В коридорах Народного Хурала и правительства Бурятии развернулась властная интрига вокруг создания в республике одного из институтов гражданского контроля деятельности чиновников – Общественной палаты РБ.
В настоящее время Бурятия – единственный регион России, в котором не создана даже видимость общественного контроля исполнительной власти. До сих пор здесь не введена должность уполномоченного по правам человека, не создана своя республиканская Общественная палата.
Проснулись…
И вот с апреля этого года обе ветви власти неожиданно возбудились и наперегонки продвигают каждая свой проект создания Общественной палаты. Сначала глава республики Вячеслав Наговицын со своим кабинетом министров решил ввести этот институт своим властным актом, без участия Народного Хурала. В марте-апреле был разработан и запущен по кругу согласований и экспертиз проект постановления правительства Бурятии «Об Общественной палате Республики Бурятия».
Депутатам Хурала это желание правительства самостоятельно учредить общественный орган, который будет это самое правительство контролировать, показалось, мягко говоря, нелогичным. И народные избранники выступили с проектом, рожденным уже в своих парламентских кабинетах. Депутаты решили: «Общественной палате быть!», но создание ее должно регулироваться принятым ими, депутатами, законом. И никак иначе.
– Общественную палату, которая, собственно говоря, и будет контролировать должностных лиц, органы государственной власти и местного самоуправления, хотели создать постановлением исполнительного же органа власти, то есть основного объекта общественного контроля. Это же абсурд полнейший! – считает один из инициаторов законопроекта, депутат Народного Хурала Бурятии от фракции КПРФ Сергей Будажапов. – Все это, конечно же, ускорило разработку, обсуждение депутатами нашего законопроекта и включение его в повестку дня ближайшей июньской сессии Народного Хурала. Мы очень быстро подготовили этот законопроект и внесли его в качестве законодательной инициативы.
Правительство уступает?
Инициатором принятия своего варианта Закона «Об Общественной палате Бурятии» выступила группа депутатов, представляющих все фракции Народного Хурала. Это все четверо депутатов-коммунистов, эсеры Иринчей Матханов и Владимир Гейдебрехт, Степан Калмыков (фракция «Единая Россия»), Иван Багрий (фракция ЛДПР). На сегодняшний день проект закона прошел процедуру обсуждения и получил положительную оценку в четырех из шести хуральских комитетов. По сведениям «Новой Бурятии», в правительстве Бурятии уже отказались от идеи создать Общественную палату своим постановлением.
Почему же правительство так легко отказалось от проекта своего постановления, отдав создание Общественной палаты на откуп депутатам? И в чем же отличие двух проектов – правительственного и парламентского?
Как сформировать Общественную палату
В первую очередь, эти отличия касаются принципа формирования Общественной палаты. По мнению Вячеслава Наговицына и его подчиненных, будущая палата должна состоять из 48 членов, разбитых на 4 части по 12 человек. При таком варианте первую четверть членов палаты (12 человек) назначает сам глава республики, вторую четверть выбирают депутаты Народного Хурала, третью четверть – Совет муниципальных образований, в который входят представители мэрии Улан-Удэ и районов республики. И только последних 12 членов Общественной палаты Бурятии правительство доверяет избрать самим представителям общественных организаций, которые должны созвать для этого свою специальную конференцию.
Напомним, что в Москве одну треть (42 человека) членов действующей с 2005 года Общественной палаты России выбирает и утверждает президент страны. Кандидаты, кстати, имеют право согласиться или отказаться. Вторую треть принимают к себе уже назначенные президентом первые 42 члена палаты, и последние 42 члена (это «региональщики», прошедшие до этого два этапа отбора – в своем регионе и затем в своем федеральном округе) принимаются утвержденными ранее двумя третями состава палаты. Конечно, по сравнению с принципом формирования Общественной палаты России правительство республики предлагает более демократичный вариант.
Однако проект закона, рожденный депутатами Народного Хурала, на фоне российского закона и проекта бурятского правительства выглядит просто «народным проектом». Поскольку в нем сами общественники выбирают не треть и не четверть, а ровно половину членов будущей Общественной палаты Бурятии. По этому законопроекту на первом этапе формирования этого органа из 42-х членов палаты 21 человек должен выбираться тайным голосованием на совместной конференции общественных объединений. Вторая половина Общественной палаты выбирается в равных долях (по 7 человек) главой республики, Народным Хуралом и Советом муниципальных образований. Причем, не позже чем через 30 дней после завершения первого этапа и после консультаций с уже выбранными от общественных объединений членами палаты и (внимание!) с учетом их мнения!
По словам Сергея Будажапова, разработчиками законопроекта изучен опыт всех субъектов федерации, в большинстве из которых формирование общественных палат происходит с доминированием со стороны общественности, а не органов власти.
– Этот законопроект мне нравится больше, чем тот, который мы уже обсуждали в 2008 году, и чем нынешний правительственный, – говорит известный в Бурятии общественный активист Эржена Будаева. – Главное, чтобы все это не забюрократизировали и не слили опять в бесконечных спорах.
Бурятия – «белая ворона»
Председатель общественного фонда «Безбарьерная среда» Эржена Будаева – постоянный участник проводимых ранее конференций и общественных слушаний, на которых в прошлые годы дважды (в 2005 и в 2008 годах) в горячих спорах обсуждались прежние варианты законопроекта «Об Общественной палате РБ». Кроме того, она была в одном шаге от того, чтобы войти в самый первый состав Общественной палаты России, который выбирался в течение 2005–2006 годов и работал до 2008 года. Тогда, в 2005 году, Эржена Будаева набрала больше всех голосов сначала в Бурятии, затем в Сибирском федеральном округе. Однако на последнем этапе ее отсеяли те, кто раньше вошел в состав палаты, – президентские избранники и избранники президентских избранников. Стать их избранницей Эржене была не судьба, однако опыт в этой сфере ею был накоплен немалый.
– Мы в Бурятии капитально отстали с принятием такого закона, и наша республика как белая ворона среди других регионов, где давно уже есть свои Общественные палаты, – говорит Эржена.
– Все прежние обсуждения проектов закона показали то, какие мы, общественники, разные, шумные и неуправляемые. Есть среди нас люди, которые вообще не способны просто сесть и спокойно, без претензий и амбиций что-то важное обсудить, – продолжает Эржена. – Кроме того, мне кажется одной из главных причин того, что раньше не получалось принять закон об Общественной палате, является позиция нашей власти, которая хочет, чтобы все было у нее под контролем, чтобы со стороны общественности не возникало неудобных вопросов к самой власти. Поэтому шло навязывание удобного варианта закона, при котором в Общественной палате Бурятии оказались бы в основном так называемые «свадебные генералы» – пожилые отставники с почетными званиями и наградами, наши великие спортсмены и замечательные артисты. Всех их мы и так любим, но не факт, что они способны вести общественную деятельность, защищать перед властью интересы простых людей. Поэтому в тех прежних законопроектах был явный перекос в пользу интересов чиновников.
История неудач
Прежние неудачи в обсуждении и принятии закона привели к такому казусу. Мэрия Улан-Удэ, видя, что не удается учредить республиканскую Общественную палату, забросила в массы общественников идею о создании такого органа на территории столицы Бурятии. Эта неожиданная идея тоже успеха не имела.
– В прошлом году ко мне подходил Тучков (Сергей Тучков, начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике администрации Улан-Удэ. – С.Б.) со своей идеей создания городской Общественной палаты. Я и озвучила эту идею в прессе. Но в итоге, видимо, ему не дали этого сделать и все опять заглохло, – рассказывает Эржена Будаева.
Однако самым первым инициатором создания Общественной палаты формально был первый президент республики Леонид Потапов. Именно он обратился к бывшему вице-спикеру Народного Хурала Виктору Измайлову с предложением «поднять волну снизу».
– Еще в 2004 году Потапов позвонил мне, отставнику, домой и говорит: «Виктор Вавилович, надо нам, наверное, Общественную палату создавать», – рассказывает Виктор Измайлов. – Я написал самый первый проект закона, а комитет по связям с общественными объединениями администрации президента собрал своих общественников его обсуждать. Собрались «Байкальские амазонки», ФИРН, Республиканский правозащитный центр в лице Евгения Кислова, кто-то еще… И началось! Там такое понесли! В итоге общественники собрались пару-тройку раз, а в прессе после этого вышли статьи вашего брата-журналиста с такими заголовками: «Палата №6», «Отстойник для бывших чиновников». И все развалилось. Через некоторое время была еще одна попытка администрации собрать для обсуждения ту же публику. И вновь неудачно. После всего этого Потапов мне звонит второй раз: «Виктор Вавилыч, извини. Народ не хочет»! При нынешнем президенте в 2008 году тоже собирались на общественные слушания уже другого проекта закона (по проекту, написанному Светланой Будашкаевой. – С.Б.), и снова толку никакого. А все потому, что у нас в республике власть народу не доверяет. Говорим о коррупции, а проверять-то чиновников некому.
Сегодня все общественники в один голос говорят: основная причина столь сложной судьбы закона об Общественной палате в Бурятии заключается в том, что все предыдущие попытки его принять насаждались сверху, властью, которой на самом деле по-настоящему действенный институт общественного контроля совсем не нужен.
Борьба за властные полномочия продолжается
Сегодня первоначальный проект закона, предложенный группой депутатов, считается общественниками прогрессивным и полезным. Но каким будет его окончательный вид, пока не известно. Не исключено, что при обсуждении законопроекта глава Бурятии Вячеслав Наговицын будет предлагать свой принцип (по формуле 12+12+12+12) формирования нового органа.
Впрочем, возможно, что между депутатами-инициаторами принятия Закона «Об общественной палате РБ» и администрацией главы республики была достигнута некая договоренность на основе обмена. Проект закона будет рассмотрен на ближайшей сессии Народного Хурала 27 июня и, возможно, будет впоследствии принят, сохранив при формировании Общественной палаты доминирование представителей общественности.
Но при этом депутаты исключили из повестки дня сессии рассмотрение проекта закона об Уполномоченном по правам человека в Бурятии. Заметим, что депутаты написали в законопроекте о том, что это должностное лицо тоже назначается не главой республики, а Народный Хуралом. В итоге столь активная атака Народного Хурала с целью обложить правительство контрольными органами, никак от последнего не зависящими (возможно, на сессии рассмотрят также и законопроект «О народном контроле в Бурятии»), была правительством наполовину отбита.
Однако что-то подсказывает: у начала властной интриги будет интересное продолжение.