30.08.2021 12:22
Электросамокаты и Улан-Удэ: гонка с препятствиями

Электросамокаты и Улан-Удэ: гонка с препятствиями

С чем сталкиваются жители столицы, решившие встать на электросамокат

Бум на электросамокаты начался несколько лет назад. К примеру, согласно официальным данным, каждым третьим видом транспорта в Италии сегодня является электросамокат. Их влияние на дорожную ситуацию стало таково, что итальянский парламент вынужден был в срочном порядке вводить соответствующие законопроекты.

Улан-Удэ такое пока не грозит, хотя и на улицах нашего города все чаще сегодня можно встретить электросамокаты. С чем приходится сталкиваться нашим гражданам, мы поинтересовались у жительницы города Юлии Чухломиной. Каждый день она добирается на работу на электросамокате от проспекта 50-летия Октября до улицы Каландаришвили, 23. Мы решили последовать вместе с ней.  

Наш путь тернист

Путь Юлии начинается от Физкультурно-спортивного комплекса на улице Маяковского. Первое испытание – спустить электросамокат с третьего этажа. Транспортное средство весит 15 кг, по словам самой девушки, это и не тяжело, и не легко. Путь от ФСК до площади Комсомольская проходит легко – по плитке, без дополнительной скорости, ширина тротуара позволяет спокойно проехать и не мешать никому из участников движения. Вторая проблема, с которой сталкивается Юлия по пути на работу, это спуски с тротуара на проезжую часть.


– Возле гимназии №14 и по улице Чертенкова все отлично. А вот ниже, по улице Пушкина, – тихий ужас. Сама дорога не очень, так и спуск обрывается, все съезжают с тротуара для проезда. Велосипеды еще ничего. А мне уже неудобно, так как колеса небольшие. Все, кто с колясками, следят, чтобы не «удариться» и аккуратно съехать, – комментирует Юля.

Путь через дворы плавно перетекает на остановку «Элеватор» со стороны торгового центра «Юбилейный». Преодолеваем пешеходный переход и оказываемся на стороне торгового центра «Сагаан Морин». Здесь через потоки людей и машин на парковке пробираемся к так называемой «трубе» под несколькими развязками в сторону площади Советов. И появляется очередная проблема – узкий тротуар, по которому иногда люди не могут разойтись, что уж говорить об электросамокатах. Спуск сопровождается повышенной напряженностью, потому что постоянно нужно быть начеку: по тротуару также могут идти люди, мамочки с колясками, ехать велосипедисты, а в плохую погоду поверхность тротуара может причинять неудобства (вроде луж, по которым порой и пройти нельзя) и т. д.




Четвертой проблемой оказываются переполненные парковки. Если мест нет, то, как известно, автовладельцы начинают ставить свои машины где угодно: на проезжей части, тротуаре и т. д. Это также доставляет неудобства и более того создает опасную ситуацию для жизни и здоровья владельца электосамоката. С этой проблемой Юлия столкнулась на территории Дома быта, где проход к новому тротуару, уложенному плиткой, иногда прегражден машинами. Здесь лавируют все: и пешеходы, и велосипедисты, и электросамокатчики.

Далее путь пролегает через два пешеходных перехода в сторону отеля «Байкал Плаза». Затем еще один переход на сторону театра оперы и балета. Напомним, именно на спуске по улице Ленина к Арбату находится пандус. Однако сейчас движение там затруднено даже для пешеходов: из-за обвала лестницы у строящегося торгового центра за театром спуститься к главной улице Улан-Удэ можно именно по пандусу. В этом случае Юлия спускается с самоката и идет пешком, катя агрегат рядом с собой. После спуска единственной проблемой остается плитка, которой вымощен Арбат. Если на велосипеде не чувствуются стыки между плитками, то на самокате, колеса которого значительно меньше велосипедных, будет потряхивать.


Итак, из вышеперечисленного можно примерно представить, с какими проблемами сталкиваются улан-удэнцы на пути к месту назначения или во время простой прогулки по городу. Хотя в данном случае их можно назвать поездками. Это неудобные съезды с тротуаров на проезжую часть, их ширина, которая иногда не позволяет разойтись даже людям, неровное тротуарное покрытие с ямами в асфальте и щелями в плитке и припаркованные по пути к этим тротуарам автомобили. К сожалению, с этим сталкиваются не только пользователи электросамокатов, но и владельцы велосипедов, те же родителями с колясками, маломобильные граждане. Но это проблемы, которые касаются непосредственно условий эксплуатации нового транспортного средства. А что по другим параметрам?

Экологичен и удобен

Несмотря на свою универсальность, электросамокаты – достаточно дорогая вещь для спонтанной покупки. Перед приобретением необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, где и как его можно и нужно ли использовать.

Приверженцы экологии могут со спокойной душой брать электросамокат, потому что он, как и велосипед, безвреден для окружающей среды. Он не выбрасывает в атмосферу вредные вещества после переработки топлива, заряжается от электросети.

Также такой самокат может подойти для любителей погулять по вечерам или с ветерком добраться до работы. Всяко лучше, чем просидеть весь свободный вечер за компьютером или потратить драгоценные минуты обеденного перерыва на долгую дорогу. В этом случае электросамокат выручит, да и места он немного занимает, особенно в собранном виде.

Электросамокат может в какой-то степени приучить человека к активному образу жизни: постоянные спуски с верхних и подъемы с нижних этажей могут неплохо натренировать выносливость и силу, балансирование на доске и маневрирование в трафике людей и машин может поспособствовать улучшению координации и контроля за собственным телом.

Поездки на электросамокате могут стать полезной привычкой для тех, кто собирался учиться на права: пешеходы с детскими колясками, велосипедисты и, в конце концов, автомобилисты – все они участники дорожного движения, к которым нужно относиться с особым вниманием. Внимательность и способность подмечать детали на пути следования – не последние навыки, которыми должен обладать водитель.

В то же время именно последний пункт заметно хромает у любителей электросамокатов. Именно из-за невнимательности и еще ряда причин на дорогах России все чаще случаются аварии с участием самокатчиков. По данным МВД России, за полгода 2021 года на территории страны произошло более 180 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатчиков. В авариях пострадали 190 человек, 5 человек, к сожалению, погибли.

Со скоростью пешехода

Попробуем рассмотреть эту проблему подробнее. Интересный факт: электросамокат, как и обычный, согласно Правилам дорожного движения, это транспортное средство пешеходов, как бы абсурдно это ни звучало (пункт 1.2 ПДД: «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства»).

Отсюда можно сделать вывод, что и правила, и ответственность за езду на этих средствах передвижения люди несут как пешеходы. Мощность двигателя электросамоката Юлии составляет 250 Вт, соответственно, соблюдать ПДД она должна как пешеход.  

В таком случае действует следующее основное правило: владельцу электросамоката следует передвигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам (которых у нас   в   Улан-Удэ нет).

В противном случае (если мощность двигателя составляет свыше 250 Вт) уже водителю приравненного к мопеду электросамоката нужно придерживаться других правил. Среди них основное – это движение по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов, а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам. К запретам можно отнести следующие пункты: езда без рук, перевозка пассажиров (если это одноместное устройство), тем более детей (в противном случае и взрослый, и ребенок должны быть в шлемах), и буксировка другого электросамоката. В случае если необходимо перейти дорогу по пешеходному переходу, нужно спешиться.

ДТП не зарегистрировано

Каждый регион России, пока готовятся соответствующие поправки в Правила дорожного движения, старается по-своему регулировать использование электросамокатов. К примеру, в Анапе достигнута договоренность с предпринимателями об ограничении скорости движения электросамокатов по набережным до 10 км/ч, в городе – до 20 км/ч. В Геленджике под запретом езда на электросамокатах по набережной, то же самое коснулось и Сочи.

– Для Улан-Удэ это не особо актуально. В крупных городах такие меры предпринимаются, потому что там происходили аварии с участием электросамокатов. В Улан-Удэ таких случаев пока не зарегистрировано. Однако мы можем направить письмо в МВД по Республике Бурятия, чтобы со стороны ГИБДД был усилен контроль за передвижением людей на электросамокатах, – пояснил Сергей Будагаев, начальник отдела организации пассажирских перевозок комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству.

Тем не менее вопрос о регулировании движения людей на электросамокатах будет решаться совместно с администрацией города и ГИБДД. Как пример можно привести столицу Татарстана, где между представителями мэрии, ГИБДД и предпринимателями, которые сдают в прокат электросамокаты, подписано соглашение об ограничении скорости передвижения на таких самокатах на определенных участках уличной сети.

Как таковых запретов или ограничений передвижения на электросамокатах в Улан-Удэ вводить не планируется, уточнили в комитете по транспорту. Так что пока главной проблемой для улан-удэнцев остаются условия езды. И назвать их безопасными и комфортными как для пешеходов, так и для электросамокатчиков проблематично.


Анастасия Кыштымова

Кол-во просмотров: 9277

Поделиться новостью:


Поделиться: