Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели 2-ое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Первое исследование, опубликованное ровно год назад, вызвало огромный интерес не только отраслевого сообщества, но всех российских граждан, которые тут же начали обсуждать в социальных сетях место своего региона на туристической карте России. Власть имущие восприняли рейтинг как вызов сложившейся системе ведомственных отчетов, но при этом серьезно отнеслись к его показателям. Составители рейтинга продолжили собирать и изучать информацию о развитии туризма в регионах для того, чтобы увидеть, куда мы движемся и чего достигли за прошедший год.

Весь 2015 год страна прожила в условиях санкций, в непростой политической и экономической ситуации. Прекращение авиасообщения с Египтом и запрет на продажу туров в Турцию, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, невозможность выезда за границу государственным служащим и сотрудникам спецслужб – эти и другие факторы привели к кризису в работе выездных туроператоров, привыкших отправлять на зарубежные курорты миллионы граждан ежегодно. Россияне начали массово отдыхать в своей стране.

Сложившаяся ситуация продолжилась и в 2016 году. За 2 года число выездных туроператоров сократилось в 3 раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось, по данным экспертов рейтинга, почти в 5 раз. Таким образом бизнес перестроился на внутренний рынок, хотя и не получил той прибыли, к которой привык за последние годы активного выезда россиян на Средиземное и Красное моря.

О туризме, как перспективной отрасли экономики заговорили на всех уровнях власти. Не случайно, в течение этого года прошли 2 заседания Президиума Государственного совета РФ, посвященные развитию внутренних водных путей и инвестиционной привлекательности российских курортов. Предварительные итоги текущего года говорят о том, что въездной турпоток увеличиться на 6%, а внутренний — на 18%. Хороший рост показал круизный туризм, на который также обратили внимание российские власти. Безвизовый режим, введенный для групп китайских туристов, привел к существенному росту турпотока из Поднебесной. Правда все «сливки» традиционно собрали Москва и Санкт-Петербург, предоставляющие все необходимое для комфортного отдыха этого специфического туриста.

Этим летом Россию потрясла трагедия с утонувшими детьми на Сямозере в Карелии, после чего заговорили об ужесточении требований к организаторам детского отдыха. С 1 января 2017 года вступят в силу новые требования к туроператорам и турагентам, направленные на защиту прав потребителей их услуг. А в ноябре общественники из Общероссийского народного фронта пожаловались Президенту РФ Владимиру Путину о неудовлетворительном выполнении Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы» в регионах. Так, по мнению активистов, из заявленных в программе 15 туристских кластеров только 7 на сегодняшний день могут принимать туристов.

Что же происходит в субъектах Российской Федерации, как на их турбизнесе отражаются эти и другие тенденции, общее снижение покупательской способности населения? Чем могут удивить, завлечь наши богатые на достопримечательности и природу, но плохо умеющие себя продавать регионы? Почему имея такой гигантский потенциал, доля туризма в ВВП страны лишь 1,6%? На эти вопросы и пытались найти ответы эксперты, готовя этот рейтинг.

Журнал «Отдых в России» направил официальные запросы главам всех регионов с просьбой предоставить данные по 61 показателю, которые позволили бы получить достаточно полную картину о ситуации в отрасли. Надо отдать должное профильным министерствам и департаментам – почти все регионы прислали заполненные таблицы. Но, как выяснилось, не все они ведут учет таких важных и, казалось бы, необходимых для работы показателей, как, например, объем налоговых поступлений в бюджет от предприятий туристской сферы. Многие не могли назвать даже примерное количество предприятий общественного питания, то есть столовых, кафе и ресторанов, работающих на их территории. Ну а самым трудным нашим заданием для сотрудников администраций стал вопрос о количестве заправочных станций и автосервисных центров – на него ответили единицы.

Арсен АРИСТАКЕСЯН, Генеральный директор ЦИК «Рейтинг», руководитель проекта «Национальный рейтинг»

Мы рады представить наше второе совместное исследование с журналом «Отдых в России» — единственным на сегодняшний день глянцевым изданием о внутреннем и въездном туризме. Когда мы начинали этот проект, то серьезно задумались: как сравнить такие разнообразные, непохожие друг на друга территории, и получить справедливые оценки? И по ходу нашей работы, общения с экспертами, сбора и анализа данных, мы поняли, что главная наша задача – донести информацию о сегодняшней ситуации в туристской отрасли до самой широкой аудитории. Богатейшая на природные ресурсы и культурно-исторические объекты наша страна отстает и по уровню сервиса и по объему туристических доходов от большинства развитых стран. Куда двигаться, что посмотреть, чему и у кого учиться? – вот те вопросы, который каждый день задают себе представители индустрии туризма и гостеприимства. А кому есть о чем рассказать, думают, — как донести свою информацию до потенциального клиента? Надеюсь, что наш рейтинг позволяет не только получать достоверную информацию, но и помогает делиться ею всем, кому это необходимо.

Антон СЕМЕНОВ, Генеральный директор журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России»

Когда мы готовили первый рейтинг, мы не ожидали, что он произведет эффект разорвавшейся информационной бомбы. Тема внутреннего туризма оказалась настолько актуальной, а болевые точки, на которые мы наступили в своих оценках, настолько чувствительными, что после выхода нашего исследования некоторые губернаторы проводили экстренные совещания. Опубликованная информация о месте того или иного региона на туристической карте России тут же перекочевала в Википедию. Следуя нашему курсу, в федеральных министерствах и ведомствах принялись за составление своих собственных рейтингов, которых до этого у них не было.
Основная цель нашей работы – увеличение потока туристов в регионы через продвижение их туристского потенциала. Неслучайно мы предоставляем «трибуну» нашего рейтинга известным представителям отрасли, руководителям регионов, сенаторам, владельцам и управляющим турфирмами, санаториями, организаторам крупных фестивалей и концертов. Мы ищем тех людей, которые пытаются изменить ситуацию в лучшую сторону: создают уникальные, интересные объекты; придумывают и реализуют прорывные, необычные проекты; объединяют вокруг себя профессионалов, болеющих за общее дело.
Туризм – это не только бизнес и доходы, которые можно подсчитать. Это не только шикарные гостиницы, первоклассные рестораны и ровные дороги (с этим у нас всегда проблемы). Это в первую очередь коммуникация между людьми нашей необъятной страны, общение между жителями разных, зачастую отдаленных друг от друга российских регионов, терпимость, умение понять и принять того, кто приехал к тебе в гости.
Сейчас россияне испытывают колоссальный подъем патриотизма и гордости за свою страну, сумевшую выбраться из-под руин Советского Союза. Мы умеем принимать гостей, особенно иностранных, как никто в мире. Но можем ли мы делать это красиво и изящно, без комсомольского надрыва? Можем ли мы управлять своими отелями и ресторанами так, чтобы гости не чувствовали себя облапошенными? Есть ли у нас уважение к труду горничной или консьержа в гостинице, как это принято в других странах? Уверен, мы находимся в самом начале пути становления России как крупной туристической державы. Давайте пройдем его честно!

Как и в прошлом году, для проведения исследования были выбраны следующие критерии:

  1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах).
  2. Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).
  3. Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).
  4. Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
  5. Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
  6. Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).
  7. Экологическое «здоровье» региона (затраты на охрану окружающей среды).
  8. Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).
  9. Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).
  10. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).

Продвижение туристического потенциала региона в этот раз было выделено в отдельный критерий ввиду его несомненной значимости для развития отрасли.

В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг» в исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиагруппы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России», а также информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм».

По каждому из критериев – на основе предоставленных данных региональными органами власти, анализа открытых источников, ведомственной статистики за 2015 год – была подготовлена таблица и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, десять промежуточных таблиц (по числу критериев) образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.

По сложившейся традиции журналистами медиагруппы были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2015-й и уже подходящий к концу 2016 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?

Итак, в первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 60-балльный порог: с 1-го по 21-е место включительно.


Место в рейтинге

Регион

Баллы

7

Алтайский край

70,6

15

Иркутская область

62,4

24

Новосибирская область

58,2

34

Красноярский край

54,7

37

Республика Бурятия

53,8

43

Республика Алтай

49

45

Омская область

47,5

51

Кемеровская область

43,2

64

Томская область

39,6

69

Забайкальский край

36

70

Республика Хакасия

35,6

82

Республика Тыва

191


В этом году лидером рейтинга заслуженно стала российская столица. Москва – центр не только политический и экономический. Власти мегаполиса целенаправленно улучшают инфраструктуру, благоустраивают места жизни и отдыха москвичей и гостей города. Москва с огромным отрывом опережает другие регионы по таким показателям, как объем платных туристических услуг, в два раза обходит своего ближайшего конкурента по лидерству – Санкт-Петербург – по количеству иностранных туристов.

Северная столица, как и год назад, прочно удерживает 2-е место. А вот лидер прошлого года – Краснодарский край – переместился на 3-ю позицию. Сочи, основная туристская дестинация края, имея почти 100%-ную загрузку в пик сезона, уже с трудом справляется с потоком туристов. Неслучайно в этом году в СМИ много говорилось о проблемах, связанных с нехваткой чистых и благоустроенных пляжей, непростой санитарной обстановкой, и, как следствие, о массовых кишечных инфекциях у так называемых «неорганизованных» отдыхающих.

Снова замыкают пятерку лидеров Крым и Московская область. При этом Крым, имея наименьший уровень преступности, является также лидером пятерки и по количеству запросов в интернете, и по количеству публикаций в СМИ. А число туристов, размещенных в гостиницах Подмосковья, не намного меньше, чем в самой столице.

В первую десятку в этом году вошли Татарстан и Приморский край, вытеснив Карелию и Ярославскую область. Татарстан настолько активен в своей работе по развитию туризма в регионе, что многие эксперты рейтинга называют его одним из лидеров по динамике роста турпотока. Вместе с тем эксперты отмечают недостаточную активность региона по продвижению своих дестинаций и турпродуктов в СМИ.

В Карелии, прекрасном и удивительном крае озер, по-прежнему есть проблемы с инфраструктурой и нехваткой качественных и доступных средств размещения. А вот 21-е место в нашем рейтинге Ярославской области, где расположены три города Золотого кольца,можно объяснить самыми низкими в группе доходами туротрасли, а также очень низкой популярностью региона в интернете по запросам пользователей. Накануне 50-летия Золотого кольца региону явно следует подумать о концепции продвижения ипривлечения туристов. Улучшили свои показатели Нижегородская область, где активно идет подготовка к ЧМ-2018, и Алтайский край, наиболее активно реализующий ФЦП развития туризма.

Значительно улучшили свои показатели Иркутская, Самарская, Свердловская, Тверская области, Пермский край и Башкортостан. Появление в ТОП-21 крупнейшего регионаУрала подтверждается высокими показателями практически по всем критериям, при этом налицо небольшое количество достопримечательностей и продвигаемых в Свердловской области брендовых маршрутов (всего один).

Иркутская область, где располагается один из самых известных в мире туристических и природных брендов России – озеро Байкал, по количеству российских туристов имеет очень хороший показатель, а по числу иностранных занимает 5-е место среди всех российских регионов.


Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 40 до 60 баллов и занявшие позиции с 22-й по 61-ю включительно.

Вторая и самая большая группа – так называемые середняки. Все они имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров. Здесь можно было бы выделить Ростовскую область, которая активно готовится к чемпионату мира по футболу-2018, она кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.

Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, но, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.

Ивановская, Костромская, Псковская и Новгородская области, наоборот, ухудшили свои позиции в рейтинге. Имея богатейшую историю и огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, эти регионы страдают ограниченностью инфраструктуры, слабым продвижением и, как следствие, низкими доходами от оказания платных туруслуг и услуг гостиничного бизнеса.

Что же касается наших труднодоступных дальневосточных регионов, тоСахалин, Камчатский край, Магаданская и Амурская области, Хабаровский край улучшили свои позиции в анализе туристического рынка. По количеству иностранных туристов Сахалинская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая только Приморскому краю.

Майя ЛОМИДЗЕ, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России

В целом, если оценивать высокий сезон, межсезонье, этот год был достаточно сложным для участников рынка. Однако довольно успешным, несмотря на отсутствие массовых зарубежных направлений, на определенные сложности на внутреннем рынке. Сложности были связаны с повышением цен, неравномерным спросом и с другими разными мелкими внутриотраслевыми потрясениями, которые могли повлиять на спрос отдыха в Крыму и Сочи, которые являются нашими основными массовыми дестинациями.

Очень многие регионы удачно воспользовались тем, что за последние два года отдыхать в России стало модно. Соответственно многие регионы постарались вписаться в этот тренд. Например, Татарстан и Вологодская область. В особенности я бы отметила Бурятию.

Я также возглавляю Комитет по импортозамещению при Министерстве культуры РФ. Мы просматриваем много разных туристских маршрутов, в том числе под федеральными брендами. И если говорить о проектах, которыепривлекают внимание, то можно советовать туристам «Серебряное ожерелье России» (межрегиональный туристский проект, состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих крупные населенные пункты Северо-Запада России). Здесь много готовых маршрутов, которые можно рекомендовать. Еще есть маршрут «Легенды Бурятии», который достоин внимания не меньше. Много туристов поехали туда по нашей рекомендации и вернулись исключительно с положительными эмоциями и отзывами.

Появились интересные объекты, в которые вкладываются деньги. Развивается Абрау-Дюрсо. Он стал полуевропейским спа-курортом, построенным в уникальном месте. Сейчас в каждом регионе можно найти хорошие частные музейчики, а участники местного рынка начали работать в нужном направлении. За туризм в России взялись на местах. Наверное, это самое важное достижение Министерства культуры, которое постоянно работает с регионами.

Наконец, третья группа рейтинга туристической привлекательности и потенциала российских регионов: места с 62-го по 85-е – регионы, набравшие меньше 40 баллов.

В нижнюю часть рейтинга попали почти все регионы Северного Кавказа, за исключением Ставропольского края, часть отдаленных регионов Дальнего Востока, Сибири, Урала. Как видно из таблицы, регионы третьей группы являются экономически слабыми, для них характерны низкие доходы туристской сферы и неразвитая инфраструктура. При этом многие из них всерьез занимаются развитием туризма на своей территории и достигают неплохих результатов.

Так, например, Курская область имеет самый большой в группе турпоток иностранных гостей. Немного отстает от нее Брянская область, в которой, как выяснилось, самый высокий процент занятых в туротрасли от общего количества жителей, что говорит о значимости туризма в экономике региона. Расположенный вдоль побережья Каспийского моря Дагестан демонстрирует очень приличный доход от заработанных в отрасли средств: по этому показателю он является лидером группы и входит в первую двадцатку по стране. Томская область имеет богатейший набор объектов культурного наследия и идет на втором месте в группе по объему доходов. Арктический Ямало-Ненецкий автономный округ, позиционирующий себя как центр мирового оленеводства, лидирует по количеству публикаций в СМИ. Республика Мордовия пока слабо присутствует в информационном поле, хотя в Саранске вовсю идет подготовка к играм чемпионата мира по футболу-2018. По мнению экспертов, это может дать хороший стимул для развития туризма в республике.

Республика Хакасия, по сравнению с прошлым годом снизившая свою позицию в рейтинге, имеет один из самых больших номерных фондов в группе, высокий интерес пользователей в интернете, но при этом мало присутствует в информационном поле, имеет низкий турпоток и небольшие доходы отрасли.

Усилия, прилагаемые к развитию туризма на Кавказе, пока дают лишь небольшие плоды. Хорошо развивается горнолыжный туризм, в частности, на Домбае (Карачаево-Черкесская Республика является лидером группы по количеству мест в гостиницах). Но о качественном росте говорить пока не приходится. Возможно, одна из причин – строительство и развитие новых курортов проходит почти в полной информационной тишине в федеральных СМИ.

Чукотка, по большей части расположенная за Северным полярным кругом, где зима длится 10 месяцев в году и действует пограничный режим, имеющая самый низкий уровень преступности в стране, к сожалению, имеет и самые низкие показатели по другим критериям Национального туристического рейтинга.


Александр ФЕДИН, Председатель совета Туристической ассоциации «Мир без границ»

За последние пять лет безвизовый турпоток из Китая увеличился в шесть раз, достигнув 540 тыс. прибытий. В 2016 году только с января по сентябрь в России побывало порядка 670 тыс. безвизовых туристов из Китая, что на 40% больше результатов за аналогичный период прошлого года. Китайский туризм в России развивается очень динамично, но параллельно с увеличением китайского турпотока развиваются и некоторые негативные явления. К тому же рост интереса участников рынка к работе на китайском направлении ознаменовался жесткими ценовыми войнами, даже демпингом в надежде закрепиться на направлении.

Китайский турист очень консервативен. Много лет не менялась карта его турмаршрутов. В первую очередь в Европейской части России популярностью пользовался турпродукт,объединяющий Москву и Санкт-Петербург, Золотое кольцо. В последнее время обращает на себя внимание то, что поездки китайских туристов становятся более разнообразными,при этом основу маршрута все равно продолжают составлять две столицы. В этом случае поездка в регион представляется как дополнение к уже существующему маршруту.

Регионы России активно продвигают свой туристический потенциал, в том числе на роуд-шоу и профильных выставках в Китае, стараясь привлечь китайских туристов. В первую очередь хотелось бы отметить успехи на этом направлении Республики Татарстан, куда летом 2016 года полетел первый чартер из Урумчи. Стабильный интерес у китайских туристов наблюдается к Сочи и Крыму, набирает популярность Мурманск, где основным турпродуктом, который бы хотели увидеть туристы, является северное сияние.

Для того чтобы регион мог рассчитывать на включение в число интересных китайским туристам мест, необходима совокупность базовых требований – должны быть продуманы туристический продукт, логистика и инфраструктура.

При этом хотелось бы отметить,чтостали появляться заявления о малой эффективности китайского туризма для бюджета региона. Происходит это в том случае, если неправильно организован сам процесс приема туристов из Китая. Такая проблема возникает из-за недостатка контроля в отрасли, делающего возможной недобросовестную конкуренцию. Опыт Татарстана доказывает, что при должном контроле ситуации со стороны администрации и туроператоров, а там китайский турпоток принимали только российские компании и обслуживали русские гиды, доходность въездного туризма из Китая находится на том же уровне,что и от работы с другими иностранными туристами. В случае же бесконтрольного развития китайского туризма он рискует стать неэффективным, а борьба за туриста – разрушительной для рынка.

Геннадий ЛАМШИН, Президент Российской гостиничной ассоциации

Что касается гостиничного бизнеса, то 2016 год можно охарактеризовать так: где-то все было хорошо, а где-то плохо. Гостиницы Санкт-Петербурга в этом году были загружены как никогда ранее. Я был на Дне Военно-Морского Флота в июле в Северной столице – такого огромного числа туристов я не видел никогда. Просто шел бесконечный поток людей. Питерские отельеры сами удивляются такому наплыву отдыхающих. Аналогичная ситуация была летом в Сочи. Приходилось даже хлопотать за наших членов ассоциации, чтобы директора гостиницы разместили в его любимой «Жемчужине» в Сочи. Мест не было! Немного скромнее результат был в Москве. Гостиницы в Казани тоже были переполнены.

К сожалению, из-за такого количества туристов питерские отели решили поднять цены на следующий сезон. Не решили, правда, на сколько поднимать: на 10–15% или сразу на 30–50%.Проходили даже консультации с чиновниками по этому вопросу. Это, конечно, отпугнет туристов. Им лучше бы удержать их, как-то перестроить свою работу.

А вот в других регионах ситуация складывается довольно тяжелая. Там, где нет популярных курортов, гостиницы стояли пустые на треть (например, в Томске) или наполовину (в Челябинске). У них ведь в основном деловой туризм, а снижение бизнес-активности из-за кризиса привело к провалу на этом рынке. Ввиду этого некоторые владельцы задумываются даже о продаже гостиничного бизнеса. Я бы им посоветовал постараться переждать трудные времена. По этим же экономическим причинам многие проекты были заморожены в начальной стадии строительства. Некоторые все же были завершены.


Игорь БУХАРОВ, Президент Федерации рестораторов и отельеров России

Хорошо, что сейчас о туризме заговорили как о перспективной отрасли нашей экономики. Безусловно, россияне должны привыкать путешествовать по своей стране. Но если оценивать сегодняшнее положение дел в сфере внутреннего туризма, на мой взгляд, рост популярности отечественных курортов связан напрямую с закрытием авиасообщения с Египтом и временным запретом на продажу туров в Турцию. Кроме того, чиновникам, госслужащим, сотрудникам силовых структур, то есть огромному количеству граждан, не рекомендовано выезжать за границу. Все они теперь отдыхают в России, в Сочи, например. А вместе с ними их семьи и друзья. Нам надо пожить в этой новой реальности, чтобы давать ей справедливые оценки.

Если говорить о ресторанном бизнесе, то сегодня многие рестораторы, увидев перспективу, делают попытки открывать свои заведения в регионах.

Однажды мэр Сочи спросил меня: почему рестораторы не едут в этот замечательный город? Ответ очень прост: после того как там стали открывать рестораны, тут же наведались проверяющие организации. Роспотребнадзор, пожарные, полиция и другие не давали начать нормально работать. Предприниматели просто не выдержали такого напора. Это было еще до Олимпиады.Сейчас турпоток сильно увеличился. Поэтому снова начали открывать рестораны, и очень хорошие. Это касается всех городов-миллионников. В маленьком городе со слабо развитой инфраструктурой никто развивать ресторанный бизнес не станет.

Сейчас Ростуризм предложил устраивать гастрономические фестивали. Идея хорошая. Но для чего делается этот фестиваль? Кто на него поедет? Например, есть гастрономический фестиваль в Суздале. И люди туда не едут на несколько дней по одной простой причине: там негде остаться на ночь. В городе очень мало гостиниц и гостевых домов.

Еще у нас придумали сельский туризм, или агротуризм. Но у многих россиян есть дачи. И для нас агротуризм – это выезд в пятницу за город, чтобы вскапывать грядки на участке. У нас не может быть такого сельского туризма, как, например, в Германии. У них нет дач, потому что тяжело содержать и квартиру, и участок. Поэтому там люди платят за такую услугу. А у нас получается, что туристами становятся все.


Виктор КРУЖАЛИН, Заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ им. М. В. Ломоносова

В наше время рейтинги становится все более актуальными не только в мире, но и в России. Уже можно говорить о феномене рейтингов, которые отражают состояние и развитие различных сфер жизнедеятельности общества. Поэтому Национальный туристический рейтинг и другие рейтинги в сфере туризма и рекреации становятся все более востребованными и дают ориентиры для туристских администраций регионов, турбизнеса, российских и зарубежных туристов.

В 2016 году туротрасль России продолжила свою структурную перестройку с ориентацией на внутренний и въездной туризм. После банкротства крупных туроператоров и авиаперевозчиков, резкого изменения валютных курсов и закрытия наиболее популярных зарубежных направлений – Египта и Турции – в 2016 году продолжился рост количества путешествий по России, который прогнозируется на уровне 15% (в 2015 году рост составил 20%). Положительная динамика развития внутреннего туризма свидетельствует о том, что он становится массовым, – в 2015 году составил 50 млн человек. Хотелось быэти тренды последних лет закрепить.

Практически в каждом регионе имеется календарь туристских событийных мероприятий, вносящих свой позитивный вклад в развитие туриндустрии. Хотелось бы из сотен мероприятий отметить проведение первого Всероссийского конгресса туроператоров, собравшего более 300 участников из 50 регионов страны, Международный туристский форум в Сочи, обсудивший актуальные проблемы и пути развития туризма, а также проведение Международной конференции по развитию автотуризма в России.

В 2016 году была проведена огромная работа по классификации средств размещения в 11 регионах РФ, где в 2018 году пройдутматчи чемпионата мира по футболу. Завершаетсяразработка туристского бренда России, введение которого в 2017 году будет способствовать активному привлечению туристов на отдых в российские регионы.


Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»

По традиции каждое исследование ЦИК «Рейтинг» завершается выступлением эксперта, обладающего авторитетом и информированностью в обсуждаемых темах. Его выступление подводит своеобразный итог проделанной работе, сводит воедино разнообразные точки зрения, которые также традиционно широко представлены в каждом исследовании.

Светлана АНУФРИЕНКО, Руководитель проекта «Туристская Ассоциация регионов России»

В прошлом и текущем году, согласно статистике, наблюдается рост внутреннего и въездного туризма, увеличился приток туристов в регионы. С одной стороны, в этом есть заслуга самих субъектов России. Это стремление проводить событийные мероприятия, поиск тем и поводов для их организации, стремление вовлекать детей и молодежь в межрегиональные культурно-познавательные проекты и маршруты, разнообразить сувенирную продукцию и сделать ее оригинальнее, а также усилия по продвижению туристских ресурсов.

Сдругой стороны – росту турпотока в России способствовал ряд косвенных факторов (закрытие Турции и Египта, высокая стоимость зарубежных поездок для российских туристов,проблемыбезопасности за рубежом,невозможность выезда за рубеж для ряда госслужащих и т.д.).

Из серии мероприятий, активно популяризирующихся, можно отметить Национальную туристскую премию «Russian Event Awards». В данное мероприятие вовлечено большое количество регионов. Туристские администрации с большой охотой участвуют в проводимом конкурсе.

Из межрегиональных туристских маршрутов выделяются проекты «Красный маршрут», «Великий чайный путь». Много говорят о «Серебряном ожерелье России» и «Великом волжском пути». Хотя, на мой взгляд, о каждом этом проекте больше разговоров, чем реального количества приехавших туристов.

Появилось у нас и новое направление – социально ответственный туризм. Этот тренд развит во всем мире, пришел он и в Россию. Во время путешествия турист вовлечен в полезную созидательную деятельность, благодаря которой он духовно обогащается сам. Это может быть природоохранная деятельность, социальное или событийное волонтерство, восстановление храмов, участие в раскопках и т.п.

Вместе с тем приходится отмечать, что эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли крайне низка. Туристская индустрия и туристское отраслевое сообщество «варятся в собственном соку». В большинстве регионов нет прорывных результатов.

Статистика внутреннего туризма в субъектах РФ приблизительная, доля туризма в ВРП и ВВП также неадекватно оценена. Многие регионы не знают, какие объекты туристской инфраструктуры и на какие средства должны быть построены в ближайшие 5–10 лет.

Проводимые форумы и мероприятия, как правило, не приводят напрямую к росту количествамассовых туристов. Отмечаю неэффективность расходования средств на программы продвижения. Большинство реализуемых программ и инструментов продвижения не работают или недостаточно эффективны, устарели.

Несмотря на все усилия, в федеральном центре и в регионах реализуется четкая неосознанная установка не на результат, а на процесс (продвижение, выставки, программы, заключение соглашений и т.п.), то есть происходит подмена понятий. К примеру, результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, которые благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион.

Субъекты РФ продолжают много лет жить в парадигме: нет туристов – нет денег, нет инфраструктуры – нет туристов.

Необходимы принципиальная смена существующей парадигмы, целеполагания и оценки результатов в отрасли, отход от принципов патернализма, изменение методов продвижения туристских ресурсов и турпродукта, поиск и использование инноваций для создания экономичных и экологичных объектов туристской инфраструктуры, поиск финансирования и актуальных решений в смежных отраслях и институтах развития.

Источник: rustur.ru