Бурятия обрела полный вариант «Атласа тибетской медицины» (продолжение)

До недавнего времени главной тайной «Атласа тибетской медицины» было содержание недостающих листов, которые были утеряны во время их нахождения в хранилищах Антирелигиозного музея Улан-Удэ. Где же найти эти листы и как восстановить бесценный раритет Бурятии?
Общество |

Продолжение. Начало тут.

До недавнего времени главной тайной хранящегося сейчас в Национальном музее РБ «Атласа тибетской медицины» было содержание недостающих листов, которые были утеряны, по-видимому, во время их нахождения в хранилищах Антирелигиозного музея Улан-Удэ, располагавшегося в Одигитриевском соборе Улан-Удэ. Напомним, что в 1935 году в Цугольском дацане было конфисковано 84 листа Атласа, привезенного более 100 лет назад Ширабом Сунуевым из Тибета, а в 90-е году обнаружилось, что их на 8 листов меньше.

Где же найти эти листы и как восстановить бесценный раритет Бурятии? Ответ на этот вопрос искал директор благотворительного фонда «Жамсаран» Биликто Дугаров.

Кто и когда изъял Атлас у буддистов

- Дид хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев, кстати, тоже по специальности эмчи-лама, рассказал удивительные вещи, - рассказал директор благотворительного фонда «Жамсаран» Биликто Дугаров. - Оказалось, что Атлас был изъят у буддистов не в 1926 году и не из Ацагатского дацана, родового дацана Агвана Доржиева, как мы с подачи музейных работников написали в своем буклете к выставке, а в 1935 году из Цугольского дацана. Там тогда обучались ламы-медики со всей Бурятии. Более того, Цырен-лама и настоятель Цугольского дацана Алдар-лама показали нам копию приемно-сдаточного акта от 27 ноября 1935 года, составленного комиссией по ликвидации Цугольского дацана. В описи имущества ликвидированного дацана, которое сдавалось комиссией в фонды Антирелигиозного музея, было в общей сложности 216 наименований предметов старины и предметов религиозного культа. Среди них был и «тибетский медицинский атлас», состоящий не из 76 или 77 листов, как ранее везде писалось, а из 84 листов!

О судьбе «Атласа тибетской медицины» лама Цырен Дондукбаев узнал от своего учителя медицины, который в свою очередь учился у самого Шираба Сунуева после того, как тот привез из Тибета в Бурятию это уникальное учебное пособие, ставшее сейчас культурным раритетом. Оказывается, в конце 1933 года, когда храмовые службы и обучение лам и хувараков медицине и философии в Цугольском дацане уже не проводились, Атлас был свернут ламами в рулон и помещен на самый верхний этаж главного дацанского дугана. Так он пролежал там больше года, и в конце 1935 года при ликвидации Цугольского дацана органами НКВД Бурят-Монголии был изъят по описи ликвидационной комиссией.

Алдар-лама, нынешний настоятель восстановленного 90-е годы прошлого века Цугольского дацана, обнаружил эту опись имущества несколько лет назад в госархиве Агинского округа, где он по заданию хамбо ламы Дамбы Аюшеева просиживал месяцами в поисках утраченного имущества своего дацана. Сегодня часть имущества, указанного в этой описи уже возвращена Цугольскому дацану. Кроме того, еще в начале 90-х годов из запасников Санкт-Петербургского музея истории религии и атеизма государство вернуло дацану знаменитую статую Будды Майтрейи (бур. Майдари). Но какая-то часть имущества до сих пор остается на хранении в государственных запасниках.

Где хранится Атлас

- В настоящее время в нашем музее созданы все необходимые условии для хранения такого бесценного культурного наследия как Атлас тибетской медицины, - сообщила "Новой Бурятии" директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева.- Буддийская традиционная сангха России и сам хамбо лама Дамба Аюшеев сейчас не ставят вопрос о возвращении Атласа буддистам. Поскольку у сангхи пока нет возможности обеспечить его надлежащее хранение.

Напомним, что Атлас тибетской медицины в Бурятии состоит из 76 листов, размер одного такого листа 81,5 X 66,5 см, в них содержится более 10 тыс. рисунков. В 1998 году больше половины листов (40 из 76-ти) «Атласа тибетской медицины» вывозилось на год в Америку. В это же время на средства международного фонда в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге часть страниц Атласа была реставрирована и были созданы условия для его более или менее надежной консервации.

– Каждая страница атласа хранится в двойном паспорту, сделанном в 1997 году реставраторами из Государственного Эрмитажа, – рассказала главный хранитель музея Валентина Чойпсонова. – Сверху страница накрыта микалентной бумагой. Чтобы не повредить живописное полотно, используется особый бескислотный картон из Германии, который обеспечивает хорошее хранение и не выделяет никаких химических веществ. Условия для хранения следующие: температура поддерживается в пределах 16–18 градусов, влажность 55–60%, нужны вентиляция и кондиционер. Такая консервация обеспечивает полную сохранность живописного полотна в течение 200 лет. Так что сегодня нашему шедевру ничего не грозит, а в будущем, надеюсь, будут созданы новые технологии консервации, которые позволят сохранять атлас и далее.

Где утерянные листы?

По поводу недостающих 8-ми листов Атласа в благотворительном фонде «Жамсаран» пришли к следующему выводу. По мнению Биликто Дугарова, проведшего многочисленные консультации с ламами и специалистами по тибетской медицине, сегодня есть настоятельная необходимость в восстановлении 4-х, а не 8-ми листов. Поскольку другие 4 листа, скорее всего, представляли собой не страницы учебного пособия с иллюстрациями комментариев («Вайдурья-онбо») к трактату «Чжуд-ши», а просто большие танка (иконы) божеств буддистского пантеона.

Это предположение основывается на том, что так называемый тибетский «оригинал» Атласа (ранее считавшийся утерянным), содержит не 76 листов, как в бурятской «копии», привезенной Ширабом Сунуевым в начале XX века в Россию, а 80 листов. 79 листов самого Атласа и еще один лист - «танка преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины", начиная с ламы Цзонкапы (бур. Цзонхава Богдо).

Сам автор трактата «Вайдурья-онбо» Дэсрид Санчжай Чжамцо в трактате «Кхогбуг», своем последнем труде по медицине, написанном в 1703 году, сообщил окончательное количество страниц иллюстраций к «Вайдурья-онбо» - 79! Несколько лет назад китайские ученые, отстаивающие свой приоритет в обладании Атласом тибетской медицины, издали его небольшим тиражом (1 тыс. экземпляров), введя в научный оборот «китайскую версию» Атласа в противовес российской.

Агинские ламы, идя по следу утерянных в Бурятии листов Атласа, сделали фотокопии четырех недостающих страниц с оригинала, хранящегося в Центре медицины и астрологии в Лхасе. Получилось, что в «бурятской версии» Атласа тибетской медицины не хватает 4-ой, 5-ой, 62-ой страниц, а также «танки преемственности».

Готовят презентацию

- Получив фотокопии этих четырех листов Атласа, которые нам предоставил Цырен-лама (дид хамбо лама БТСР Цырен Дондукбаев – С.Б.), мы решили восстановить эти утерянные во время хранения в госархивах листы, - говорит директор фонда «Жамсаран» Биликто Дугаров. - Я обратился в Иволгинский дацан с тем, чтобы узнать о том, могут ли ламы-художники из Буддийского университета «Дашичойнхорлин» по фотокопии изготовить цветные копии. В итоге наши художники взялись за эту работу, нарисовали эти новые для Бурятии листы, а эмчи-лама Дашинима Доржиев восстановил некоторые слова в тибетском тексте к иллюстрациям. Сейчас все четыре листа уже практически готовы. Их изготовили по той же технологии, как и листы нашей высокоточной копии Атласа. Осталось только их обшить (как буддистские танка – С.Б.) в соответствии с традицией.

Работа над восстановлением утерянных страниц «Атласа тибетской медицины» сегодня завершается в швейной мастерской Иволгинского дацана.

- Благодаря благотворительному фонду «Жамсаран» мы впервые увидели полный вариант Атласа тибетской медицины и скоро его увидят все люди в Бурятии, - отметила мастер по производству бурятской национальной одежды и буддистской атрибутики Мэдэгма Буданимаева. - Работа по обшиву этих листов очень сложная. Необходимо соблюсти все пропорции, которые выводятся из специальной формулы расчетов, характерной для канонических танка. Кроме того, нужно подобрать ткани, соответствующую комбинацию цветов. В основном мы берем синий цвет, традиционный цвет бурятского и монгольского буддизма. Также есть вкрапления желтого и красного. Для меня эта работа – своего рода духовная практика.

Сегодня фонд «Жамсаран» и Будлийская традиционная Сангха России готовят презентацию полного варианта Атласа тибетской медицины, которая пройдет в скором времени в Улан-Удэ.

Кол-во просмотров: 645

Поделиться новостью:


Поделиться: