Некоторые директора, лидеры профсоюзов школ так и не нашли общего языка с руководством Комитета по образованию города Улан-Удэ.
27 октября прошло рабочее совещание директоров, лидеров профсоюзов школ с представителями городского комитета по образованию. На совещание был приглашен Геннадий Федик, руководитель организации «Учителя Бурятии». Но ему не дали слова.
Руководители комитета рассказали о новой системе оплаты труда, почему она была необходима. По словам Светланы Трифоновой, председателя Комитета по образованию города Улан-Удэ, возвращения к единой тарифной сетке не будет.
– Новая система оплаты труда была введена для увеличения заработной платы, повышения статуса учителя, чтобы учителя давали качественное образование, – говорит Светлана Трифонова.
По данным Елены Бондаренко, начальника Управления экономики и финансов Комитета по образованию, средняя заработная плата учителя в Улан-Удэ, сложившаяся за сентябрь, составляет 17764 рубля.
Но все же новая система оплаты труда требует изменений, доработки, считает Елена Бондаренко.
– Это живой организм. Один из механизмов повышения заработной платы – доведение семимесячной заработной платы до среднего уровня заработной платы, сложившийся в экономике региона за первый квартал 2011 года, – говорит она.
Но новая система оплаты труда вызвала множество нареканий у директоров школ.
– Интересно, что один учитель получает 8 тысяч и из школы уходят молодые специалисты. А говорят, что средняя заработная плата по городу стала равной средней заработной плате по экономике, – возмущается Евгений Миронов, директор гимназии №59. – Оперировать тем, что уравниловки средней заработной плате не будет, это просто смешно. Вы только говорите, что нормативы должны быть одинаковые, а в заработной плате уравниловки быть не должно. Стимулирующая часть – это и есть дифференциация оплаты труда. Мы-то говорим о фонде оплаты труда. Чтобы фонд оплаты труда достаточный был. А вы говорите об уравниловке. То, что заработная плата дифференцируется за счет стимулирующей части, это всем понятно и известно. Одному учителю будет меньше, а другому больше.
Были высказаны претензии и к работе учебного отдела.
– Они собираются только два раза в год, в начале и в конце года, когда проводится ЕГЭ, – говорит он.
На совещании выступила и председатель профкома школы № 24, которая находится в военном городке Звездный.
– В связи с реформой Министерства образования у нас произошел отток учащихся, – говорит она. – И повышения зарплаты мы не увидели. Наполняемость классов снизилась. Средняя зарплата по школе у нас 12 тысяч. Как быть нам? Поправочного коэффициента – нет. Почему нельзя изыскать средства для содержания таких школ, как наша?
По ее словам, они встречались с министром образования Алдаром Дамдиновым. Он уверил их, что вопросы по школе решаются.
– Но до сих пор выхода из ситуации – нет, решение с мертвой точки не сдвинулось, – возмущалась она. – Когда рассчитывали подушевой норматив – 12600 – в основу заложили ставку действующего в 2007 году двенадцатого разряда, это 2987 рублей. И с этой суммы начали рассчитываться коэффициенты. Но сейчас время-то изменилось. И если бы расчет подушевого норматива и финансирование привязывались к прожиточному уровню, то мы действительно получали бы достойную заработную плату.
Директора школ были согласны с тем, что с подушевой оплатой труда необходимо работать, вносить коррективы.
– Чтобы мы не переживали, что мы получим в результате двухмесячной работы. Потому что в сентябре, в октябре мы еще не знаем размер своей зарплаты. Мы начинаем с ней знакомиться только в ноябре, – сказала представитель школы № 24.
Еленой Бондаренко вопрос по поводу того, что учителя этой школы не знают о своей заработной плате до ноября, был адресован директору этой школы Павлу Пестереву.
– Наша школа расчеты не получила, – был ответ директора. Это вызвало возглас одобрения у других директоров. Видимо, такая ситуация сложилась во многих школах.
Представитель министерства образования попытался объяснить им, почему республика не может выйти за пределы своих возможностей и гарантировать учителям достойную заработную плату.
– Государство платит столько, сколько может. А устанавливает норматив – субъект. Республика может сегодня платить по нормативу 21 тысячу рублей. Мы платим заработную плату из денег государства, из денег налогоплательщиков, в том числе за счет наших с вами денег. Чтобы повысить заработную плату до 30 тысяч рублей, республике нужно взять кредит. И она будет обязана платить проценты. Поэтому республика, исходя из своих возможностей, установила этот норматив, – объяснил Гарма Базаров, начальник отдела экономики и статистики Минобраза.
Реплика участника совещания, что «значит, правительство работает плохо, поэтому мы живем так плохо», вызвало аплодисменты у аудитории.
Заработная плата учителей повысилась, но только не во всех школах. По словам Любви Мельниковой, представителя школы № 15, в 2010 году средняя заработная плата составила 10056 рублей.
– А в 2011 году – 9941 рубль. Учитывая, что кто-то получает больше десяти тысяч, а кто-то меньше девяти. А, по словам Елены Бондаренко, минимальная зарплата учителя по Улан-Удэ - 10556 рублей, – говорит она.
Ей ответила Елена Бондаренко, «в вашей школе мало учеников, значит, вы не удовлетворяете запросам родителей».
– Почему в некоторых школах невозможно попасть? Потому что они удовлетворяют запросам. Там очередь выстраивается и никаких проблем по поводу наполняемости никогда не будет, – говорит она.
Рабочее совещание длилось практически два часа. Но итоги так и не были подведены. Выступающие и представители комитета перебивали друг друга, обвиняли. Бурное обсуждение дошло и до личных оскорблений. Тем более удивительно, что участники совещания учат наших детей и отвечают за качество образования в целом. О каком качестве и моральной культуре можно говорить, когда они перебивают друг друга и оскорбляют.
Много вопросов у директоров школ остались не заданными. Но как сказали руководители комитета, по озвученным вопросам будут работать.