Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Наверное, всем знакомо распространенное хобби под названием «моделизм» – изготовление уменьшенных моделей различных транспортных средств, обычно военной техники. Помимо отдельных машин, могут воссоздаваться целые сцены-диорамы, изображающие различные сюжеты. Приверженцев этого увлечения немало и в нашем городе, хотя они довольно разобщены, какого-то стабильного клуба по интересам нет, а с появлением Интернета многие и вовсе не видят необходимости знакомиться лично. Серьёзно увлекающихся – несколько десятков, намного больше тех, кто делает модели изредка.

– Увы, со временем моделизм теряет популярность, – считает Самат Касимов, хозяин магазина «Моделист». – Это связано с общей деградацией уровня культуры и эрудиции подрастающих поколений, ведь моделизм требует увлечения историей, техникой, романтичности натуры.

Зарождение моделизма уходит во тьму веков – уменьшенные ладьи и колесницы находили ещё в древних захоронениях, правда, в то время модели обычно имели ритуальное или военное значение. В современном виде моделизм появился примерно в XVI веке, когда у моряков пошла мода изготавливать на продажу миниатюрные копии кораблей. На промышленную же основу моделизм встал в середине прошлого века, когда появилась целая индустрия. Любителями воспроизводится чаще всего военная техника, где, в свою очередь, лидируют танки, следом идут самолёты, корабли, автомобили и прочее.

Что притягивает людей в этом увлечении, заставляя тратить много времени, сил и денег? Чингис Аханянов, один из наиболее известных местных моделистов, считает, что важную роль играет стремление воссоздать в миниатюре облик знаменитых образцов техники, ну и, конечно, любовь к истории и оружию.

– А я заметил, что мне нравится сам процесс изготовления, нравится старательно клеить, возиться, стремясь придать облику как можно больше достоверности, – говорит другой моделист Вадим. – Но едва модель закончена и стоит на полке, я как-то сразу теряю к ней интерес.

Самат Касимов, сам увлёкшийся моделизмом ещё второклассником, вспоминает, как раньше детали моделей кропотливо изготавливали из картона, бумаги, дерева. Ныне есть возможность клеить из готовых фабричных комплектов. Но просто склеить модель из вырезанных деталей мало – надо придать ей максимально достоверный облик. «Должно возникать чувство, что ты смотришь на настоящий танк или самолёт с высоты третьего этажа», – говорит Самат Самигулович.

Полученную заготовку сначала красят, скрупулезно воспроизводя цвета оригинала, потом для пущей реалистичности имитируют запылённость, добавляют детали вроде закреплённых на броне инструментов и ящиков, фигурок экипажа. Современная индустрия моделизма предоставляет обширный набор средств: специальные краски, наносимые пульверизатором, тени для имитации пыли и копоти, полимерные массы для отливок. У кого со средствами похуже, те пользуются подручным материалом вроде обычных красок, цемента и сажи. Полученная в итоге модель – вещь довольно хрупкая и требует бережного обращения, детям давать крайне не рекомендуется.

– Я не одобряю такой подход, – говорит Чингис Аханянов. – Многие моделисты сурово наказывают детей за попытку прикоснуться к модели, и в итоге те растут с отвращением ко всему, что связано с моделизмом. У меня самого дети поломали немало моделей, но я не расстраиваюсь.

Сам Чингис посвятил этому увлечению уже много лет, изготовив не один десяток моделей. Что-то пополнило коллекцию, что-то выкупили ценители. По его словам, стоимость качественно воспроизведённой модели может доходить до 5000 рублей и даже выше – люди берут обычно как подарок или сувенир. Спросом пользуются преимущественно машины Второй мировой, наиболее популярны советские и германские, в меньшей степени – американские и британские. А вот техника Первой мировой востребована мало из-за её полузабытости, соответственно, трудно найти и комплекты заготовок для моделей.

Моделисты, отдавшие своему хобби несколько лет, имеют целые коллекции в десятки экземпляров. Периодически они проводят выставки, обычно в помещениях музеев, хотя последнее время всё менее охотно из-за эпизодов краж. Тем не менее в 20-х числах апреля планируется крупная выставка.