24.08.2024 09:22
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Жителей Бурятии познакомили с творчеством Иакинфа Бичурина
Фото: Кяхтинский краеведческий музей

Жителей Бурятии познакомили с творчеством Иакинфа Бичурина

Читаю книгу «Учитель Хэ», подаренную мне автором Надеждой Николаевной Колесниковой на её презентации, и не перестаю удивляться тому, как автор досконально изучила быт, говор и словечки, привычки простого люда, роскошь и манеры купцов старины кяхтинской времён Иакинфа Бичурина, Никиты Яковлевича, учителя китайского языка в Кяхте в 1830-1832 гг.

Начнём с того, что в Национальной библиотеке состоялась презентация книги «Учитель Хэ» с участием Ассоциации краеведов Байкальского региона во главе с президентом Татьяной Александровной Бояркиной, заместителя руководителя администрации Главы Республики Бурятия и правительства Бурятии по развитию гражданского общества, председателя комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Михаила Харитонова, краеведов и всех, кто каким-то образом интересуется историей родного края.

Из Чувашии приехали Александр Николаевич и Ирина Витальевна Удаловы. Ирина Витальевна - директор музея «Бичурин и современность», это главный хранитель наследия чуваша Иакинфа Бичурина. Наши краеведы, члены РГО, приехали с благочинным Кяхтинского округа, настоятелем прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы, протоиереем Олегом Матвеевым, путешественником, писателем, членом Союза журналистов России, почётным гражданином Кяхтинского района, руководителем региональной организации «Сербирия».

В уютном зале библиотеки мы увидели рисунки самого Бичурина, портреты и литографию Бичурина, выполненные Н. Бестужевым и А. Орловским, рисунки с А. Пушкиным и Н. Гоголем. Зрителям была представлена выставка книг Бичурина и о нём.

Книга написана в жанре повести, без научных сложностей, поэтому понятна каждому читателю, в том числе и детям. Книга издана в Чебоксарах на деньги музея «Бичурин и современность».

Надежда Николаевна первым делом поблагодарила участников СВО за то, что можем проводить такие мероприятия, что живём под мирным небом, сказала, что молимся за них, ждем их возвращения живыми и невредимыми.

 - 2024-2025 года объявлены президентом Владимиром Владимировичем Путиным годами российско-китайской дружбы. Более того, 2024 год - это год 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. С 1826 года Никита Бичурин – член Азиатского департамента МИД России. И сегодня мы встретились в преддверии дня рождения Иакинфа Бичурина. Оно отмечается 9 сентября, - сообщила автор повести.

На экране возник портрет Бичурина. Таким молодым и красивым архимандрит Иакинф Бичурин в 1807 году покинул Россию и поехал в Китай во главе 9 духовной миссии. Там он постиг тайны китайского языка, глубоко изучил китайские архивные материалы. «Мы можем сказать, что он открыл Китай для нас, для России. Огромный, огромный пласт материалов он для России добыл», - сказала Надежда Николаевна. Она с признанием сказала о гранте Фонда президентских грантов в 2020 году, проект «Бичурин и Бурятия» реализован при помощи комитета межнациональных отношений и М.А. Харитонова.

Михаил Харитонов в своём выступлении сказал, что он читал книгу как историк.

 - Мы знаем Иакинфа Бичурина как ученого, но популяризацией его жизни, деятельности, собственно говоря, никто и не занимался. Сейчас наука у нас приобрела очень интересный статус, чтобы прочитать научную статью, надо быть еще научно образованным. Вначале актуальность, целеполагание, обязательно новизну и так далее. А вот 30-40 лет назад мы все с удовольствием покупали научные сборники, их читали, потому что, в принципе, они были написаны простым человеческим языком, - считает Михаил Харитонов.

И сейчас, сказал он, у нас такое чёткое разделение происходит, что есть литература для ученых, а есть литература для тех людей, которые не привыкли говорить, как иногда говорят на «птичьем языке» ученых. На взгляд Михаила Александровича, Надежда Николаевна как раз в такую деятельность погрузилась, чтобы простым языком не просто рассказать, но еще и донести этот материал до школ, до учителей. В книге большое количество реально существующих персонажей, история вокруг них закручена литературным творчеством. Они все соответствуют эпохе, все соответствуют тому временному периоду, в котором они были связаны с Иакинфом Бичуриным: дружеские связи, деловые или еще какие-то. Сейчас все боремся за наши духовные ценности, за наши традиции, за нашу историческую память, за то, чтобы мы эту память сохраняли, передавали будущему поколению, сказал Харитонов. Он выразил надежду, что обязательно найдутся люди, которые, прочитав эти книги, станут не просто знатоками Иакинфа, но, возможно, станут настоящими востоковедами и посвятят свои уже научные труды этому выдающемуся учёному.

Надежда Николаевна на экране приводила фразы из своей книги, посвящённые Кяхте и её жителям, а также просила зрителей вспомнить имена из истории Троицкосавска и Кяхты. Одна фраза показала отношение Бичурина к своему Отечеству: «...отечественные дворы, а пред ними Кяхтинская деревянная церковь с блистающим жестяным куполом. Благословенный край, говорил я в радостном упоении чувств, ты первый приветствуешь меня после долговременной разлуки с Отечеством». Так писал архимандрит Иакинф в книге «Записки о Монголии».

Протоиерей Олег Матвеев рассказал о путешествии в Пекин. Он осваивал русский мир, часть русского мира в Пекине. Это было в 2015 году, захотелось ему дойти до города Харбина. В Пекине купил велосипед и пошел на Харбин.

- В Пекине, когда осматриваешь этот русский мир, очень интересный объект – это русские кладбища. Много интересных имен. Я кое-где побывал и везде обязательно был на русских кладбищах, - сказал отец Олег.

Был он в Успенской Русской Церкви на территории Российского посольства. Русское православие, вообще православие в Китае пока запрещено после реформ Мао. Только есть приход на территории Российского посольства. Там свои следы совершал Иакинф Бичурин в свое время. Так он с ним соприкоснулся.

- Иакинф Бичурин - личность нестандартная, своеобразная, действительно личность харизматическая, он работает на нас всех, это имя крупное, пусть его разнообразие будет нам на пользу познания себя, познания нашей Родины, познания наших истоков, ценностей, писал книги не зря, ошибался там, переживал, страдал где-то, - сказал отец Олег.

Далее он рассказал о кладбище русской православной церкви под Нью-Йорком и какие интересные, с точки зрения неоднозначной истории, он там встретил. Иакинф Бичурин - это Кяхта. У отца Олега Кяхта - 30 лет жизни.

Я в своём выступлении затронула тему круглого стола музееведов России в Кяхте и их намерения провести конференцию в Казани и передвижную выставку по городам Великого чайного пути под названием «Сибирский тракт», где главные будут Нижний Новгород и Кяхта. Предложила принять участие в конференции с именем и наследием Бичурина.

Много было выступающих, в том числе учёные, журналисты, краеведы, друзья. Дважды доктором наук Павлом Дудиным было сказано, что это мировое имя, мир знает о государстве империи Цин только по материалам Бичурина. В Кяхте он сделал шаг, который отразится в мировом востоковедении, перевёл на русский язык 70 томов. 2200 листов рукописи оставил, она в Государственном архиве республики Татарстан. Как он это сделал, непонятно? Предстоит большая работа по исследованию этого наследия Бичурина в музеях и архивах. Жизнь попортили Бичурину, писали кляузы на него.

Настоятель дацана «Амарлин» Баясхалан Бальжинимаев и глава администрации МО СП «Нарсатуйское» Андрей Зурбанов поставили вопрос о присвоении имени Бичурина школе. Татьяна Александровна Бояркина предложила издать хорошо иллюстрированную книгу для школьников. Она сказала, что должны гордиться теми людьми, которые жили и работали в Кяхте. Нужно объединить усилия людей, чтобы материал собрать воедино, и получится замечательный материал об истории. Рассказала о работе своей организации и проектах. Сегодня интересует Кяхта, сюжет выходит на Кяхту. Бичурин и Шиллинг не случайно оказались в Кяхте.

Французский исследователь отметил, что в России есть город, который можно назвать историческим феноменом, именно этим историческим феноменом является Кяхта. Фернан Бродель, французский исследователь об этом говорил. Почему же Кяхта - исторический феномен? Потому что мировая экономика тогда была тесно связана с тремя городами: город в Англии, город в Италии и город в России - Кяхта. Краеведение позволяет изучать историю, географию и историю своего рода. По Бурятии работают Уссурийск, Новосибирск. Просила в БНЦ написать работы по гражданской войне, по купечеству популярно - отказались. Оценила большую работу Колесниковой. Подарила от имени Ассоциации картину церкви художника Ольги Кургузовой. Отметила, что Кургузова сейчас активно разрабатывает тему Кяхты.

Прикоснёмся к биографии Бичурина. Никита родился 9 сентября 1777 г. в селе Успенское Акулево (деревня Типнеры), его отец Яков Данилов служил диаконом. По происхождению Никита, вероятно, был наполовину или на четверть чувашом, мать — вероятно, русская.. В 1779 году Яков Данилов получил сан священника и был переведён в Воскресенскую церковь в село Бичурино. В Казанской духовной семинарии Никита провёл около 14 лет. Там же он получил фамилию, поскольку в Казанской епархии новых учеников именовали по названиям округов, селений и церквей, откуда они происходили. Никита Бичурин был пострижен в монашество и под именем Иакинфа был определён в число соборных иеромонахов Санкт-Петербургской Александро - Невской лавры. Восхождение по лестнице церковных чинов происходило быстро: 25 августа 1801 года он был рукоположён во иеромонаха, 7 ноября получил в управление Казанский Иоанновский монастырь. 16 мая 1802 года Иакинф был назначен настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии.

Очень непростая судьба была у Бичурина. Величайший учёный, переводчик, знавший несколько языков, не избежал наказаний по линии Синода с точки зрения религиозной этики. Иакинф был приговорён к вечной ссылке в Соловецкий монастырь с лишением архимандричьего и священнического сана, но без исключения из духовного звания. 23 августа 1823 года указ Синода был с поправками утверждён Александром I: вместо Соловков Иакинфа отправляли на Валаам. Отбывал ссылку в Валаамском монастыре. 

Иакинф был первым русским учёным, который систематически стал изучать историю народов Центральной Азии и Дальнего Востока на основе восточных источников. Члены Девятой миссии во главе с Иакинфом покинули Пекин 15 мая 1821 года. Архимандрит Пётр (10–я миссия) был поражён запущенностью церковных зданий и монастырского хозяйства, а также прекращением миссионерской деятельности. Помимо шаткой дисциплины и мирских соблазнов, миссия страдала от безденежья. Выданные средства закончились, а с 1812 года о существовании миссии в Петербурге позабыли. Иакинф в этих условиях стал распродавать церковное имущество и брать в долг. Вместо изношенных монашеских одеяний члены миссии оделись в китайские костюмы. Из-за ветхости церковных строений стало невозможно вести службу в Успенской и Сретенской церквах, разрушилась колокольня. Напротив, весьма велики были научные результаты. Из Китая за 13 лет пребывания там Иакинф увозил из Пекина библиотеку, которая была навьючена на 15 верблюдов и весила около 400 пудов (6,5 т). 17 декабря 1828 года Иакинф был избран членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока.

Колесникова на презентации книги поставила задачи 3-х П: портрет найти, поставить памятник и присвоить имя школе. Надежда Николаевна подчеркнула, что есть портрет Никиты Бичурина художника Николая Бестужева в Кяхтинском музее им. Обручева, но на её запросы музей не ответил. Корреспондент Татьяна Никитина разместила эту информацию в электронной газете «Новая Бурятия». Пришёл ответ из музея, что портрет такой имеется, и поступило приглашение от директора Б. Ц.-Е. Цыремпилова приехать в музей. Колесникова и Удалова приняли приглашение и встретились в музее с главным хранителем фондов Кяхтинского краеведческого музея Эльвирой Райцановой. Эльвира Николаевна бережно развернула небольшой портрет Бичурина в рамке под стеклом, сказала, что портрет одно время экспонировался, но поскольку он нарисован на бумаге, а бумага - вещь тонкая, решили во избежание порчи от света и тепла убрать портрет в хранилище. Ирина Витальевна и Надежда Николаевна трепетно прикоснулись к портрету как к большой святыне. Директор музея «Бичурин и современность» Ирина Удалова и Эльвира Райцанова обсудили возможность сотрудничества и организации совместной выставки. Ирина Витальевна рассказала о своём музее и пригласила в музей, сказала, что в Казань обязательно съездит на будущую конференцию музееведов России. На встрече прозвучало предложение музею подготовить сообщение о Бичурине на сентябрьское заседание круглого стола РГО в Кяхте. Эльвира Николаевна провела гостей по музею, показала экспозиции, обратила внимание на экспозиции по чайному пути, Китаю и географическому залу. Ирина Витальевна подсказала о важности сделать надпись под портретом Иакинфа Бичурина на стенде изобретателя телеграфа, русского дипломата, историка-востоковеда и изобретателя-электротехника Павла Львовича Шиллинга.

Семьи Удаловой и Колесниковой в футболках с надписью: «Бичурин» на китайском языке продолжили путешествие на машине по следам Бичурина до Улан-Батора.

Презентация книги, возможно, будет тем двигателем, чтобы краеведы взялись основательно за наследие Иакинфа Бичурина, показали миру громадную величину этого учёного, переводчика, талантливого китаеведа, автора «Китайской грамматики» и китайско-русского словаря, основателя училища китайского языка в Кяхте. И в год 300–летия Троицкосавска-Кяхты и 250–летия со дня рождения Бичурина, надеемся, по-новому зазвучит его мировое имя.

 

Автор: Галина Мостовщикова

 

Кол-во просмотров: 1327

Поделиться новостью:


Поделиться: