы о ходе реализации принятых законов, на которых депутаты на практике рассматривают реализацию закона, выносят предложения и рекомендации для дальнейшей эффективной работы закона.

Кол-во просмотров: 904

Поделиться новостью:


Поделиться: