26-27 апреля в ТРЦ «Пионер» города Улан-Удэ проходили мероприятия, организованные для профессионалов и любознательных участников сферы PR, блогинга и маркетинга. В качестве ведущего и эксперта выступил специалист в области паблик рилейшнс, успешный бизнесмен и популярный блогер из Иркутска Александр Откидач.
В первый день он рассказал о трендах нашего времени, эффективных PR-проектах, как позиционировать себя или свою компанию, заработать деньги, репутацию и покорить свою аудиторию. Во второй день слушатели узнали, как создавать и продвигать личный бренд в современных условиях. Кроме того, иркутский блогер много лет развивает так называемый «сельский туризм». Накануне мероприятия корреспондент Newbur пообщался с Александром на эту тему.
- Вы занимаетесь развитием сельского туризма, каким образом?
- Бурятия славится многообразием национальных культур, традициями, кухнями и многим другим. В селах мы создаем «экономику». На наших глазах оживают деревни, у которых, казалось бы, не было никаких шансов быть объектами туризма. Давайте будем честными, сегодня многие села заброшены, и никто и никогда не построит там завод. Поэтому туризм - идеальный способ для их воскрешения.
С этой миссией мы побывали в пяти районах Бурятии: Кяхтинском, Окинском, Тункинском, Баргузинском и Курумканском, сняли о них фильмы. Один фильм длится около трех часов. Просто не стали ничего вырезать, поскольку никого не хотелось обидеть. Был интересный случай. В одном из районов местный шаман провел обряд, после которого три года мне не приходил ни один штраф. Как только закончился этот срок, штрафы возобновились, хотите верьте – хотите нет. Вообще, Бурятия для меня - второй регион, здесь у меня очень много друзей и знакомых.
- Примерно 20 лет назад в Кабанский район приезжали коучи из Америки с миссией развивать туризм. Они учили местных изготавливать сувениры, принимать гостей, в конце концов, чтобы в туалете всегда была туалетная бумага. Однако ничего из этого не прижилось, помешал местный менталитет. А вы что видите самое сложное в развитии сельского туризма?
- Изменить взрослого вообще невозможно. Иногда приходится три дня пить самогон с человеком, чтобы он начал с тобой разговаривать. Местные говорят: «Мы 10 лет уже по телевизору слышим, что у нас туризм будет развиваться». А когда люди узнают еще, что мы с, их точки зрения, никто - ни чиновники, ни крупные предприниматели - денег с нас не взять, то вовсе никакого участия не проявляют. Неверие в себя и в собственные возможности есть главная наша общая проблема.
Вот в отношении туристических возможностей местные говорят: «Да что тут смотреть, что тут лес да речка! Кто сюда поедет». То есть они не совсем понимают, что многим лес и речка крайне важны. Для горожан та же речка, природа - своего рода «детокс» от пыльного и бетонного города.
Во-вторых, сельские жители не понимают, что так, как принимают гостей в деревне - не принимают ни в одном пятизвездочном отеле! Это ни с чем несравнимое гостеприимство! Когда тебе искренне рады люди, а не обслуживающий персонал, для которого это просто работа. Местные накрывают шикарную «поляну», достают из своих погребков груздочки, сало нарезают, дикую рыбку, какую не найти ни в одном ресторане. Я это видел, мы уже, наверное, больше 500 туристов привезли в эти деревни, и люди остались в приятном шоке. Поэтому не верить в то, что ты можешь быть кому-то интересен и полезен - второй сдерживающий фактор.
В третьих, на сегодняшний день государство не дает деревням никаких возможностей зарабатывать. К примеру, это означает, что сегодня легально кормить в деревне невозможно. Чтобы вас покатали на лодке, нужно оформить чуть ли не транспортную компанию, и это априори невозможно – так как там нет такого трафика, это никогда не окупится и так далее.
Поэтому я предлагаю власти Иркутской области стать первым регионом в стране, который сделает такую экономическую зону, где будут созданы существенные послабления для таких гостевых домов, которые могли бы кормить туристов. В конце концов, в лицензионных кафе люди травятся куда чаще, чем в деревне.
Опять же сельский туризм в Бурятии, Иркутской области не стоит сравнивать, к примеру с «Золотым кольцом» в Подмосковье, которому 500 лет развития. Там деревни выглядят лучше, чем некоторые столицы регионов. Деревеньки заасфальтированы, в целом, там развитая инфраструктура.
- Какими результатами вы гордитесь?
- Если вы наберете в Гугле или Яндексе туризм в Осинском, Заларинском, Качугском, Усольском, Братском районах, то сразу появится красивый, современный сайт, где вы можете купить туры, посмотреть классные ролики с этих мест, познакомиться с программами. Там вы можете приобрести туры у местных жителей, которые зарегистрированы как ИП либо работают на базе какого-нибудь подведа, например МКУ музей, имеющего право продавать экскурсии. Некоторых мы смогли зарегистрировать как самозанятых. Однако по-прежнему самозанятый не может кормить кого-то за деньги, поэтому туриста кормят как бы «бесплатно», а эти деньги идет за экскурсию, например.
- Сколько всего самозанятых вам удалось зарегистрировать?
- Всего 30 человек, и это немало. Когда регистрируешь самозанятого, у него палец дрожит, он спрашивает, не снимутся ли сейчас с его счетов все деньги.
За три месяца мы проводим брендирование, все красиво упаковываем, по-современному. Мало у какого крупного турагентства есть такого качества контент, как у нас на селе. Все сайты принадлежат администрации, они могут менять контакты тех, кто там работает и контент. В завершении каждой работы мы привозим туристов по этим турам. Например, в Усольском районе в прошлом году три группы туристов проехали по нашим турам, оставив на селе 500 тысяч рублей. Если считать, что все было сделано с нуля, то это немало. Кроме того, мы следим за деятельностью тех, кому помогли. Так, в Заларинском районе, с которого мы начали, развитие есть. С этого поселка женщина с двумя детьми, по профессии педагог, взяла кредит, построила рядом гостевой дом и принимает сейчас туристов. Развитие есть в тех селах, где люди сами этого хотят.
- Спасибо!