Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

К числу деятелей, внесших в различные годы свой вклад в создание первого в истории бурятского народа национально-государственного образования, несомненно, относится Элбэк-Доржи Ринчино – выдающийся государственный деятель, первый глава бурятской автономии, основатель Республики Бурятия. С его именем связаны самые ключевые этапы становления и дальнейшего развития Бурят-Монголии, а также национальной государственности Монголии. Элбеку-Доржи Ринчино 16 мая исполнилось бы 125 лет.

Площадь имени Ринчино

Председатель Совета общественного фонда Элбэк-Доржи Ринчино, секретарь оргкомитета по празднованию 125-летнего юбилея Э.-Д. Ринчино Сергей Дашиев предложил назвать именем Элбэка-Доржи Ринчино площадь между гостиницей «Бурятия» и торговым центром «Сибирь» в Улан-Удэ площадью имени Элбэка-Доржи Ринчино. И здесь же установить его памятник.

В августе 2010 года Сергей Дашиев съездил в Мурманск к внуку Ринчино Андрею Никитовичу Юргенсу, сыну Енок Элбэк-Доржиевны. Тот передал в дар Сергею Самбиевичу имеющиеся дома личные вещи Э.-Д. Ринчино и семьи. В свою очередь, Сергей Дашиев передал Национальному музею Бурятии на временное хранение для экспонирования на выставке «Рождение республики» 13 предметов – личных вещей Э.-Д.Ринчино.

Борьба за автономию

Бурятия в дореволюционное время не имела государственности. Февральская революция 1917 года и свержение царизма послужили серьезным толчком к развитию национально-освободительного движения. В марте 1917 года в Чите видные бурятские общественные деятели, в том числе Ринчино, провели первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Решением этого съезда в апреле 1917 года была сформирована структура административного управления бурятского населения: сомонные (сельские), хошунные (волостные), аймачные (уездные) комитеты, подчиненные Бурятскому центральному национальному комитету (Бурнацкому). Первым председателем Бурнацкома был избран Э.-Д. Ринчино. Одновременно он исполнял обязанности товарища председателя Забайкальского областного Совета сельских депутатов.

13 июня 1917 года Ринчино направил письмо председателю Временного правительства и министру МВД Г.Е. Львову и министру земледелия В.М. Чернову телеграмму: «Мы, буряты Восточной Сибири, со времени присоединения к России пользовались самоуправлением, имели свое управление, свой суд, свою землю, заселять которую никто не имел права, помимо нашей воли. При Плеве (В.К. Плеве (1846 – 1904) – министр внутренних дел и шеф жандармов в России. – Авт.) и его преемниках наше национальное самоуправление было насильственно уничтожено, земли отобраны в казну, что разрушило основные устои общественной жизни, распылило бурятскую массу, создало острое малоземелье, вызвало усиленную эмиграцию бурят в соседнюю одноплеменную Монголию».

В телеграмме содержалась просьба санкционировать определенную апрельским съездом бурят схему самоуправления. Однако этот проект не нашел поддержки у Временного правительства, а также окружных властей и буржуазных политических партий Восточной Сибири. Наиболее ярко это проявилось на состоявшемся в конце июня 1917 года в Иркутске краевом съезде Комитетов общественной безопасности, которые были местными органами буржуазного правительства.

На съезде с основным докладом по национальному вопросу выступил Ринчино. Он отметил, что, если в Степных думах имелись зачатки автономии, то волостная реформа 1901 года их уничтожила. Разоблачая колонизаторскую политику царизма, докладчик отстаивал необходимость предоставления бурятам подлинной автономии. Однако краевой комитет отказал бурятам в праве на автономию даже в масштабах аймаков. В этих условиях аймачное земское самоуправление вводилось явочным порядком, вопреки решениям краевых властей.

В феврале 1920 года Бурятская секция Иркутского губкома РКП (б) официально высказалась против установления в Бурятии национальной автономии. Эта позиция была отражена в докладе члена Бурсекции В.И. Трубачеева на губернском бурятском съезде в Иркутске в том же году.

Образование бурятской государственности

Однако эту позицию разделяли не все. За автономию выступали Ринчино, Агван Доржиев и калмык Амар Санан. Они в числе делегатов Бакинского съезда народов Востока были приняты председателем Совета Народных Комиссаров России Владимиром Лениным 13 октября 1920 года.

На встрече Ринчино в качестве председателя Азиатского бюро Сибирской миссии по иностранным делам РСФСР обосновал и убедил Ленина в необходимости бурятской автономии. На следующий день вышло постановление Политбюро ЦК РКП, где было сказано: «Обсудив доклады и сообщения, сделанные на совещании Политбюро ЦК с 27 делегатами Бакинского съезда народов Востока 13.10.1920 г., Политбюро ЦК постановило: «Признать необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив Наркомнацу».

Одновременно благодаря дальновидным и энергичным усилиям Э.-Д. Ринчино был разрешен и «монгольский вопрос» по созданию отдельного государства. Таким образом, его можно считать основателем и монгольской государственности.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке и вступления ДВР в состав РСФСР в 1922 году появилась реальная возможность для объединения двух бурятских автономных областей и образования автономной республики. Постановлением ВЦИК от 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Образование автономной республики явилось первым в истории бурятского народа судьбоносным событием – законодательным оформлением его национальной государственности. Установление независимости нашей республики стало триумфальным историческим событием для бурятского народа благодаря гению и дипломатическому таланту Элбэка-Доржи Ринчино.

Национальный герой

Соратником Элбэка-Доржи была его жена Мария Намм Манчун, кореянка, кандидат биологических наук, доцент Курского мединститута. Они познакомились в Иркутске в 1920 году, когда Мария работала сотрудницей Дальневосточного секретариата Коминтерна, а Элбэк-Доржи заведовал монголо-тибетской секцией. В том же году они поженились. Впоследствии Мария Ринчино получила образование на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. А Элбэк-Доржи Ринчино – в Институте Красной профессуры (1926–1930 годы).

С 1927 года Ринчино преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока, стал профессором. Вечерами занимался научной работой, английским и немецким языками, переводил художественную литературу с русского на монгольский, писал историю Монголии. В семье все хорошо рисовали и любили изобразительное искусство.

Всё, что известно о молодых годах Ринчино, свидетельствует о том, что он обладал огромной эрудицией в области гуманитарных знаний и талантом публициста и трибуна. Мысли, высказанные им в то далёкое от нас время, перекликаются с сегодняшними проблемами, которые, как ни парадоксально, вновь возникли перед нами.

Напомним, что в 1908 году 20-летний Ринчино был зачислен студентом юридического факультета Петербургского университета, где проучился до 1914 года. Он проучился в университете 6 лет, заболел туберкулезом и был вынужден оставить учебу. В эти годы стал лидером левого крыла студенческого движения. Студент Ринчино и школьный учитель из Бохана Николай Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита.

В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит» с подробнейшими комментариями и рассуждениями о роли интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа. Автором этой части текста был, безусловно, Ринчино. Он считал: «Просвещение народа – вот та всеобъемлющая платформа, которая должна объединить всех нас».

Интересный факт из воспоминаний старшей дочери Эрджимы, записанных Д.-Н.Т. Раднаевым в Москве в мае 1967 года: «Папа однажды рассказывал, что, находясь в хоринско-еравнинских краях, он встретил мальчика-бурята, который очень хорошо рисовал на песке. Он заинтересовался этим мальчишкой и помог ему устроиться в художественную мастерскую в Чите». Так проявился талант художника Цыренжапа Сампилова. В дальнейшем Элбэк-Доржи Ринчино помог ему получить образование в Москве. В столице Сампилов жил в их семье.

Незаконно репрессирован

Шел 1937 год. Как вспоминала Мария Ринчино, однажды её муж ушел на работу и не вернулся. Назавтра в квартиру в районе Пушкинской площади пришли три сотрудника НКВД. Они произвели обыск и дали предписание семье в течение суток покинуть Москву. Мария уволилась с должности младшего научного сотрудника Института физиологии Академии наук СССР и с тремя маленькими детьми выехала в Курск. Сколько горя и переживаний довелось испытать этой женщине. Сколько стойкости и мужества было в ней!

4 июня 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР Элбэк-Доржи Ринчино был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 10 июня 1938 года в Иркутске приговор был приведен в исполнение… В 1957 году Э.-Д. Ринчино был реабилитирован посмертно. Кстати, Ринчино был первым из бурят, кто был награжден орденом Красного Знамени – первым орденом СССР.

Судьба семьи Ринчино

Дочери Эрджиме, 1921 года рождения, пришлось бросить школу и работать чертежницей, позже она стала художником-оформителем в издательстве «Искусство» в Москве. Скончалась она в 1982 году.

Сын Санандар родился в 1926 году. Сразу как-то повзрослевший после гибели отца, этот юный глава семьи разделил горечь испытаний, выпавших на их долю. Прекрасный художник, шахматист, Санандар мечтал стать авиаконструктором. С детства был незаурядным и талантливым ребенком. В 1941 году он сдал экзамены за 9–10 классы и успешно поступил в Московский авиационный институт, откуда через месяц был отчислен как «сын врага народа». Но не сдался, подал документы и был принят на заочное отделение Ленинградского электротехнического института. Санандар Ринчино был призван на фронт в 1942-м, воевал до великой Победы и умер от ран в мае 1946 года.

Младшей дочери Ринчино дали корейское имя Енок. Она стала врачом.

Профессор Жамсаран Сажинов писал: «Элбэк-Доржи Ринчино из рода шоно эхиритского племени с юности поставил перед собой ясную цель: посвятить свою жизнь беспощадной борьбе со всеми проявлениями социального зла тогдашнего общества, во имя обновления жизни своего народа, прозябавшего в невежестве и бесправии».

Зурхай

Благоприятно: для людей, родившихся в год Дракона; строить дуган, субурга, делать добрые дела, почит...

Читать целиком
Общество и культура
110
Общество и культура
153
Общество и культура
51
Спорт и туризм
101