20 и 21 июня в Улан-Удэ состоится долгожданная премьера героической национальной оперы «Энхэ-Булат Батор» в постановке Олега Юмова. Эта единственная бурятская опера была поставлена впервые в 1940 году Иосифом Тумановым на музыку Маркиана Фролова.
На прошедшей неделе состоялись генеральные репетиции ее нового варианта, которые показали как удачные авторские находки, так и упущения постановки. Конечный результат смогут оценить зрители на премьере, а в ее преддверии автор идеи и постановщики рассказали о непростой работе над ней.
Идея вновь поставить «Энхэ-Булат Батор» возникла уже давно. Около пяти лет назад народная артистка России Дарима Линховоин предложила Олегу Юмову подумать об обновленном варианте этой постановки. В то время тот работал над спектаклем «Максар. Степь в крови».
Идея ждала своего воплощения, и вот в прошлом году министр культуры РБ Тимур Цыбиков назначил Олега на постановку этого спектакля – национального достояния, пропитанного духом бурятского народа. К постановке Юмов привлек художника-постановщика Марию Вольскую и художника по свету Евгения Виноградова, с которыми уже много раз ставил достойные спектакли на разных подмостках нашей страны.
Справка
20 октября 1940 года на сцене Большого театра СССР премьерой оперы «Энхэ-Булат Батор» состоялось открытие Первой Декады Бурятского искусства в Москве. Автором музыки стал свердловский композитор Маркиан Фролов. Автором либретто, созданном по мотивам бурятского улигера о Шоно Баторе, драматург, актёр и режиссер бурятского музыкально-драматического театра Намжил Балдано. Ставил оперу Иосиф Туманов (Туманишвили), бывший так же и художественным руководителем всей Декады бурятского искусства.
В течение всей истории БГАТОиБ «Энхэ-Булат Батор» возобновлялся и вновь ставился в 1955, 1979, 1989 годах. Главным двигателем возобновлений и постановок был народный артист СССР Лхасаран Линховоин. Режиссеры возобновлений и постановок: Гомбо Цыдынжапов, Лхасаран Линховоин, Николай Логачев. «Энхэ-Булат Батор» всегда вызывал неизменный интерес публики. В 1979 и 1989 годах оперу вывозили на гастроли в Москву и Ленинград, показывали на сценах филиала Большого и Мариинского театров.
За этот год работы над обновленным вариантом оперы всей постановочной группой была проделана огромная работа. Очень масштабную, насыщенную по действиям оперу можно сравнить с «Князем Игорем», ведь в «Энхэ-Булат Баторе» на сцене одновременно появляется более 120 человек. Олег Юмов сократил первоначальный вариант постановки до двух актов, однако добавил при этом новые авторские находки. Мария Вольская изготовила декорации и костюмы, поражающие своей красотой и оригинальностью. Все это дало совершенно новый взгляд на спектакль, который сохранил и даже еще больше подчеркнул его глубинную идею и национальный основу.
Если вспомнить историю создания спектакля, то «Энхэ-Булат Батор» – это политическое произведение, часть заказа для Декад бурятского искусства в Москве. Декады, безусловно, были придуманы для, так сказать, гармонизации межнациональных отношений в Советском Союзе. Однако «Энхэ-Булат Батор» преодолел судьбу многих и многих политизированных произведений, созданных по «образцовым» клише. У этой оперы оказалось слишком много элементов того, что называется национальным духом, – язык, древнее сказание в качестве литературной основы, старинные народные песни и мелодии, широко использованные композитором.
Потому, вопреки воле вождя, национальный дух не уместился только в форме, но благополучно проник и в содержание оперы. Именно это, а также интерес к человеческой теме, ставшей лейтмотивом оперы, и привлекло режиссера Олега Юмова к этой постановке.
- Часто мы слышим о крахе оперного искусства, его непопулярности, но я в это нисколько не верю, – сказал Олег. – Опера всегда актуальна, она всегда будет высшим жанром, тем более если поднимает вечные вопросы. Опера «Энхэ-Булат Батор» мне интересна не только потому, что первоисточник – национальный эпос «Шоно Батор» – я знаю очень хорошо и считаю своим любимым. Но в этой постановке, в отличие от эпоса, счастливый конец, где главный герой, спаситель, побеждает и остается. И это, на мой взгляд, тот самый современный герой, который нам нужен – человек, который свою жизнь старается посвятить не только себе. Говоря поэтическим языком, он садит дерево, сладкими плодами которого еще долго будут питаться другие люди.
Однако, несмотря на философский смысл оперы, который подчеркнул режиссер, и ее национальную составляющую, произведение изначально не привлекло внимания художественного руководителя театра оперы и балета, музыкального руководителя оперы «Энхэ-Булат Батор» Антона Лубченко. А конфликт, возникший на основе творческого непонимания между Юмовым и Лубченко, привел к тому, что худрук вообще не работал с исполнителями. Свое вокальное мастерство они оттачивали только в работе с Даримой Линховоин. Нельзя сказать, что это творческое непонимание привело к краху постановки, однако, несомненно, упущения в работе могут сказаться на качестве итогового продукта.
- Я могу отвечать целиком и полностью за свою работу, работу художника-постановщика и художника по свету, – сообщил режиссер Олег Юмов. – Мы сделали все возможное для того, чтоб эта опера заиграла новыми красками, стала узнаваемой постановкой Бурятского государственного театра оперы и балета, смогла представлять этот театр и всю бурятскую культуру в других городах страны. Я прекрасно вижу все, чего постановке не хватает, что необходима более тщательная работа над музыкой, более узнаваемые характеры исполнителей.
С некоторыми проблемами в исполнении партий солистами согласна и Дарима Линховоин, однако общая атмосфера обновленного спектакля, по ее мнению, должна понравиться зрителям.
- Мне очень нравится этот новый взгляд на спектакль, разные интересные условности, которые режиссер ввел в него, – сообщила Дарима Лхасарановна. – Великолепное впечатление оставляют декорации и костюмы, детали которых были прорисованы Марией Вольской до мелочей. И это все вместе с музыкой Маркиана Фролова погружает нас в удивительную национальную атмосферу. Особенно завораживает партия сказителя в исполнении старейшего артиста театра Дамбы Занданова.
Премьера героической национальной оперы «Энхэ-Булат Батор» не потерпит отсрочек, ведь она откладывалась уже несколько раз в связи с незавершенной реконструкцией театра. И оперу, безусловно, стоит посмотреть: чтобы ощутить глубокий национальный дух, послушать уже легендарную музыку, партии в исполнении ведущих солистов театра и оценить новаторство постановки, роскошь костюмов и декораций, оригинальные видео-проекции. Конечно, в театре, большом и трудном коллективном творчестве, не бывает все гладко, но, как сказал сам режиссер постановки Юмов, «если не взлетим, то план полета выполним точно».