Евгений Кислов: «Лобби Бурятии на федеральном уровне стремится к нулю»

Эксперт считает, что федералы разделили республику пополам
Общество |
Фото Евгений Кислов: «Лобби Бурятии на федеральном уровне стремится к нулю»
Фото: Татьяна Никитина

Недавно мы разместили на своих страницах интервью с министром природных ресурсов и экологии Бурятии Сергеем Матвеевым. Подводя итоги года, он сообщил, что минерально-сырьевой комплекс республики формирует сегодня половину доходной части республиканского бюджета, что далеко не предел. В этот раз своими размышлениями на ту же тему мы попросили поделиться известного эколога и общественника Евгения Кислова.

– Евгений Владимирович, с детства мы слышим про Бурятию как воплощение таблицы Менделеева. Прямо на главной площади Улан-Удэ расположен Геологический музей, демонстрирующий богатства нашей земли. Под занавес года позвольте задать старый вопрос, который регулярно поднимают в Народном Хурале. Как со всем этим совмещается наш дотационный бюджет и, собственно говоря, в чем проблема?

– Это непростой вопрос, требующий комплексного понимания. Одной таблицы Менделеева для этого дела мало, нужна инфраструктура, изыскания, вложения. Иными словами, чтобы что-то здесь получить, нужно сначала вложить и вложить немало. Есть целый ряд полезных ископаемых, высоколиквидных и стратегически важных не просто для республики, для России. Эти ископаемые необходимо добывать и использовать, чтобы Россия была великой страной. Достаточно сказать, к примеру, что в России сейчас не производится бериллий, а это ракеты, компьютеры и атомные реакторы. Бериллий на мировой рынок поставляют всего три страны в мире – Китай, США и Казахстан. Причем Казахстан до сих пор извлекает его из руды, вывезенной в 60-е годы с нашего Ермаковского месторождения, расположенного в Кижингинском районе. 

Для того, чтобы здесь появились инвесторы, с ними необходимо работать. Я имею в виду, прежде всего, информацию о наших месторождениях, подготовленную на современном уровне по европейским стандартам. Проблема состоит в том, что такой информации в Бурятии нет.

В свое время таким инвестором для республики хотел стать Михаил Слипенчук, и он думал, что у него есть информация. В результате ему пришлось пригласить для этих целей шведскую компанию. В договоре с этой компанией было написано, что она покупает 50% акций и берет на себя все оперативные затраты, строительство поселка, бурение и все остальное. В итоге за пару-тройку лет они сделали документы на Озерное месторождение практически заново в соответствии с западными стандартами. Собственно, это позволило зайти на месторождение следующему инвестору, процесс пошел. Но таких, как Слипенчук, в Бурятии больше нет.

– А вот новый министр природных ресурсов Сергей Матвеев, в недавнем прошлом ваш коллега-общественник, настроен гораздо более оптимистично.

– Он хорошо знает лесной комплекс, современные информационные технологии, но один человек такой сложный процесс потянуть не может. Чтобы это потянуть, в министерстве природных ресурсов и экологии нужно сильно менять состав. Было бы просто, если бы всех уволить и набрать новых, но новых нет и взять их негде. 

– А вам не предлагали самому пойти работать в министерство, учитывая, что без ваших консультаций не обходился ни один министр, начиная с Петра Носкова? Тем более что у вас есть небольшой опыт госслужбы. Почему нельзя вернуть таких управленцев, как бывший замминистра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов. Вы знаете, чем он сейчас занимается?

– Ни разу мне не предлагали работу в министерстве, хотя опыт взаимодействия есть. Как раз в бытность Лбова я выполнял контрактную работу для министерства по минерально-сырьевому комплексу в зоне БАМ и в створе предлагаемой железной дороги от БАМа до Транссиба. Там нами был предложен целый ряд объектов для поисково-оценочных работ за счет федерального бюджета, они были профинансированы. Тогда мы подняли большой пласт информации, и я вижу, что эта информация используется до сих пор.

Что касается Александра Лбова, то, после того как он вернулся в нормальную жизнь, мы встречались на одном проекте государственной экологической экспертизы, где я был председателем, а он членом комиссии. Где сейчас работает, не знаю, но уверен, что он в Бурятии.

– Какой министр природных ресурсов Бурятии, с вашей точки зрения, был лучшим?

– У каждого было что-то хорошее. Вот Алексей Хандархаев, человек, который неплохо показал себя в городском хозяйстве, умел стучать кулаком по столу и, казалось бы, что-то гарантировал. Его пригласили потому, что большинство проектов оказались провалены просто из-за плохой исполнительской дисциплины.

Перед ним был Кантор – абсолютно другой тип руководителя, закрытый для прессы. До этого он работал в нефтяной компании в Башкирии, разбирался в экологических проблемах, хорошо просчитывал ситуации.

Сафьянов – министр, пришедший с поста директора Хужирского рудника, был открыт для общения, хорошо воспринимал, что ему говорили. Ангаев – типичный чиновник. Петр Носков организовал все в министерстве, которое перешло ему от совершенно небольшого учреждения Госкомэкологии Валерия Гулгонова.

– Хорошо, что принципиально изменилось за все эти годы?

– В Бурятии было Управление Россельхознадзора, Управление Росимущества, Росприроднадзора. Сейчас это Управление, курирующее то, что не входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, находится в Чите, а Управление, курирующее то, что входит в зону, подчиняется Управлению Росприроднадзора по Иркутской области. Образно говоря, Бурятию, где довольно разнообразный ландшафт, бассейн Байкала, разорвали пополам.   На    территории республики   80%    земель   относятся   к  федеральным,     но     при    этом   Управление    Росимущества  переместилось  в  Иркутск,  потом в  Читу,   Россельхознадзора  –  в  Иркутске,   Ростехнадзора –  в Чите, Дальнедра – в Хабаровске. Проще говоря, если не считать силовых ведомств, федеральных органов власти, отвечающих за ключевые направления развития республики, в Бурятии ничего не осталось.

От главы республики Алексея Цыденова были заявления, что «мы этого не допустим», но они так и остались таковыми. Я уже не говорю о том, что это рабочие места для наших жителей, неплохой уровень зарплат, который в целом влияет на средний уровень зарплаты по региону и пр. То есть наши лоббистские возможности оставляют желать лучшего, и приходится просто признать этот факт.

– Как-то так сложилось, что в последнее десятилетие депутаты Госдумы от Бурятии неизменно становились зампредами комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (Слипенчук, Будуев). Поскольку в новом созыве республика этот пост потеряла, как думаете, это скажется на общей ситуации?

– Я считаю, что решение вопросов зависит не от кресел, а от боевитости самих депутатов. Когда вижу девять депутатов от Дагестана, борцов и боксеров, я понимаю, что это сплоченная команда, которая может добиться многого. Когда смотрю на наших депутатов, при креслах или без оных, такого не ощущаю. В целом лоббистские возможности Бурятии на федеральном уровне давно стремятся к нулю. Потому что, когда мы видим, как наш глава чуть не вприсядку «пляшет» в Москве, что-то там выбивая и решая, возникает вопрос, а где наши вице-премьеры, полномочное представительство в Москве, депутаты Госдумы и пр.

И речь не про экологию, такая ситуация во всем – в развитии экономики, улучшении жизни людей, исполнении наказов президента. Если все же вернуться к экологии, то мы вошли только в половину программ, и половину программ из этой половины   благополучно завалили. Деньги были возвращены в федеральный бюджет.

– Получается, что проблема Бурятии вовсе не в выбивании денег, а в их освоении. Как часто вы рассказываете об этом Алексею Цыденову? 

– Нечасто. Однажды после совещания он попросил рассказать про фенольное озеро в самом центре Улан-Удэ. Оказалось, что он просто не владеет информацией, ему обещали, что по этому вопросу на днях будет положительное решение. Я ответил, что результаты экологической экспертизы будут не скоро и, скорее всего, не положительные. Так и произошло. Этот вопрос решится не скоро, учитывая, что решение суда, обязывающее предприятие ликвидировать фенольное озеро, было вынесено в 2016 году, а работа газогенераторной станции, создавшей в центре Улан-Удэ объект загрязнения, остановлена еще в 2007 году. Только обращение регионального отделения ОНФ В. В. Путину в 2019 году заставило хотя бы начать проектные работы. Вот еще один пример, как решаются у нас вопросы.

– Спасибо за ответы!

Кол-во просмотров: 2187

Поделиться новостью:


Поделиться: