В Улан-Удэ вышла в свет книга «Давуудай. Мои небеса» Татьяны Лыгденовой, представителя большого рода Лыгденовых, решившейся опубликовать довольно откровенные воспоминания о своем детстве, родных, наиболее памятных эпизодах жизни. Учитывая, что среди родных писательницы оказалось много представителей творческой профессии, воспоминания получились поразительно точными и живописными. С большой любовью рассказывает автор о Мондах и Орлике 60—70-х годов, деревенском детстве, родителях и деталях далекой жизни, которой жила когда-то страна.
Newbur продолжает представлять вниманию читателей рассказы из книги «Давуудай. Мои небеса» Татьяны Лыгденовой.
(Предыдущие рассказы можно найти по ссылке).
Польская гостья
Рассказ Ширвиндта Александра Анатольевича: «Однажды в Москву приехал Роберт де Ниро, и переводчицей у него была Регина, тогдашняя жена Михаила Михайловича Козакова. Миронов хотел познакомиться со знаменитым артистом, и мы уговорили Регину затащить его к Андрюше. Собрались при свечах. Все принарядились по случаю торжественно: костюмы, галстуки… Почетный гость пришел в потертых джинсах, растянутой футболке и шлепанцах».
Примерно такой же случай произошел с моей подругой. В 1986 или 1987 году к Вале приехала гостья из Польши. Познакомились они, когда Валю наградили поездкой в Польшу за работу со студенческими отрядами. Началась суета по этому поводу. Надо было доложить органам, что приезжает иностранка.
Она сходила в МВД, сообщила о гостье. Те спросили, где ее будут принимать. У Вали был деревянный дом. Пришли, посмотрели и сказали, что так не пойдет. Иностранка не должна видеть, что наши люди живут в таком непрезентабельном доме. Решено было найти благоустроенную квартиру в центре города. Валя договорилась с подругой. Устроила приличное жилье для иностранки, утащив свое богатство: ковер, сервизы, хрусталь.
Встречаем гостью все мы при параде. Приехала полячка, такая обычная, без всяких прибамбасов. Валя переживала, словно собиралась встречать Жаклин Кеннеди.
Гостья привезла чемодан подарков, мы разом стали самыми стильными девушками. Жизнь-то у нас была «дефицитная».
Валя сделала большую встречу на квартире, пригласила знакомых, друзей. Придумывали разные мероприятия для дорогой гостьи: водили по театрам, съездили в Иволгинский дацан.
Спустя неделю Валя решила пригласить ее к нам, точнее, в свой дом, а роль хозяйки играть должна была я. Конечно, как положено, приготовили стол с буузами, салатами, тортами...
Выпили, и тут началось... Валя встала и начала вытаскивать из шкафа и серванта подарки – меха и золото, шикарный японский сервиз... И дарить все это гостье. А она смотрит на меня с удивлением и не понимает, что происходит. Я рассмеялась, и пришлось рассказать правду. Хохотали до упаду.
Гостья рассказывала, что там, в той квартире, что ни спросишь у Вали, она как-то все время терялась. Номер домашнего телефона спросила, так она никак не могла сразу вспомнить. Оставшиеся дни она жила в ее доме. Уехала очень довольная.
Дангина
Однажды, проезжая через маленькую деревню, наш автобус остановился около магазина и водитель крикнул: «Через 15 минут поедем, можете покурить, отдохнуть».
Мы вышли: кто-то курил, некоторые пошли в магазин, а я стояла и смотрела на людей, толпившихся около магазина. В это время подъехала кавалькада всадников. Впереди на черной лошади ехала девушка. С легкостью опытной наездницы спрыгнула с лошади, остановилась. Посмотрев свысока на нас, пошла в сторону магазина.
Девушка была высока, стройна, одета в темно-синее штапельное платье с мелкими цветочками. Тонкая талия перепоясана солдатским ремнем, на ногах легкие летние тканевые унтики с вышивкой. Голова по-старушечьи перевязана цветным платком. Две черные косы по спине при ходьбе качались как змеи.
Это была красавица. Именно с той красотой, в которой видишь необыкновенные черты лица. И кажется, что у идеально красивой женщины должны быть такие красивые миндалевидные глаза, разлет бровей. Смуглое загорелое лицо, припухлые губы. Она знала себе цену, шла гордой походкой королевы.
Пока я завороженно смотрела на эту дивную картину, водитель подошел и наш автобус тронулся. Я ехала дальше и никак не могла забыть черты этой девушки.
Сколько в ней было обворожительной, притягательной, чувственной красоты! Мне казалось, что эти всадники с девушкой спустились с небес, что она – богиня со своей свитой. Ее красота была соткана из степных цветов, из горных вершин Саян и хрустальной воды Иркута, из песен птиц и шума ветра. Подумала: как жаль, что я не художник. Эта была красота не городской девушки, утонченной и ухоженной, а красота дикой, вольной горянки.
Откуда в такой дальней деревушке оказался столь шикарный цветок? Думала, как сложится жизнь у этой красавицы, уедет ли оттуда, реализуется ли ее красота где-нибудь в кино или театре, нарисует ли ее художник? И мне стало грустно от того, что все так, наверное, и останется. Кроме односельчан никто не будет любоваться ею.
Будали и Зэгбэ Гомбожабай
Помнишь, под лунным светом
Молча, вздыхая,
стояла со мной.
Тебя я не обнял
и не поцеловал тогда.
Лишь жил с тобою
в душе своей…
Автор этого прекрасного стихотворения – Зэгбэ Гомбожабай, легендарный телеведущий, поэт.
Мои родители ждут гостей из города. Подъезжает машина. Встречаем дорогих гостей. Из машины выходит очень красивый мужчина, за ним моя красавица сестра Будали. По традиции подаем пиалу с молоком. Впервые вижу нашего зятя и думаю: «где такие красивые люди рождаются?».
Мама накрывает на стол – мясо бухэлеор, буузы, печень с арбином, хошхонок, кровяную колбасу. Все мясное, ну еще и молочные блюда – творог со сметаной и масло свое, еще салат из черемши и болгарское «Лечо».
Мне пятнадцать лет. Я с младшими стою в другой комнате и через щелочку смотрю. Мне неудобно, что на столе одни мясные блюда, и думаю, что для таких красивых, утонченных городских людей должна быть приготовлена другая еда: фрукты, торты, вино в хрустальных бокалах. Это я видела в журналах. Но что поделаешь: фруктов в магазине нет, торт — что-то из разряда фантастики, вместо хрусталя — стеклянные стопочки.
Гости довольны: за столом ведутся разговоры, раздается заразительный смех. Значит, им нравится наше угощение!
Зэгбэ Гомбожабай начал работать корреспондентом на радио с 1963 года, затем стал одним из первых дикторов Государственного телевидения. Из воспоминаний журналистки С. A. Смирновой: «Зэгбэ был красивым, как молодой бог: точеное благородное лицо, мягкая обаятельная улыбка, глубокий завораживающий голос». Он является автором многих стихов, на которые положена музыка и создано много песен. Очень популярная песня 70-x годов «Залуушуулай дуун».
По моему мнению, на телевидении с начала и до нынешних пор еще не работал ни один такой красивый диктор с чарующим бархатным голосом.
В 1987 году 3эгбэ Гомбожабаю присвоили почетное звание «Заслуженный артист Бурятской АССР».
Работая на радио, он встретился со своей любовью, очаровательной Будали Лыгденовой, звукорежиссером. У них два прекрасных сына. Жаргал работает в телевизионной компании «Аpиг Ус» старшим оператором. Энхэ – хирург от бога, заслуженный врач Республики Бурятия. Две внучки: Алина и Александра – врач кардиохирург, кандидат медицинских наук. Внуки Зэгбэ и Вадим уже взрослые ребята.
Зэгбэ Гомбожабай решил сделать записи для радио о нашей школе, записал моего одноклассника Элбэка Манзарова. Он читал свои стихи. Мы с подругами от души спели песню «Нарьян-Mар». Это событие произвело фурор в нашем селе.
Зэгбэ уехал в город, оставив на наше попечение Будали. Я была рада: у меня появилась подруга, с которой можно было болтать, рассказывать свои секреты о мальчиках и одноклассниках. Она должна была родить своего первенца в Tунке. Наш сельский врач Зинаида Батомункуевна решила, что Будали лучше рожать в городе. Видимо, побоялась принимать роды. Приехал Зэгбэ и увез ее.
Потом все мои одноклассники ждали передачу по радио, чтобы услышать себя, но в итоге выступил только Элбэк со своими стихами. Мы с девочками сильно расстраиваться не стали, посчитав, что наш звездный час еще впереди.
Зэгбэ Гомбожабай написал много стихов о любви, посвященные Будали. Помню их молодых, красивых, веселых, спускающихся по улице Ленина. С грустью вспоминается молодость. Как быстро летит время, будто течение реки уносит годы…
Автор: Татьяна Лыгденова
Возрастное ограничение 0+