Федеральным законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ установлены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которые в возрасте до 23 лет, включены в список нуждающихся в таких жилых помещениях.
С 1 января 2019 года в указанный Закон внесены изменения, которыми предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями по независящим от них причинам.
- Судом рассмотрены исковые требования Ц., которая, уже в возрасте 35 лет обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Администрацию МО «Джидинский район» включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Бурятия. Несвоевременное обращение Ц. мотивировала тем, что не знала о своих правах на обеспечение жильем, а орган опеки и попечительства свою обязанность по постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях не исполнил, - сообщается на сайте Верховного суда Бурятии.
Районный суд своим решением отказал Ц. в удовлетворении требований, так как посчитал, что приведенные ею причины не являются уважительными для пропуска столь длительного срока обращения с заявлением о включении в очередь на предоставление жилья специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, куда с апелляционной жалобой обратилась Ц., решение районного суда поддержала, оставив его без изменения.
В своем апелляционной определении Верховный Суд Республики Бурятия указал, что установление в законе возрастного критерия до 23 лет связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты оказались в несовершеннолетнем возрасте. Предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия, что не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Кроме того, судом учтено, что изменения в Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вступили в действие с 1 января 2019 года, то есть уже после приобретения Ц. полной дееспособности и достижения ею 23-летнего возраста, в связи с чем орган опеки и попечительства не имел полномочий для реализации возложенных на него законом обязанностей в отношении истца, а уважительных причин длительного необращения Ц. за постановкой на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не установлено.