Знаменитый «Москвич-402», подобно «Победе», представитель «золотого века» отечественного автопрома – эпохи 50-х, когда мы умели делать автомобили на уровне лучших мировых стандартов. Некогда он считался одним из лучших в мире в своём классе, экспортировался в Европу и даже выпускался в Бельгии под наименованием Scaldia Essence.
Разработка «402-го» началась в 1950 году, когда стало ясно, что его предшественник «Москвич-401», представлявший собой советский клон ещё довоенного Opel Kadett K38, полностью устарел и морально, и технически. В ней принимали участие инженеры ГАЗ, именно этим вызвано сходство с дизайном ровесницы «402-го» – «Волги ГАЗ-21». Новый «Москвич» от предшественника отличал, в первую очередь, модерновый цельнометаллический кузов «понтонного» типа, выполненный в модном стиле «стримлайн». «402-й» и улучшенные его модификации «407» и «403» выпускались с 1956 по 1965 год, всего с конвейера МЗМА (будущий АЗЛК) сошло свыше 500 тысяч авто.
В отличие от «Побед» и «21-х» старых «Москвичей» в исправном состоянии сохранилось крайне мало. В Улан-Удэ остался всего один такой автомобиль, 1956 года выпуска. Им владеет шофёр-профессионал Андрей Юсупов.
– Этот «Москвич» достался мне в наследство от отца, – рассказывает он. – У меня с ним связаны воспоминания детства, это своего рода семейная реликвия. Надеюсь, и мои внуки его сберегут. Продавать не собираюсь, хотя и друзья советовали, и разные люди хорошие деньги предлагали.
Андрей вспоминает, как однажды, когда он ехал на «Москвиче», его неотступно преследовало такси, пытаясь вынудить остановиться. В машине оказались иностранцы, ставшие горячо упрашивать продать раритет. Чтоб отвязаться, пришлось назвать заведомо чрезмерную сумму. Вообще, стоимость «Москвича» этой серии, полностью оригинального и в хорошем состоянии, может превышать полмиллиона рублей. Правда, машина Андрея уже не в первозданном виде – трансмиссия, коробка передач и карбюратор взяты с «Жигулей», на облицовку радиатора вместо «улыбки», стоявшей на «402-х», поставлена мелкоячеистая решетка с «407-го». Родные колёса хранятся в гараже, вместо них стоят диски от «Москвича-412», хотя и с современными колпачками.
Несмотря на возраст, автомобиль в хорошем техническом состоянии, даже по плохим дорогам идёт мягко и уверенно, поломок практически не происходит. Внутри достаточно комфортно, обзорность хорошая. Несмотря на это, ветеран большую часть времени стоит в гараже, в повседневном быту хозяин предпочитает современные автомобили.
– Много мелких неудобств вроде тех же ручных стеклоподъёмников, – говорит Андрей. – Плюс тесный салон и высокий, по нынешним меркам, расход бензина – десять литров на сотню. Выезжаю на нём под настроение либо когда больше не на чем.
Не так давно ретромобилю полностью перекрасили кузов, сейчас в планах дополнительный ремонт. Оригинальные запчасти весьма дороги, Андрей подумывает приспособить современные японские узлы, хотя проще ставить отечественные. 45-сильный двигатель потребляет 80-й бензин и когда-то развивал 115 км/ч, правда, ныне не рискуют превышать 90. Но стоит ли гонять на раритете? На такой машине лучше ехать не спеша, наслаждаясь духом эпохи добрых старых 50-х.
В городе такой «Москвич» на ходу всего один, хотя несколько лет назад Андрей однажды видел на дороге другой, правда, в отвратном состоянии. Но он не исключает, что ещё сколько-то исправных машин спрятано в гаражах владельцев. Тем не менее ныне его «402-й» – единственный, который то и дело видят на дорогах Улан-Удэ.
– Он, конечно, привлекает внимание, – рассказывает Андрей. – Относится каждый по-разному. Молодёжь чаще пренебрежительно морщится, мол, старьё. Люди старшего возраста, наоборот, смотрят с восхищением и одобрением. Нередки случаи, когда тебе, мигнув фарами, уважительно уступает дорогу роскошный «крузер», но тут же демонстративно норовит подрезать раздолбанная недорогая «японка».