Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность добавлять новости в закладки
"Новая Бурятия" продолжает серию публикаций о проекте увековечения памяти Лхасарана Линховоина - строительстве в Улан-Удэ памятника великому оперному певцу.
Идею строительства на Театральной площади имени Лхасарана Линховоина в столице Бурятии памятника человеку, в честь которого названа эта площадь (имя Линховоина было присвоено ей декабре 2016 года), выдвинула инициативная группа общественных деятелей, руководителей СМИ и журналистов. В Бурятии создается общественный благотворительный "Фонд по увековечению памяти народного артиста СССР Лхасарана Лодоновича Линховоина".
Сегодня рабочей идеей Фонда Линховоина пока остается первоначальная идея возведения на площади перед Бурятским государственным театром оперы и балета имени Цыдынжапова памятника певцу в образе Бумал-хана - персонажа первой бурятской оперы "Энхэ-Булат Батор" (композитор - Маркиан Фролов, автор либретто - Гомбо Цыдынжапов).
Эта оперная роль Бумал-хана, напомним, была первой сольной партией Лхасарана Линховоина. Он впервые исполнил ее в 1946 году на сцене Бурятского музыкально-драматического театра, будучи тогда еще артистом хора этого театра. В тот момент заболел солист Бадма Балдаков, первый исполнитель арии Бумал-хана, и молодой певец хора Лхасаран Линховоин с успехом его заменил. В дальнейшем эта партия была одной из основных в репертуаре Линховоина (умер в 1980 году), который пел ее в театре до конца жизни. Последний раз при жизни певца спектакль "Энхэ-Булат Батор" ставился в Бурятском театре оперы и балета в 1979 году.
на фото: Лхасаран Линховоин в роли Бумал-хана (опера Энхэ-Булат Батор, 1972 год)
Возведение памятника Линховоину в образе Бумал-хана помимо персонально певца увековечило было еще и первую бурятскую оперу "Энхэ-Булат Батор". Так же, как это произошло с первым бурятским балетом в скульптурной композиции "Красавица Ангара" Александра Миронова, уже стоящей на Театральной площади слева от входа в театр.
В то же время есть и еще несколько вариантов памятника. Например, президент будущего Фонда Дарима Линховоин, дочь Лхасарана Линховоина, считает более красивой другую идею. По ее мнению, лучше создать скульптуру, в которой ее отец был бы запечатлен в образе Кончака из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина.
на фото: Лхасаран Линховоин в сцене спектакля "Князь Игорь" (1959 год)
По признанию многих авторитетов из мира музыки, и в частности, знаменитого дирижера и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, Лхасаран Линховоин остается лучшим исполнителем сольной партии Кончака в истории русского и мирового оперного искусства. Кстати, звание народного артиста СССР выпускник Ленинградской консерватории Линховоин получил в 1959 году после того, как на II-й декаде бурятского искусства и литературы в Москве спел на сцене Большого театра арию Кончака в спектакле Бурятского театра оперы и балета "Князь Игорь".
Кроме того, лидеры общественной организации художников "Буряад зураг" Зандан и Зорикто Дугаровы, сыновья известного в России художника и первого президента Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК) Дашинимы Дугарова, предложили Фонду свой вариант памятника. Скульптор Зандан Дугаров, автор популярных в народе памятников Чехову (на улице Ленина в Улан-Удэ) и "Бродяге" (на берегу Малого моря на Байкале), и его брат считают, что лучше было бы между Театральной площадью и Национальной библиотекой возвести памятник сразу трем деятелям бурятской культуры, землякам-агинчанам - оперному певцу Лхасарану Линховоину, писателю Даширабдану Батожабаю и художнику Дашиниме Дугарову.
на фото: народный артист СССР Лхасаран Линховоин, солист Бурятского театра оперы и балета
Есть и другие варианты памятника. Например, возглавлявшая до недавнего времени Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Бурятии Ирина Петрова высказала идею приблизить народного артиста Линховоина собственно к народу и установить памятник ему возле кинотеатра "Прогресс". Ирина Петрова, сейчас живущая сейчас в Москве, видит Линховоина "при параде" (как он всегда выглядел) - в гражданском костюме, шляпе и с тростью, идущим по направлению театру, где служил всю свою жизнь. Такой "идущий" памятник она предложила поставить на углу улиц Ленина и Ербанова, на месте "непонятного" газетного киоска, который "все равно рано и поздно нужно будет убирать".
Членам Фонда, возможно, предстоит определить окончательную концепцию памятника путем Интернет-голосования по выбору художественной идеи скульптурной композиции, а также провести открытый конкурс архитектурных проектов памятника. С публикаций всех проектов в прессе.
Сегодня же мы предлагаем читателям исторический материал о двух сольных партиях Лхасарана Линховоина (Бумал-хана и Кончака) и их значении для культуры и искусства Бурятии.
Опера "Энхэ-Булат Батор" была написана и поставлена в Бурят-Монгольском государственном музыкально-драматическом театре к I-ой Декаде бурят-монгольского искусства в Москве, которая прошла с 20-го по 30-е октября 1940 года.
Немного об истории. Декады национальных искусств народов СССР начали проводиться в Москве по инициативе советского лидера Иосифа Сталина, начиная с 1936 года. Они представлялись тогда всеми союзными республиками и Бурят-Монголией (единственной из автономных республик), которая тогда тоже готовилась принять статус союзной республики.
К тому времени в новой сталинской Конституции СССР 1936 года было закреплено главное достижение Сталина - "построение социализма в одной отдельно взятой стране" (СССР). Одновременно из текста Конституции Союза ССР было изъято положение о главной цели образования Союза - "объединении трудящихся всех стран в Мировую Советскую Социалистическую Республику (МССР)". Оно стало считаться "пережитком" теории "перманентной революции" Льва Троцкого, главного соперника Сталина в борьбе за власть. По этому поводу Сталиным была официально объявлена "дружба народов СССР".
Первыми из союзных республик декады своих национальных искусств провели в 1936 году Украинская и Казахская ССР.
В следующие годы прошли московские декады национальных искусств народов других республик - Грузинской и Узбекской ССР (1937 год), Азербайджанской ССР (1938 год), Киргизской и Армянской ССР (1939 год), Белорусской ССР и Бурят-Монгольской АССР (1940), Таджикской ССР (1941 год).
Из-за начавшейся летом 1941 года войны не успели провести декаду туркменского искусства, а также декады четырех новых союзных республик, вошедших в СССР только в 1940 году - Эстонской, Латвийской, Литовской и Молдавской ССР.
В ходе Декады бурят-монгольского искусства 1940 года московскому зрителю представили музыкальную драму "Баир" (автор - один из основоположников профессионального бурятского музыкального искусства Павел Берлинский), опусы для оркестра народных инструментов, семейский хор и традиционные бурятские танцы. А "гвоздем" программы стала, как писали в газетах, "новая советская опера о жизни бурят-монгольского народа".
на фото: сцена из оперы "Энхэ-Булат Батор" (1940 год)
Спектакль, поставленный Иосифом Тумановым на музыку Маркиана Фролова, показывали Сталину на сцене Большого театра. Первыми исполнителями сольных партий были Бадма Балдаков (Бумал-хан), Надежда Петрова (Арюн-Гохон), Иван Батурин (Энхэ-Булат батор) и Петр Николаев (Эрхэ-Мэргэн).
С тех пор опера "Энхэ-Булат Батор" в разных постановках (1940, 1955, 1979, 1989, 2011 годов) постоянно находится в репертуаре Бурятского театра оперы и балета. Последний раз в Улан-Удэ оперу ставил театральный режиссер Олег Юмов, а сам спектакль помимо оперной сцены показывался на центральной площади города в рамках праздничной программы юбилея 350-летия присоединения Бурятии к Российскому государству.
В чем особенная ценность оперы для культуры бурят? Ее композитор Маркиан Фролов, первый руководитель Свердловской консерватории и учитель бурятских композиторов Дандара Аюшеева и Бау Ямпилова, включил в нее целый ряд подлинных народных мелодий. Некоторые из этих бережно сохраненных мелодий, конечно же, подвергались вариантной обработке, но другие цитировались в опере почти без изменений! Кроме этого, национальный колорит опере придали танцевально-игровые ("ёхорные") сцены и традиционные обряды, взятые из жизни народа.
на фото: композитор Маркиан Фролов, автор оперы "Энхэ-Булат Батор
Использовались Маркианом Фроловым и подлинные мелодии улигершинов, в частности, напев сохранившегося у бурят улигера "Шоно-Батор". Эта мелодия - некий лейтмотив, звучащий несколько раз на протяжении всего спектакля в качестве характеристики образов бурятского народа.
В то же время особенностью инструментовки оперы "Энхэ-Булат Батор" является то, что она помогает воссоздать подлинное звучание традиционных музыкальных инструментов - - хуура, бич-хуура, лимбы и йочина, для имитации которых в составе оркестра классической музыки используются соответственно альт, гобой, флейта, арфа.
И наконец, сам сюжет оперы основывается на аутентичном бурятском улигере "Шоно-Батор", который является художественным вариантом реальной истории монгольских народов.
В этом улигере в фольклорной форме описывается эпизод поздней истории Джунгарского ханства, существовавшего до середины XVIII века, а также истории последних правителей этого ойратского (западно-монгольского) государства. Это хунтайжи-хан Цыбен Рабдан, и двое его сыновей - старший сын Галдан Цырен, который после отца правил Джунгарией до 1745 года, и младший сын Шоно-Батор.
Напомним, что Цыбен Рабдан был племянником и преемником на троне знаменитого в истории Монголии ойратского хана Галдана Бошогту, который в последний раз в конце XVII объединил (завоевал) все монгольские ханства. А Галдан Цырен - последним ханом Джунгарии.
Улигер "Шоно-Батор" был привнесен в бурятский фольклор той частью ойратов, которые покинули родину (Джунгарию) и ушли не на запад, как большинство соотечественников (будущих калмыков), а на север. И позднее вошли в состав бурятского народа. В этом улигере и Хун Тайжа Хан (Цыбен Рабдан), и Галдан Цырен - это скорее отрицательные персонажи. Они являются прототипами образов оперы "Энхэ-Булат Батор" - соответственно Бумала-хан и Эрхэ-Мэргэна. А сам Шоно-Батор - прототип главного героя оперы Энхэ-Булат Батора.
По сюжету оперы Бумал-хан по навету своего старшего сына Эрхэ-Мэргена заточил Энхэ-Булат Батора в темницу и надрезал ему хрящи лопаток, чтобы лишить его богатырской силы. Однако герой сначала выигрывает подстроенное его страшим братом состязание - ломает три гигантских лука. А затем, после того, как на ханство Бумал-хана нападают войска врагов, он возглавляет идущий на битву народ, побеждает неприятеля и спасает свою страну.
на фото: сцена из оперы "Энхэ-Булат Батор" (1940 год)
После этого его воины поражают предателя-брата (Эрхэ-Мэргэна), а сам Энхэ-Булат батор воссоединяется после 20-летней разлуки с красавицей-женой и сыном. Народ славит победителя врага и своего спасителя! Как поется в кинофильме Сергея Соловьева "Асса", "полет окончен, все улыбаются"...
Ария Бумал-хана, которую много лет исполнял на сцене Бурятского театра оперы и балета Лхасаран Линховоин, одна из ведущих арий в опере. Грозный и трагичный бас Линховоина в этой партии передает углубленные раздумья в целом противоречивого персонажа, который по вине своего старшего сына сам творит несправедливость - разлучает своего младшего сына с семьей и садит его в тюрьму. Раздумья Бумал-хана о сущности земной власти, ради которой правитель должен жертвовать интересами народа и любовью самих близких людей.
Второй выдающейся партией, которую в течении своей певческой карьеры исполнял великий бурятский оперный певец, - это партия хана Кончака.
Перед тем, как выступать на сцене он, по словам его дочери Даримы Линховоин, всегда уезжал за город, где в уединении совершал прогулки в лесу. В этот день, перед спектаклем он старался ни с кем не разговаривать, избегал лишнего общения.
- Образ Кончака близок мне и глубоко понятен. Ведь я тоже родился в юрте, - говорил Лхасаран Линховоин. - Росли мы с братьями среди ягнят. Они рождаются в феврале, их тоже надо растить в тепле. В четыре года я уже ездил на коне, а в пять лет уже был пастухом. Пасти помогал мне громадный тибетский волкодав-хотошо, нянька моя. Я и на нем ездил!
Ария Кончака - любимая ария Линховоина. И именно с этим образом русской оперной сцены, историческим персонажем и героем поэмы "Слово о полку Игореве" многие любители музыкального искусства связывают творчество бурятского оперного певца.
Всего же в репертуаре народного артиста СССР Лхасарана Линховоина более тридцати сольных партий в различных операх, относящихся к сокровищнице мирового, русского и советского музыкального искусства. Об этом в следующих материалах "Новой Бурятии", которые расскажут об интереснейшей биографии певца.
Редакция оставляет за собой право производить отбор присланных материалов для размещения в ленту новостей. Отправляя фото и видеоматериалы, Вы даёте согласие на их использование на сайте и в социальных сетях издательства "Новая Бурятия".