Мэрия Улан-Удэ пытается разрешить земельную проблему вблизи предполагаемого строительства третьего по счету моста через Уду, которое должно начаться в 2014 году в створе улиц 3-й Транспортной, Приречной с выходом на улицу Сахьяновой. «Новая Бурятия» продолжает следить за конфликтом вокруг авторынка на Приречной и за тем, как это может сказаться на строительстве нового моста.
История конфликта на Приречной
Напомним, что в течение трех последних лет владелец авторынка на Приречной и депутат Улан-Удэнского горсовета Михаил Степанов предпринимал насколько активных, но безуспешных попыток захвата большой части земельного участка кооператива автомобилистов №113 близ авторынка. Решением Арбитражного суда РБ от 21 марта 2012 года г-ну Степанову было отказано в иске на «истребование данного участка в собственность» его фирмы ООО «Бурятпромресурс». Мэрия Улан-Удэ в лице городского комитете по управлению имуществом (КУИ), возглавляемого в то время Евгением Степановым, на суде сначала выступала на стороне депутата Степанова. То есть против почти 500 членов существующего с 1976 года и старейшего из ныне существующих в Улан-Удэ гаражных кооперативов. Почти половину его членов составляют ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны афганской и чеченской войн и члены их семей.
Авторынок же депутата находится в окружении многоквартирных домов, в самом центре густонаселенного микрорайона, что, несомненно, сказывается на здоровье и комфортном проживании тысяч людей. ООО «Бурятпромресурс» как нарушитель санитарных норм наказывалось органом Роспотребнадзора. Жалобы жителей на то, что деятельность этого предприятия нарушает их право на благоприятную окружающую среду и вредит их здоровью, неоднократно поступали в государственные контрольные органы.
Кто здесь временные?
Это обстоятельство подвигло, наконец, мэрию принять решение о переносе авторынка в поселок Силикатный. Фирме «Бурятпромресурс» специально для этого был предоставлен земельный участок в районе бывшего силикатного завода, вдали от плотной жилой застройки. Однако в настоящее время авторынок остается пока на Приречной. А депутат Улан-Удэнского горсовета Михаил Степанов продолжает оспаривать в судах право членов гаражного кооператива на пользование своим земельным участком, предоставленным им почти 40 лет назад, подчеркнем, не во временное пользование, как утверждает Степанов, а без ограничения времени пользования.
– Когда господин Степанов утверждает, что земельный участок, выделенный ему КУИ по акту выбора, площадью почти в 11 тыс. кв. метров принадлежит его фирме ООО «Бурятпромресурс», то это, мягко говоря, не соответствует действительности, – сказал председатель кооператива Анатолий Пшенников. – Право на временное пользование землей, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, было у другого кооператива с таким же названием, как у нас. Тот кооператив, оказывается, существовал несколько лет с 1983 года на территории авторынка. Он и распался. И этот другой кооператив не имеет никакого отношения к нашему, что документально установлено в суде. Да, наши металлические гаражи являются временными, но наше право на пользование участком для размещения гаражей не временное, а бессрочное. То есть каждый из нас может убрать свой временный металлический гараж и поставить на его место другой временный металлический гараж. На это есть решение исполкома Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов 1976 года.
О планах города
В настоящее время судебное производство по иску Михаила Степанова в Октябрьском районном суде приостановлено, а мэрия свой иск к гаражному кооперативу отозвала. Тем временем в связи с началом подготовки к строительству нового моста через Уду конфликт на Приречной получил новое развитие.
Напомним, что в соответствии с генеральным планом Улан-Удэ для того, чтобы более или менее разрешить здесь транспортную проблему, планируется:
- во-первых, строительство упомянутого моста через Уду в створе улицы Сахьяновой;
- во-вторых, строительство обходного кольца Восточно-Сибирской железной дороги с запада и юга от города;
- в-третьих, строительство автомагистрали через промзону от улицы 3-ей Транспортной в восточном направлении к производственному комплексу Улан-Удэнского авиазавода до соединения с внешней районной дорогой на Читу;
- в-четвертых, строительство четвертого моста через Уду в районе поселка Южный для связи восточных районов города;
- и в-пятых, строительство дамбы и моста через Селенгу на запад от улицы Бабушкина в сторону международного аэропорта Байкал по линии улиц Тулаева – Ключевская – Трубачеева (через новую развязку).
В связи с этим гаражников теперь пытаются представить как главное препятствие для того, чтобы в столице Бурятии появился первый из вышеупомянутых важных транспортных объектов. Но мешает ли на самом деле гаражный кооператив строительству нового моста?
Переговоры с мэрией
С месяц назад мэр Улан-Удэ Александр Голков, по-видимому, имея в виду недостоверную информацию, предоставленную ему коллегой по горсовету Михаилом Степановым, достаточно резко выразился по поводу перспектив гаражников.
– Надо внимательно изучить не «хотелки» и пожелания, надо смотреть на муниципальные нужды. Если строятся какие-то крупные инфраструктурные объекты, мнение людей, конечно, надо выслушивать. Другое дело, каким-то образом эти люди получили разрешение (на пользование землей. – С.Б.)? Вот в чем вопрос! – заявил мэр Улан-Удэ Александр Голков.
В данном случае, скорее всего, имеется в виду то, что у гаражного кооператива право на пользование землей закончилось. Однако члены кооператива считают, что мэра ввели в заблуждение, и обращаются к нему с просьбой о прямой встрече с ним. Пока же обсуждение проблемы гаражников идет на уровне нового главы Октябрьского района Александра Сухорукова, уже бывшего коллеги мэра Голкова по горсовету.
– После того как мы написали письмо Александру Михайловичу (А.М. Голкову. – Ред.), до нас доходила информация о том, что сначала готовилась наша встреча с сити-менеджером Евгением Пронькиновым, но в итоге мы встречались с новым главой Октябрьского района, – рассказал Анатолий Пшенников. – На ней мы с Александром Сухоруковым решили свести наших юристов и попытаться снять имеющиеся разногласия. Кстати, на этой встрече нам опять почему-то показывали документ 1983 года о выделении земли во временное пользование не нашему кооперативу! Мы же хотим предложить мэру свой вариант решения проблемы. Мы согласны с тем, что строительство моста затронет часть земельного участка, на котором стоят наши гаражи, и готовы перенести часть гаражей подальше от стройки или сократиться за счет неиспользуемых гаражей и земли, за счет должников, которые не платят членские взносы.
Куда переместить депутата Степанова?
Сегодня гаражники, говорят, что их кооператив совсем не препятствует строительству необходимого всему городу моста. Они сами готовы обсуждать разные варианты решения проблемы. В частности, если авторынок на Приречной в ближайшее время переедет в район Силикатного завода, то почему бы в обмен на отчужденную от кооператива для строительства моста землю не предоставить ему часть земли, занимаемой сейчас под авторынок. Тем более что бизнесмен и депутат Михаил Степанов свой участок для развития авторынка уже получил.
Но сейчас членам кооператива, живущим в основном в районе радиостанции, бывшего БМДК и 18-го микрорайона (улицы Лебедева, Жердева и Ключевская), предлагают переехать со своими гаражами в район 42-го микрорайона (!), где в лесном массиве (!) за железнодорожной веткой планируется размещение некоей «автостоянки». Это означает, что многие члены кооператива, в особенности пожилые люди, пользоваться своими гаражами из-за отдаленности от места их проживания вообще не смогут. В результате большинство металлических гаражей из этого кооператива, скорее всего, будут перенесены непосредственно к домам их владельцев, в жилые дворы, к детским площадкам и подъездам.
Гаражники спрашивают: почему одного депутата Степанова переместить куда-нибудь в другое место нельзя, а 500 членов кооператива можно?