Хамбо лама Дамба Аюшеев: «Мы можем чудо сотворить собственными руками»

У «Новой Бурятии» появилась очень хорошая традиция получения духовных наставлений от Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Лама напомнил о событиях Года Дракона, коснулся вопросов происхождения человека и истоков буддизма в Бурятии и России.
Общество |

У «Новой Бурятии» появилась очень хорошая традиция получения духовных наставлений от Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. На страницах газеты в 2011-2012 годах Хамбо лама неоднократно рассказывал о необходимости возрождения буддийской цивилизации в республике, а также о сохранении культуры и традиций бурятского народа. На этот раз Хамбо лама напомнил о событиях Года Дракона, коснулся вопросов происхождения человека и истоков буддизма в Бурятии и России.

К истокам

Вернувшись из Москвы после федерального послания президента России Владимира Путина, Хамбо лама среди своих повседневных занятий нашел время для того, чтобы рассказать «Новой Бурятии» о важнейших событиях в жизни Традиционной буддийской Сангхи.

– Мы будем провожать Год Дракона в конце января. 10 февраля начнется Год черной Змеи, – после короткой медитации отметил Хамбо лама. – Буддийская традиция гласит, что Будда Шакьямуни назвал один из 12-ти годов именем этого мистического существа за заслуги перед людьми. Дело в том, что очень давно люди прилетели на планету Земля как стая лебедей в сопровождении дракона. Поэтому у хори-туматов и хонгодоров птица Лебедь – Хун Шубуун – почитается как прародительница.

По словам главы Сангхи, Дракон является покровителем водной стихии. А люди постоянно нуждаются в воде, однако вода не утоляет жажды людей. Поэтому они, изобретая все новые напитки, ищут и не могут найти нектар Амрита, который они пили на родной планете под названием Анаватдалай и который давал бессмертие. И, кстати, в Бурятии существует настоящий культ аршанов, которые дают воду, напоминающих об Амрите.

– Год Дракона всегда отличается удивительными, чудесными и мистическими событиями. И если мы не в состоянии обрести что-то волшебное, то можем чудо сотворить собственными руками, – продолжил Хамбо Лама. – Мы начали чудесное возведение дворца в местности Эргэ-Бургэ Кяхтинского района, на левом берегу ниже по течению реки Чикой на средства, выделенные президентом России. Это очень знаменательное место, здесь ровно 280 лет назад, в 1732 году, первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев впервые установил место под строительство первого дацана в Бурятии. Это место обитания ботхисаттвы Манжушри, воплотившего ум Будд трех времен. Именно здесь в XIX веке был написан буддийский трактат «Взаимозависимость связей», в котором рассказывается о происхождении дракона.

Хамбо лама пояснил, что это будет самый большой буддийский дворец, достойный деятельности великого Хамбо ламы Заяева. И дворец именно возводится. Строят дома и дуганы, субурганы созидаются, дацаны устанавливаются по воле Пандидо Хамбо ламы, а дворцы – возводятся. Ведь каждое событие соразмерно своему значению.

Подготовка к великому юбилею

По словам Хамбо ламы, еще одним знаменательным событием года стало начало подготовки к значимому для буддизма и Бурятии юбилею – в 2014 году будет отмечаться 250-летие установления института Пандидо Хамбо ламы указом императрицы Екатерины II.

В 1764 году Екатерина Великая заложила основу для укрепления позиций буддизма в России, учредив пост Пандидо Хамбо ламы – российского главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. До этого времени все буддисты на территории России пребывали под духовным руководством иностранных – монгольских и тибетских – иерархов. Этот указ считается вторым важным шагом в признании буддизма одной из государственных религий Российской империи после указа 1741 года императрицы Елизаветы Петровны.

Первым Пандидо Хамбо ламой стал настоятель Цонгольского дацана Дамба Даржа Заяев, первый выдающийся бурятский буддийский ученый. Он получил полное классическое буддийское образование в Тибете и полномочия распространять Дхарму лично от Панчен ламы и Далай ламы. 22 июня 1764 года за №610 по ходатайству нойонов селенгинских родов вышел указ Пограничной канцелярии об утверждении Дамба Даржа Заяева в должности «Главного Пандидо Хамбо ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала». С этого времени у всех бурят начала формироваться единая буддийская религиозная организация с самостоятельным управлением и собственной духовной властью.

– Это будет событие огромной важности, великий праздник, настоящая гордость для нашего народа, сохранившего и укрепившего этот важнейший буддийский институт, – подчеркнул Хамбо лама. – К этому празднику мы будем проводить много различных мероприятий. К этой дате, кроме буддийского дворца в местности Эргэ-Бургэ, мы возведем дворец Белой Тары в местности Талын Харгана Селенгинского района, где ушел в нирвану Хамбо лама Заяев, а также воссоздадим Зугалайский дацан в Моготуйском районе Агинского Бурятского округа, установим Боханский дацан в Усть-Ордынском округе. В 2011 году уже был построен Усть-Ордынский дацан при помощи депутата Законодательного собрания Иркутской области Владимира Александровича Дмитриева. Таким образом этническая Бурятия объединяется вокруг учения Будды.

Восстанавливать традиции

Хамбо лама отметил, что необходимо развивать народные традиции и обычаи. «Каждый народ стремится обогатить человечество своим национальным видом спорта, сделав его олимпийским. К примеру, японцы привнесли в олимпийское движение дзюдо, англичане - футбол, США - вольную борьбу. - отметил Хамбо лама. - В Бурятии есть три вида спорта, которые символизируют качества нашего народа, – это конный спорт, национальная борьба и стрельба из лука. Задача Сангхи сохранить и развить эти виды спорта, которые являются богатством и национальной гордостью. Однако не все депутаты, чиновники и бизнесмены поддерживают развитие национальных видов спорта. Это явное проявление их бескультурья. И даже «Новая Бурятия» не пишет о национальном спорте!».

– Конь, с буддийской точки зрения, это символ удачи, – подчеркнул Хамбо лама. – Раньше мужчина покупал коня, чтобы показать свою состоятельность. Коров разводили, чтобы не умереть с голоду, овец – чтобы разбогатеть, так говорили в народе. Нам нужно вернуться к скотоводческим традициям на новом уровне, так, чтобы житель села жил комфортнее и богаче, чем житель города. Говорил раньше и повторяю снова: люди должны вернуться в село, вернуться к своей земле. И в каждом селе должны быть созидатели.

Глава буддийской Сангхи рассказал, как недавно побывал в знаменитом селе Укурик Хилокского района, давшем миру знаменитого скульптора Даши Намдакова. Все жители села умеют шить прекрасные унты, «даже человек с двумя высшими образованиями там зарабатывает на жизнь пошивом унтов».

– А Хурумша, где выращивают и солят огурцы. Эти удивительные села дают надежду на то, что у каждого села может быть свое лицо, свой особенный товар, которые жители села могут изготавливать лучше всех, – продолжил рассказ Дамба Аюшеев. – Мы кровно заинтересованы в том, чтобы восстановить ремесла, производства на селе. Ведь во всем мире больше ценится то, что произведено руками человека. Многие бурятские села воспеты своими поэтами, так почему каждому селу не выставить своих конников, лучников, борцов, показать свой товар, национальное блюдо. Мы проводим Игры трех мужей, посвященные Хамбо ламе Итигэлову. И с каждым годом в них участвует все больше сел и людей. И когда каждое село выставит своих лучших представителей, это будет самый прекрасный праздник на радость Хамбо ламе Итигэлову. Имея такое достояние, нам надо быть достойными его.

В заключении Хамбо лама отметил вклад в развитие национального спорта Владислава Матвеевича Бумбошкина и Александра Гомбоевича Лубсанова: "При их поддержке мы ежемесячно проводим турниры, в которых участвуют молодые борцы. Таким образом, молодежь не бросает занятий национальной борьбой после окончания школ".

Кол-во просмотров: 723

Поделиться новостью:


Поделиться: