По сообщению индийских телеканалов, которые, в свою очередь, ссылаются на заявление самого Далай-ламы на пресс-конференции, в ближайшие полгода Далай-лама планирует покинуть свой священный пост и уйти на заслуженный отдых. До принятия окончательного решения он намерен посоветоваться с тибетским парламентом в изгнании.
Далай-лама XIV в 1937 году был признан реинкарнацией предыдущего Далай-ламы и взошел и принял высочайший буддийский титул в 1940 году. Однако в конце 1940-х годов в Тибет вошла китайская армия. Спустя 19 лет Далай-лама был вынужден покинуть Тибет и отправиться в изгнание. И по сию пору его резиденция расположена в г. Дхарамсала в Индии.
Трудный путь жителей Бурятии к буддийской истине до Дхарамсалы пролегал через Монголию, Пекин, Дели и Катманду (Непал). По словам наших героев, трудности, конечно, возникали, но было «не до них». Осталось только двоякое ощущение дисгармоничности: блеска и нищеты, одним словом. После фактически родной Монголии удивила роскошь флоры, после почти родного Китая – предельная бедность населения Непала и Индии. И огромное, просто бесчисленное количество храмов, монастырей, ступ и других буддийских памятников.
Непальские впечатления
Как рассказали наши путешественники, в Катманду – столице Непала – они жили в отеле недалеко от громадной ступы Будданатх. Это самая большая буддийская ступа на земле. Желтые, зеленые, красные, белые и синие флажки тянутся от вершины ступы во все стороны света. На них написаны мантры. Считается, что их читает ветер.
Рассказывает Валерий Чимитов:
– Вначале я смотрел на ступу, как на памятник ЮНЕСКО. Но понимание его духовной значимости пришло после одного случая. Каждое утро необходимо встать в четыре утра и, не спеша, обойти ступу по периметру, крутя барабаны. А это примерно метров 300. Таков ритуал. Во время ритуала мы обратили внимание на японца, который делал этот обход гораздо больше нас. Оказалось, что он четыре года назад приехал сюда раковым больным, от которого отказалась традиционная медицина. Каждое утро из года в год он совершает такой обход 108(!) раз. Сейчас он здоров и возвращаться на свою родину не хочет.
Справка
Напомним, что это вторые учения из триады, которые Далай-лама дарует российским буддистам. В 2009 году первое посвящение в Дхарамсале получили более 800 российских буддистов (из них 300 человек из Бурятии). Тогда же в последний день учения благодаря ходатайству Досточтимого Ело Ринпоче, тибетского ламы, постоянно работающего в Бурятии, и Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Его Святейшество Далай-лама ответил согласием продолжить практику учения для россиян.
Огромное впечатление на паломников произвел знаменитый парк Лумбини, где в VI веке до н.э. появился на свет великий Будда Шакьямуни. Там расположен храм Майя Дэви Мандир, посвященный матери Будды. Считается, что ему больше двух тыс. лет. В нем установлен древний каменный барельеф, датируемый II веком н.э. На нем изображена сцена рождения Будды.
Рассказывает Светлана Целовальникова:
– Я с умилением смотрела на отпечаток ступни младенца принца Сиддхартхи в храме. Неважно, так это было или не так. Предмет умилителен. И не так важно, где королева Майя Дэви искупала Будду после рождения, в реке или в озере, где сейчас каждый день стирают и купаются паломники. Важно, что здесь есть поклонение Женщине.
Сейчас парк Лумбини постепенно застраивается монастырями и храмами. Строят все буддийские страны вместе и каждая страна по-своему, в своем национальном стиле: Таиланд, Китай, Монголия, Корея, Япония. Говорят, что Пандидо Хамбо-лама Аюшеев тоже приобрел там землю для строительства бурятского храма.
Индийские мотивы
Индия, по словам бурятских паломников, предстала перед ними как некое смешение религий, образов жизни, культур и... запахов. Представьте, что терпкие ароматы восточных цветов сливаются с запахом нечистот (там вместо собак – коровы!) – так пахнет Индия. Наших вообще сложно чем-либо удивить, но вот вид спящих прямо на улице людей ввел в замешательство. Оказывается, в этой стране считается вполне нормальным лечь передохнуть там, где Морфей настиг: вдоль дороги, на обочине, в парке. И никто тебя не трогает, не забирает в полицию и не крутит у виска. Молча перешагнут – и дальше по своим делам!
Рассказывает Валерий Чимитов:
– Но насколько есть отклонение в одну сторону, настолько же существует и в другую. Называйте эту вторую сторону как хотите. Но именно в Индии отчетливо понимаешь, что ты – не тот человек, которым считал себя раньше. Именно здесь мир проникает глубоко в тебя, а ты открываешься ему навстречу.
Одной из моих собеседниц запомнился бахаистский молитвенный дом в современном Дели – Храм лотоса. Он назван так, потому что имеет форму лотоса, а чистота, которую символизирует этот цветок, позволяет называться месту храмом.
Рассказывает Светлана Целовальникова:
– Задумано удивительно: храм вырастает над водой, а вокруг него разлиты искусственные озера. Они образуют, если смотреть сверху, красивую симметричную фигуру-мандалу с белоснежным цветком в середине. Чтобы подняться к храму, необходимо разуться.В храме стоят несколько рядов кресел, сидят люди, по всей видимости, медитируют. Тихо и прохладно...
Посетили наши паломники и Норбулинку, летнюю резиденцию Далай-ламы. Это целый комплекс: храм Будды, Институт тибетской культуры и музей кукол. Именно сюда были вывезены из Тибета старинные архивы и рукописи. Здесь сохраняются и изучаются тибетские традиции, сюда приезжают студенты и ученые из многих стран.
И, пожалуй, самым долгожданным стал путь из Дели в Дхарамсалу – место, где, собственно, и прикоснулись буддисты к «самим себе», как выразилась одна из паломниц.
Рассказывает Светлана Целовальникова:
– До Дхарамсалы добирались всю ночь. Находится город высоко в горах, ехали по крутым скалистым дорогам. Устали. А когда добрались и огляделись – красота неописуемая! От одного вида можно очиститься. Величие во всем. И странное ощущение «безвременья». Нет времени, лишь вечность...
По признанию моей собеседницы, это же чувство посещало некоторых и во время Учения Гухьясамаджи, по-другому, посвящения Далай-ламы всем верующим буддистам России.
На протяжении трех дней точно к 9.00 машина привозила Далай-ламу к месту сессии – храму Цуглаканг и до пяти вечера лидер буддистов преподавал Учение. На обед отводился час. Кормили всех бесплатно тут же, и, как отметили путешественники, еда была невероятно вкусной: рис, суп, лепешки.
Нашей группе паломников повезло. Учитель несколько раз мимо них поднимался и спускался к своему трону.
Рассказывает Зинаида Алексеева:
– Пройдет – и тебя как будто теплой волной накроет, аж по спине дрожь пробирала. Да и вообще все было невероятным. Сейчас вспоминается взгляд Далай-ламы: чистый и пронзительный. А голос приятный и тихий. Синхронный перевод велся через наушники, но все было понятно и доступно.
Когда несведущий человек слышит термины «тантрический буддизм», «учение Гухьясамаджи», «37 практик Бодхисаттвы», ему кажется, что это не для простых смертных. На самом деле все гораздо проще и за сложными определениями стоят совершенно простые, общечеловеческие вещи (признаюсь, сама узнала об этом при написании материала. – Е.М.).
Рассказывает Зинаида Алексеева:
– Человеку свойственно размышлять о жизни, ее сути. Я тоже много искала «свою истину», много сомневалась в правильности своих выводов. Подтверждение моим мыслям неожиданно пришло из уст Его Святейшества. Он отметил, что причина людских страданий кроется в привязанности к своему «я», основанной на неведении и порождающей гнев и ненависть. Цепляние за самодостаточное «я» есть нечто противоположное мудрости: не будет привязанности к своему «я», следовательно, не будет привязанности к гневу.
Отметил Далай-лама и то, что знания, приобретенные в результате полученного Учения, важно применить на практике. «Если вы отложите их в сторону, не достигнете никаких целей», – заявил он. Между тем «продвигаться к высшей цели» необходимо постепенно. «Каждый должен практиковать то, что может, то, что соответствует его способностям», – сказал Далай-лама.
Практической частью можно назвать и принятие верующими обетов. В основном, россияне давали обеты бросить курить и употреблять алкоголь. Перед началом ритуала духовный учитель предупредил о том, что «необходимо хорошо подумать, прежде чем принять обет». Но желающих все равно было много. Среди них был и наш земляк Валерий Чимитов. Встав на правое колено, он принял обет.
Рассказывает Валерий Чимитов:
– Теперь я держусь, не курю и не выпиваю. Я хочу развиваться духовно и дальше. Эта встреча с Далай-ламой стала для меня толчком к самосовершенствованию. Летом 2011 года в Вашингтоне пройдут подобные учения Калачакры, планирую поехать туда.
Но многих россиян, конечно, волновал вопрос, приедет ли главный буддист мира в Россию. Сам он пояснил, что его приезд действительно необходим верующим нашей страны, но до тех пор, пока Москва не даст ему «зеленый свет», этого не произойдет. По словам Далай-ламы, Россия – великая страна с великим будущим, и «если мы хотим построить счастливую Россию, счастливое человечество, нам очень важно не забывать о нравственных принципах. Власть, в том числе военная мощь, мощь полиции, деньги – все это само по себе не поможет нам утвердиться в нравственных принципах», – сказал Далай-лама 2 декабря, в последний день Учения для российских паломников.
Есть и хорошая новость для тех, кто не сумел побывать на этом значимом буддийском событии. Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV в конце преподанного им Учения пообещал встретиться с россиянами в следующем году и совершить для них молитвенный обряд посвящения божеству Чакрасамвара. Кстати, этот обряд некогда прошел и знаменитый русский художник Николай Рерих.
И как наставление всем буддистам Далай-лама привел паломникам слова буддийского проповедника Нгулчу Гьялсэ Тогмэ Сангпо:
Покуда в сердце продолжает жить
Враг внутренний – агрессия и злоба,
Врагов вовне, увы, не победить,
Их рать лишь будет крепнуть год от года.
В союзники себе ты призови
Святое воинство любви и сострадания,
Ум непокорный умиротвори –
Так поступает мудрый Бодхисаттва.