баннер новая бурятия
31.01.2025 20:07
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Заслуженная артистка Бурятии Александра Наталина: «Вместо телевизора идите в театр!»
Фото: Александр Сафронов

Заслуженная артистка Бурятии Александра Наталина: «Вместо телевизора идите в театр!»

Бурятский театр оперы и балета ежегодно выпускает календари, традиционно украшая их фотографиями своих артистов, певцов и музыкантов. На первой странице календаря на 2025 год – фотопортрет концертмейстера, первой скрипки оркестра и Заслуженной артистки Республики Бурятия Александры Наталиной. Сегодня мы хотим познакомить с ней наших читателей.

  - Александра Викторовна, какая вы выразительная на календаре! Те, кто его составлял, наверняка знают, кто есть кто в театре, поэтому поставили ваше фото на январь…

- Честно говоря, я не знаю, почему январь. Кстати, сама не видела этот календарь, только фотографию. Боюсь, не выглядело бы это, что я поймала звездную болезнь, но концертмейстер оркестра – это, правда, очень важная персона, ближе всех к дирижеру. И даже часть каких-то дирижерских функций иногда приходится брать на себя. Слаженность оркестра тоже во многом зависит от того, кто сидит за первым пультом.

- Объясните, пожалуйста: концертмейстер и первая скрипка – это одно и то же?

- Да, примерно так. Концертмейстером оркестра не может быть первый гобой, первый кларнет или еще кто-то. Только первая скрипка, так исторически сложилось. А вообще струнные делятся на группы: первых скрипок, вторых, альтов, виолончелей и контрабасов, и в каждой группе есть свой концертмейстер.

- Расскажите, с чего начинался ваш творческий путь.

- Я близко познакомилась с музыкой в пять лет. Скрипачи все рано начинают заниматься. Наш предыдущий концертмейстер Дарья Станишевская, например, начала заниматься с трех или четырех лет. Но это в других городах, у нас таких маленьких не учат. Кстати, мое желание учиться музыке возникло тоже примерно в 3 года, пришлось ждать до пяти, чтоб поступить в музыкальную школу. А там у меня нашли абсолютный слух и сказали: попробуем скрипку

- И где находится эта волшебная школа, которая разглядела ваш талант в таком юном возрасте?

- Я училась в МГЛ – музыкально-гуманитарном лицее имени Дандара Аюшеева, это бывшая вторая музыкальная школа на ПВЗ.

- Завидую вам. А я учился в обычной школе №43 и параллельно ходил в духовой оркестр ДК Стеклозавода, где работал  легендарный Павел Васильевич Потапов. Школа и одноклассники у меня были как бы на втором месте, на первом – музыка, музыкальная тусовка.

- Думаю, так происходит у всех музыкальных детей. Концерты, репетиции, конкурсы, гастроли… Нас считали элитой музыки, но элитарность добывается, как говорится, потом, кровью, мозолями, слезами, вставанием в пять утра, потому что если тебе к восьми на специальность, ты должен успеть разыграться. Это я к тому, чтобы родители, дети которых хотели бы этим заниматься, понимали, что так не бывает: вот педагог возьмёт и научит. Нет, занятий на инструменте 45 минут два раза в неделю недостаточно. Педагог дает 45 минут, а ребенок с родителями должен дома каждый день заниматься.

- От ваших занятий соседи с ума не сходили?

- А мне повезло, у меня дома толстые стены.

- Помимо специальности есть сольфеджио, хор?

- Сольфеджио, музыкальная литература, теория музыки – это обязательные предметы в музыкальной школе. А вот на хор я не ходила, потому что у нас был детский струнный оркестр под управлением моего педагога Х. М. Жармухамедова, т.е. уже с детства мне повезло учиться оркестровой игре. А когда он уехал, я выпускалась у Станишевской Д. Ю. Дальше поступила в музыкальный колледж, к преподавателю И. Б Кравцовой. На первый курс поступили всего две скрипачки

- Чем вам запомнилась учёба в колледже?

- Учиться было тяжело, но в целом было весело. Общаться было очень легко, ведь все из одной музыкальной тусовки, с некоторыми однокурсниками уже были знакомы по конкурсам, выступлениям, город -то небольшой. Мы все были на одной волне и понимали друг друга.

- Да, у нас двери училища открывались буквально в 6-7 часов утра. Студенты приезжали на первых автобусах, чтобы успеть позаниматься.

- Всё верно: надо понимать, что если ты идешь в музыку, ты должен быть готов к бесконечным репетициям, к режиму без выходных и отпусков. Мозоли слетели – набивай заново. У нас, струнников, это буквально так. Мы сразу вычисляем своих. Если нет мозолей на шее, вы точно не скрипач.

- А играли какую-то современную попсу, эстраду, рок?

- В школе я была достаточно академична. Классику играла. А в колледже… Молодость, двухтысячные, и денег охота, чтобы на маминой шее не сидеть. После учебы выходили в ресторан играть обработанную на современный лад классику курсе на втором с пианисткой, нынче очень популярной. Она и делала обработки. Интересное время было. Вернуться бы туда и послушать заново уже с позиций сегодняшнего дня. Ведь тогда часто приходилось слушать от академичных дяденек и серьезных тетенек, что это ужас, это насилие над классикой!

- Ну, вообще-то популяризацией классических произведений, их современной обработкой занимались не только две девушки в Улан-Удэ, но и весь мир это делает.

- Да, но отношение к этому везде разное. Где-то: вау, круто, классно, что простые люди могут послушать классику, пусть даже в обработке. А где-то: уберите руки свои от классики, не трогайте ее!

- Кстати, всё это придумано задолго до нас, века назад. Как и обучение музыке. Каждый из нас, скрипач и виолончелист, знают, что выпускные экзамены, выпускной концерт – это одно из самых сложных мероприятий.

- Для меня подготовка к выпускному не было особо сложной. Я с детства знала, на что иду. Мой выпускной экзамен длился, по-моему, 45 минут, которые я стояла на сцене. Программа была из пяти произведений. Я играла каприс, Баха, две пьесы и крупную форму. Мы, четверокурсники, все ходили друг к другу на экзамен. Потому что к четвертому курсу мы стали одной большой семьей.

- Расскажите о дальнейшей учебе.

- Потом была Красноярская государственная академия музыки и театра (сейчас Сибирский государственный институт искусств им. Хворостовского) – высшее учебное заведение с хорошими традициями, выпустившее много хороших музыкантов. Его мне порекомендовала педагог колледжа.

- Чем запомнилась учеба в высшем музыкальном заведении?

- Да в принципе то же самое, только посложнее. Музыка сложнее, программа сложнее, но всё идет по нарастающей, поэтому всё логично, по порядку. В академии совсем отсекается всё лишнее, почти нет дополнительных предметов, только по специалитету. Настоящий оркестр, ставили симфонии, оперы играли, как бы молодой театр, если можно так назвать.

После академии я вернулась в родной город. Устроилась в театр оперы и балета. Было, конечно, сложно в том плане, что когда ты студент, то одно произведение можно учить месяцами, а когда приходишь в театр – у тебя две репетиции и ты играешь! Хорошо, что у меня же концертмейстером была мой бывший педагог, она, конечно, помогала.

- Все спектакли с вами проигрывала?

- Нет, что вы! Представьте, «Лебединое озеро» идет 2,5 часа, «Борис Годунов» около 4-х часов, а в «Кармен» 4 акта. Никто не будет с тобой рядом сидеть и учить эти 4 часа. Покажут сложные места, и всё, дальше сама.

- Было тяжело?

- Было, да, и сейчас нелегко. Все 4 часа ты должен быть постоянно в концентрации, мозг должен соображать, что ты играешь, постоянно считать паузы, а помимо всего прочего ты слушаешь остальных, ты находишься в постоянном взаимодействии с дирижером, сценой, друг с другом. Нельзя думать о чём-то постороннем. Если задумался о чём-то, что-то не сыграл вовремя, и всё, и понеслось! А самое главное в оркестре: чтобы эти четыре часа прошли как можно более спокойно. Потому что, если они пойдут нервно, то потом все просто переругаются. У нас хорошие дирижеры, поддерживают нормальную атмосферу. А знакомые, не связанные со скрипкой, считают: да что такого сложного на скрипке пиликать. А я говорю: попробуйте «попиликать», а потом уже говорите.

- Значит, вы всё с самого начала делали правильно, если доигрались до первой скрипки.

- Ну, бывали, конечно, ошибки, как и у всех. Но у нас в театре, как и у всех, регулярно проходят аттестации, на которых ты подтверждаешь свое место. Нередко бывает: кого-то понижают, кого-то повышают.

- Вы играете тринадцатый сезон. Как эта цифра сказалось на вашем творчестве, на этом сезоне?

- Сезон как сезон, все хорошо, все стабильно. Если говорить о каких-то суевериях, то у музыкантов они свои и свои приметы. Например, если упали ноты, на них надо посидеть, иначе не сыграешь.

- Ваш муж по профессии…

- Он музыкант, кларнетист, концертмейстер в оркестре. Познакомились мы здесь, хотя сам он из Иркутска.

- Дома про работу говорите?

- Вообще нет. Но когда готовишься к спектаклю, учишь соло, к кому пойдешь? Конечно же, к супругу: послушай и скажи, что так или не так, ведь со стороны всегда слышнее и виднее. Профессиональный музыкант слушает именно с технической точки зрения. Всё-таки удобно, когда дома есть профессиональный оценщик.

- Надеюсь, у вас нет планов переезжать в другой оркестр…

- Пока вроде нет.

- Что бы вы хотели сказать слушателям, читателям?

- Обязательно ходите в театр! Есть стереотипное мнение, что театр оперы и балета – это скучно. Что это слишком высоко, слишком заумно, не для каждого. Но на дворе 21 век, театр тоже становится более современным, не таким скучным. Мы играем оперетты, рок-мюзиклы, например, «Бальжин-хатан». Это современно! И если кто-то думает, что это не для него, всегда можно найти что-то для себя.

- Все-таки театр – это прежде всего о высоком. Здесь человек должен погружаться в атмосферу искусства, высокого, прекрасного, даже находясь там в джинсах. Открыть программку с красивым шрифтом – это ритуал. И ты настраиваешься на нечто другое, отвлекаясь от городской суеты, расслабляешься и погружаешься в действие…

- А еще лучше приехать в театр пораньше, походить, тем более, в нашем театре можно надолго «зависнуть» – один потолок можно рассматривать час. У нас есть что посмотреть. Я бывала во многих театрах, и наш – один из самых красивых. Он достаточно старый, с историей, с красивой архитектурой. А есть такие, где ходишь и думаешь: то ли это аэропорт, то ли торговый центр. Красиво, но немножко не то, чего ждешь именно от театра.

Никто не заставляет сразу идти на 3-4 - часовую оперу с каким-то заумным сюжетом, пытаясь разобраться в голосах. Ни в коем случае нельзя себя недооценивать! Чтобы быть в курсе, о чём в спектакле речь, можно подготовиться, прочитать – сейчас в интернете всё есть, от сюжета до постановки. И вместо телевизора идите в театр.

А у нас, артистов, такая натура, что нам нужно что-то делать для кого-то. Те же аплодисменты, та же поддержка – это нам просто необходимо. Театральная, культурная жизнь, она настолько многогранна, обширна. И у нас такой интересный город, я ни разу не пожалела, что вернулась сюда!

Беседовал Александр Сафронов

 

 

Кол-во просмотров: 915

Поделиться новостью:


Поделиться: