«ДАВУУДАЙ. МОИ НЕБЕСА» Татьяны Лыгденовой (продолжение, часть 6)

Newbur публикует рассказы Татьяны Лыгденовой "Окинские актрисы" и "Моя прекрасная абгазы"
Культура |
Фото «ДАВУУДАЙ. МОИ НЕБЕСА» Татьяны Лыгденовой (продолжение, часть 6)
Художник: Даша Лыгденов

В Улан-Удэ вышла в свет книга «Давуудай. Мои небеса» Татьяны Лыгденовой, представителя большого рода Лыгденовых, решившейся опубликовать довольно откровенные воспоминания о своем детстве, родных, наиболее памятных эпизодах жизни. Учитывая, что среди родных писательницы оказалось много представителей творческой профессии, воспоминания получились поразительно точными и живописными. С большой любовью рассказывает автор о Мондах и Орлике 60—70-х годов, деревенском детстве, родителях и деталях далекой жизни, которой жила когда-то страна.

 Newbur продолжает представлять вниманию читателей рассказы из этой книги.

Окинские актрисы

Когда мы жили в Орлике, моим местом отдыха была библиотека. Там стоял большой длинный стол, и на нем лежали подшивки журналов: «Огонек», «Экран», «Юность» и много других. Садилась на черный кожаный диван и оказывалась в чудесной, сказочной стране своей мечты. Читала про разные страны и красавиц-актрис; про то, как в других городах и странах живут люди. Мне было интересно читать все доступные новости из журналов.

В то время показывали кинокартину «Человек-амфибия» – шикарный, фантастический, восхитительный фильм! В клубе не было мест, люди стоя смотрели. Мы приходили всей семьей.

Таких замечательных, талантливых, уникальных, красивых актеров, которые играли роли Ихтиандра, Гутиеры, Зуриты, нет в настоящее время.

Ихтиандр – Коренев. В нем текла бурятская кровь, и потому, наверное, у него была такая пронзительно яркая красота и удивительные глаза.

Однажды на обложке журнала «Огонек» увидела Нину Токyрeнову. Это был фурор – девушка из горной Оки в главном столичном журнале! Обычно там были фотографии политиков и знаменитых киноактеров.

Помню, как Нина Токуренова и Люда Дугарова на Новый год играли роль Енисея и красавицы Ангары. Костюмы у них были по тем временам очень красивые – синие, с приклеенными блестками из золотых и серебряных конфетных оберток. Они учились в 10-м классе, на пять классов старше меня. Это были любимые ученицы нашего папы. Прекрасная дикция, отличная память, а как они декламировали стихи на русском и бурятском языках, играли на школьной сцене! Класс у них был очень активный, постоянно играли в хоккей, участвовали в соревнованиях по скоростному бегу на коньках, на лед выходили в черной форме с надписью на груди «ЭРА».

Когда я стала студенткой, часто ходила в Бурятский драматический театр, где работали Нина и Людмила. В 1969 году приехали выпускники Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

Мы с подругами ходили смотреть на красавцев Михаила Елбонова, Mайдари Жапхандаева, Владимира Кондратьева, Чингиса Гуруева и других ребят. Какая у Mайдари была улыбка с хитрым прищуром глаз! На Дариму Жапxандаеву, у которой глаза были  как черемуха после дождя. На Марту Зориктуеву, похожую на певицу из японского фильма «Сезон любви». На несравненную, красивую и шикарную Ларису Егорову, на необыкновенно стильную и талантливую Людмилу Дугарову.

Однажды я шла по улице Ленина наверх, а навстречу мне спускалась Людмила в коротком кожаном пальто. Сапоги на платформе, черные очки, прическа  как у Софи Лорен. Вся такая неземная – инопланетянка.

В спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова роль Асель играла Людмила Дугарова. Ее Асель – удивительно нежная, влюбленная в Ильяса (Μ. Жапxандаев). Это повесть о прекрасной и горестной любви, о трудном человеческом счастье. Людмила играла с такой нежностью, любовью и страданием, с такой искренностью... Помню, мне было безумно жалко ее Асель.

Нину Токуренову я считаю великой актрисой. В спектакле «Бyдамшу» Ц. Шагжина Нина играла роль Пиглай, которая стала ее коронной ролью. Мне кажется, еще никто не переиграл ее Пиглай, сметливую, смешную и властную жену hорни. В каких-то 1980-х годах спектакль «Будамшу» показывали по телевизору из Москвы. Тогда моей дочери было лет 7–8, она смотрела лежа и, катаясь по полу, хохотала до слез.

Всех не упомнишь… Все актеры без исключения были нашими любимцами. Это уже история, они – легенда.

Художник: Даша Лыгденов

Моя прекрасная абгазы

Со старшей сестрой папы Верой абгазы я познакомилась, когда мне было девять лет. Приехали в город с родителями и остановились у них на проспекте Победы. Меня поразила благоустроенная квартира. Как так – туалет дома?! Никак не могла привыкнуть к такому изыску. Вера aбгазы решила нас приобщить к культурной жизни столицы. Дала пригласительные билеты на спектакли. 

Каждый вечер мы ходили в оперный театр. В первый день пришли на оперу «Русалка». Сели в первом ряду. Для меня театр бы как сказочный дворец! Звучит приятная музыка, яркий свет льется из большой люстры и освещает зрительный зал, а на плафоне потолка нарисованы артисты и там сидит дядя Лхас. Кругом нарядные женщины, у меня голова кругом от такого изобилия красоты и музыки.

И вот на сцену выходит мельник. Мне сказали, что это hасаран-хypайхa. Как-то не верилось, что человек так сильно может измениться на сцене. Он весь лохматый и сумасшедший, ищет свою дочь.

В этот момент подошли опоздавшие зрители и сели около меня. Сначала подумала, что это дети. Присмотревшись, поняла, что они старые люди, и от удивления все свое внимание переключила на них, хотя в это время показывали подводное царство с русалками. Впервые увидев таких маленьких людей, подумала, что и вправду попала в сказочную страну с гномами, русалками, со страшным и очень жалким мельником.

Безумно понравился балет «Красавица Ангара». Тогда танцевала потрясающая Лариса Сахьянова. Еще помню сцену  – по звездному небу плыла балерина, и поражалась тому, как она держится на высоте.

Посещали и Бурятский театр драмы. Ходили на спектакль «Будамшу», где роль Пиглай играла знаменитая актриса Найдан Гендунова. Еще смотрели какой-то спектакль про колхоз, на котором я уснула. Но больше всего мне понравилось, что в театральном буфете продавали бананы, и я впервые попробовала их.

На первом этаже дома, где жили Линховоины, вместо нынешнего магазина «Золото» был продовольственный магазин. Меня отправляли за хлебом и молоком. Я научилась различать отделы и говорить «бакалея», когда пробивала на кассе чек. Очень старалась выглядеть городской девочкой.

Перед нашим отъездом Вера абгазы подарила черные лакированные туфли с пряжкой и попросила примерить. Туфли были маловаты, немножко жали, но я не стала ей говорить об этом – боялась, что она унесет их обратно в магазин. Приехав домой, хотела в них идти в школу. Хоть плачь, ноги стали еще больше. И они как сувенир стояли на комоде, на самом видном месте, чтобы все знали, какие у меня красивые туфли.

Второе мое знакомство с Верой абгазы состоялось, когда я приехала учиться в Улан-Удэ. Она мне рассказывала, как приехала в город почти подростком. Шла по улице Ленина и встретила земляка Дандара Аюшеева, композитора, который посоветовал ей поступить в техникум искусств. Откуда и началась ее актерская карьера.

B 1942 году Вера абгазы с концертной бригадой ездила на Белорусский фронт. Рассказывала, как девушки, поехавшие на фронт с длинными косами, завшивели и пришлось всем коротко постричься. Вспоминала, как во время бомбежек они пели и танцевали на импровизированной сцене.

Потом они ездили на Восточный фронт, где вдруг увидела брата Ниму, который служил в авиационном полку. Каким великим счастьем и радостью стала эта встреча –  брат, прошедший войну на Западном фронте и оставшийся живым!

Участвовала она и в первой Декаде Дней культуры в Москве. Вера абгазы была человеком с необыкновенно сильным, стальным характером. Двое старших братьев отца Нима и Бадма-Жaб ушли на фронт. Они прошли через всю войну и вернулись живыми. Перед уходом на войну наша бабушка дала им в мешочках землю – тоонто. Ее сыновья носили этот оберег на шее. Возможно, это их спасло от смерти.

Дари абгазы – младшая сестра отца. Я думаю, что она родилась не там и не в то время: мне она напоминала француженку времен Эдит Пиаф.

Дари абгазы была очень талантливой женщиной. Коллеги по районной газете помнят, какая она была «заводная», веселая и в то же время принципиальная. Заступится за слабого, подбодрит человека, пошутит, поднимет ему настроение. Словом, была душой компании. А какие письма писала! Ей богу, не помню, чтобы кто-нибудь так остроумно описывал события жизни за неделю. На исконно богатом бурятском языке. С шутками-прибаутками, с философскими размышлениями. В эпоху эпистолярного жанра ее письма как глоток свежего воздуха. Мы лечились от скуки, вдохновлялись ее образами. Отдельная тема – ее голос. Завораживающий, увлекающий, многокрасочный. Как она любила петь народные песни! Невозможно было устоять, чтобы не поддержать ее могучий голос. Подпеваешь, а перед глазами – сверкающие горы и зеленые долины, журчащие ручьи и цветущие луга...

Автор: Татьяна Лыгденова

 

Кол-во просмотров: 1191

Поделиться новостью:


Поделиться: