Два месяца прошло с тех пор, как в Улан-Удэ начали сдавать на прокат электросамокаты. Это так называемый кикшеринг, который схож с каршерингом и велошерингом. Пользоваться услугами кикшеринга могут все желающие, у кого есть нужное приложение и банковская карта с необходимой суммой. Корреспондент «Новой Бурятии» пообщался с непосредственными пользователями электросамокатов, а также проверил на себе возможности средства индивидуальной мобильности (СИМ) на улицах Улан-Удэ.
С колес на колеса
Электросамокаты плотно вошли в жизнь улан-удэнцев в прошлом году. Тогда во дворах и парках города стали все чаще встречаться взрослые и дети, наворачивающие круги по асфальту и плитке, а о сдаче электросамокатов в прокат ходили только слухи. К непростым условиям езды в Улан-Удэ горожане сперва привыкали на собственных «электродосках на колесах».
Анастасия - владелица электросамоката с годовым стажем. Свой аппарат она приобрела весной 2021 года за нескромные 55 тыс. рублей. За время эксплуатации в ДТП и другие опасные ситуации она не попадала, несмотря на любовь к высокой скорости и крутым виражам. Единственные пострадавшие – ноги девушки. Ушиб либо растяжение мышц или связок при неправильной эксплуатации можно получить легко, с этим Анастасия сталкивалась не раз.
- У бывшего молодого человека был такой аппарат, я и подумала, почему бы мне не купить такой же. Тогда успела пару раз поездить, почувствовала, что это такое – езда без усилий и напряга. Раньше были ролики, каталась на высоких скоростях по городу, но с ними было неудобно, ноги ватные после езды. Я сдала на права, но купить машину сейчас, как и в прошлом году, проблематично. Покупка в планах, а пока спасаемся электросамокатом, он очень выручает в теплое время года, - поделилась Анастасия.
Полностью выплатить кредит за электросамокат девушке удалось в этом году. За год эксплуатации с аппаратом ничего не произошло: ремонта и замены каких-либо деталей не потребовалось. Нужно было только купить новое зарядное устройство – оригинальная зарядка потерялась пару месяцев назад.
- Его хватает надолго, заряжается он часов 6-8. На одном заряде вполне возможно проехать от Шишковки до 40-х кварталов через центр города: через Элеватор, Советскую, Коммунистическую, через мост по Бабушкина и дальше через «Саяны». Аппарат неприхотлив в работе, главное, осторожным на съездах быть. Один казус произошел со мной в этом году, когда я ехала с Элеватора на площадь Советов. Я остановилась на первом светофоре, стояла одной ногой на электросамокате, второй – на асфальте. Пока ждала «зеленого», сидела в телефоне, еще и в наушниках была. Второпях, когда уже можно было ехать, перепутала газ с тормозом, в итоге упала и подвернула ногу. Болит до сих пор, - рассказала Анастасия.
Свой или чужой
Так ли просто, комфортно и безопасно, передвигаться по городу с ветерком? В прошлом году мы уже писали материал о том, с каким сложностями сталкивались пользователи электросамокатов при передвижении по главным улицам Улан-Удэ. Речь шла о пути по маршруту «пл. Комсомольская – Элеватор – площадь Советов - Арбат». Эти места – одни из самых проходимых в городе, где в часы пик не то что проехать, пройти сложно.
В этот раз мы решили проехать с Анастасией по тому же маршруту и сравнить, как себя ведут два электросамоката: ее личный и взятый на прокат. Для этого идем к главному входу в парк им. Орешкова. Процедура уже знакомая: скачиваем приложение, регистрируемся, вводим персональные данные, в том числе данные банковской карты, выбираем подходящий электросамокат, который отображен на карте, и оплачиваем прокат. Есть несколько тарифов, в нашем случае это 350 рублей за 1 час.
Самое оптимальное время для езды на электросамокатах – вечер либо утро после часа пик, утверждает Анастасия. Машин на улицах становится меньше, что значительно упрощает передвижение – не страшно выехать со двора на тротуары или проехать выезды без необходимости спускаться с электросамоката. Но тут появляется основное препятствие – люди. В теплое время года, особенно после работы, на улицах Улан-Удэ становится очень людно, приходится много маневрировать либо сильно снижать скорость. Актуально это в парковых зонах, где пешеходам тротуарные дорожки приходится делить со всеми: с велосипедистами, со скейтерами, с роллерами, а теперь еще и с самокатчиками.
После получаса езды можно сделать небольшой подытог.
- Электросамокаты на прокат тяжелее, чем мой, по первости неудобно. Колеса больше, это дает кое-какое преимущество на тротуаре, особенно с неровностями. Это что касается электросамоката. Основная беда с тротуарами. Если с «Октября» до Элеватора можно с пешеходами разойтись и спокойно пересечь дорогу, то вот после Элеватора начинается ад: после пандуса у подземного перехода всем участникам движения дается очень узкое пространство, разойтись здесь с людьми, стоя на самокате, нереально. Приходится спешиваться и катить агрегат рядом. Еще одну проблему заметили у пешеходного перехода после Дома быта: там нет съезда, это неудобно для всех, - поделилась Анастасия.
Важная деталь, которую нужно проверять перед тем как брать электросамокат на прокат: обязательно проверяйте перед поездкой, в нормальном ли он состоянии. С нами получилась неприятная ситуация: только на «Октябре» мы заметили, что в колесе оказался гвоздь.
Другие ограничения
В начале июня администрация Улан-Удэ провела встречу с представителями компаний, которые сдают на прокат электросамокаты. Пока что в городе их две - Sun Rent (самокаты желто-синего цвета) и Red Light (самокаты красного цвета), в общем, для удовольствия горожан предоставлено 500 электросамокатов. Встреча прошла плодотворно, с владельцами электросамокатов поговорили о многом. Главные вопросы на повестке - регулирование скоростного режима в центре Улан-Удэ и ответственность пользователей электросамокатов.
Напомним, теперь по центру Улан-Удэ (площадь Советов, площадь Революции, прилегающие территории к Гостиным рядам, ул. Ленина в районе Арбата, а также набережная реки Селенга) можно передвигаться на электросамокатах со скоростью 15 км/ч. То же касается скоростного режима в парках города, это парк имени С. Н. Орешкова, парк «Юбилейный», парк Железнодорожников, парк «Мемориал Победы», Центральный парк (Горсад), сквер «Ровесникам, ушедшим в бой», детский сквер «Радуга» и Сиреневый бульвар.
Что касается самих пользователей электросамокатов, то нести ответственность за агрегаты будут непосредственно взрослые независимо от того, кто использует его: сам родитель или его чадо. В случае если были нарушены пользовательские соглашения, деньги спишутся с банковской карты, привязанной к мобильному приложению, через которое был оплачен прокат электросамокат. В случае нарушения правил дорожного движения пользователя может ждать штраф.