Древние игры на современный лад

В Бурятии об этой игре стали говорить, писать и играть в нее благодаря энтузиасту, подвижнику, увлеченному педагогу –  Цырже-Мэдэг Аюшеевой, которая, выйдя на пенсию, стала активно продвигать игру своего далекого детства
Общество |
Фото Древние игры на современный лад

Шагай наадан – древняя бурятская и монгольская народная игра. Она входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. Первые упоминания о ней встречаются в письменном памятнике XIII века «Сокровенное сказание монголов». Шагай наадан является символом жизни и плодородия, а также символом скотоводства, ведь пять основных положений косточки – это морин (лошадь), тэмээн (верблюд), хонин (овца), ямаан (коза), үхэр (корова). Все эти животные являются пятью драгоценностями бурят (табан хушуун мал). 

В игре «шагай наадан» используются кости всех животных, даже диких, но преимущество имеют бараньи кости. Обычно играют вареными косточками, очищенными от мяса и сухожилий. На данный момент насчитывается около 30 видов игры. В Бурятии об этой игре стали говорить, писать и играть в нее благодаря энтузиасту, подвижнику, увлеченному педагогу –  Цырже-Мэдэг Аюшеевой, которая, выйдя на пенсию, стала активно продвигать игру своего далекого детства.

Уроки бабушки

Господин случай определил новый путь в ее жизни. В 2008 году ее ученик третьего класса Тумэн Дандаров принес в шелковом мешочке шагай, бараньи косточки-лодыжки. Никто из класса не умел играть. Учительница Цырже-Мэдэг Аюшеева вспомнила, как в детстве на дальнем гурте у своей бабушки играла в шагай. Так возродилось в ее душе увлечение игрой шагай, а сама игра благодаря общественной работе Цырже-Мэдэг Баяртуевны вошла в состав этнических игр Бурятии, и теперь в нее соревнуются на крупных международных, республиканских фестивалях и праздниках.

А началось все с небольшого кружка Цырже-Мэдэг Аюшеевой «шагай наадан» в Гильбиринской средней общеобразовательной школе Иволгинского района (с. Кокорино). В 2015 году тот самый ученик Тумэн Дандаров стал абсолютным чемпионом по шагай наадан среди детей и взрослых. В тот момент Цырже-Мэдэг Баяртуевна поняла, что эта древняя бурятская игра несет в себе столько позитивных моментов и в образовательном, и спортивном, и музыкальном, и даже в художественном направлении. Выйдя на пенсию в  2016 году, она стала организовывать турниры и являлась судьей по шагай наадан у себя в Иволгинском районе, а затем ввела эту игру в список Федерации этноспорта Республики Бурятия. Сегодня шагай наадан вошел во все республиканские турниры, посвященные Сагаалгану и Сурхарбану, в международный фестиваль «Алтаргана», «Ёрдынские игры», «Караван Дружбы», «Голос кочевников» и т.д.

Цырже-Мэдэг Аюшеева, помимо проведения турниров, мастер-классов, обучения судей по шагай наадан, стала вести большую исследовательскую работу. Она выезжала в этнографические экспедиции в районы Бурятии, опрашивала старейшин, записывала их воспоминания об игре, искала новые виды игр. Таким образом увлеченный педагог собрала более 30 видов игры шагай наадан. При поддержке Министерства спорта и молодежной политики в 2018 году выпустила книгу «Шагай наадан», в которой на двух языках, бурятском и русском, рассказывает об истории игры, ее правилах, в книгу также вошли воспоминания и рассказы старейшин разных районов Бурятии, стихи, посвященные этой игре и пяти драгоценностям бурят. Кроме того, она проводит сравнительный анализ древней игры у разных народов: у русских эта игра называлась «бабки», у грузин – «кочи, кочики», у хакасов – «хазых», у монголов – «шагай», у коми – «шег», у тувинцев – «кажык», у калмыков – «шагалцан». В 2019 году увлеченный педагог выпускает вторую книгу о шагай наадан при поддержке Министерства образования как методическое пособие для педагогов детских садов и школ, дополняя ее новыми видами игр. 

Игра для обучения

Педагог с 37-летним стажем, учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ Цырже-Мэдэг Баяртуевна Аюшеева уверена, что игра всех времен и возрастов шагай наадан позволяет детям в игровой форме овладеть счетом, развить логическое мышление, мелкую моторику, сообразительность, смекалку, терпение, внимательность, ловкость, зоркость, дружелюбие, взаимоуважение и сплоченность. Играя в кости, дети знакомятся с понятием пяти драгоценностей бурят, приобретают знания о скотоводстве, традициях и обычаях бурят. Опытный педагог считает, что шагай наадан – это метапредметная игра, которую можно легко использовать на разных уроках. Например, на уроке физкультуры  передавать друг другу и бежать, на расстоянии пяти метров выбивать стройный ряд костей и т.д., на уроках музыки отсчитывать косточками музыкальный ритм, на уроках рисования использовать в качестве элемента в натюрморте и т.д.

Сейчас главный вдохновитель и подвижник шагай наадан Цырже-Мэдэг Баяртуевна Аюшеева проводит районный турнир среди детских садов, в 2020 году планирует провести республиканский турнир для школьников всех возрастов (начальные, средние, старшие классы). Таким образом увлеченный педагог хочет расширить круг и научить этой игре всех: и детей, и взрослых, людей разных национальностей, профессий.

Цырже-Мэдэг Аюшеева приводит статистические данные: в 2017 году на республиканском празднике «Наадан-Сурхарбан» участвовало только 69 человек со всей республики. В 2018 году их стало 75 человек. А в 2018 году – 173 человека. По ее мнению, шагай наадан несет в себе объединительный характер, она сплачивает друзей и родственников, особенно это актуально в наше время, когда вся семья сидит в гаджетах от мала до велика. К тому же древняя бурятская игра развивает интерес к языку, культуре, традициям, обычаям нашего народа.

Елена Гармаева

Учимся играть: правила

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

«Алтан сэргэ» – золотая коновязь

Для игры выбирают самую большую косточку (обычно коровью) – это золотая коновязь. Игроки делят кости поровну. Берут по три косточки и бросают по очереди. Сколько выпало «морин», столько ставят вокруг коновязи. У кого больше собрано «морин», тот и выигрывает.

«Шагай шүүрэлгэ» – подбрасывание цепочки

Каждый игрок подбрасывает косточку вверх: пока косточка-пуля летит, игрок должен успеть одной рукой отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать косточку-пулю. Подбросив косточку-пулю вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящую косточку-пулю  этой же рукой. Считается ошибкой, если косточка при падении задела грудь или стол  или была взята на грудь или живот, или из взятой горсти костей какая-либо выпадает, или при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

«Мэлхэй» – черепаха

В игре участвуют два-три игрока с 78 косточками. Цель игры – построить из 78 косточек черепаху: 6 косточек в 6 рядов – спина, 3 косточки в ряд – голова, 4 косточки в два ряда – 4 ноги, 5 косточек на 4 ноги – пальцы, на спине с двух сторон 2 косточки – почки, сзади 1 косточка – хвост. Игроки по очереди кидают по 6 косточек. По числу выпавших «бүхэ»  строят определенную часть черепахи. Например, выпало 3 косточки в положении «бүхэ», часть черепахи из 3  косточек – это голова, значит, игрок строит голову: выпало 4 косточки – это нога и т.д. Игрок делает ход до тех пор, пока из выпавших косточек можно строить какую-либо часть черепахи. Игра продолжается, пока не появится силуэт черепахи. В конце игры каждый подсчитывает количество своих косточек в черепахе. У кого больше, тот и победил.

Малоизвестные безымянные игры шагай

Каждый игрок берет по 5 косточек. Начинает тот, кто находится со стороны восхода солнца. Он раскидывает свои косточки по ровной поверхности. Считает косточки, выпавшие в позицию «хонин», и так по часовой стрелке продолжают остальные до тех пор, пока не определится игрок, у которого большее количество косточек, выпавших в эту позицию.

Все игроки садятся в круг и собирают в одну кучу косточки. Оставляют себе по одной. Начинающий подбрасывает свою косточку вверх одной рукой и этой же рукой успевает отделить от кучи несколько косточек и ловить подброшенную косточку. Если игрок не справился, в игру вступает следующий. Побеждает игрок, который забрал все косточки.

Несколько косточек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки делятся на две команды. Они по очереди щелкают любую косточку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые косточки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила косточек.

Бег косточек: игрок щелчками по косточкам добивается того, чтобы его косточки обогнали косточки соперника.

Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга косточки. Побежден тот, чья косточка упала на бок или передвинулась.

Кидание косточек с ладони вверх. Пока одна косточка летит вверх, надо собрать в кучу косточки, расположенные врассыпную на столе.  

Материал собран из интервью из  книги «Шагай наадан» Улан-Удэ, 2018 год.

 

 

Кол-во просмотров: 4325

Поделиться новостью:


Поделиться: