11.10.2021 16:11
В ритме вечного поиска

В ритме вечного поиска

В Бурятии издана книга о талантливом управленце Земфире Пироговой

Фото: из семейного архива Пироговой

Благодаря учителям – энтузиастам и министерству образования и науки Бурятии в республике появилась удивительно теплая книга – воспоминание «Учитель. Наставник. Руководитель». Издание – дань памяти известному руководителю системы народного образования Бурятии, замминистра, заслуженному учителю Российской Федерации, кавалеру ордена «Знак Почета» Земфире Анатольевне Пироговой, оставившей в сердцах коллег, учеников, родителей глубокий след. Сегодня мы публикуем только одну статью из книги, не менее талантливого педагога – управленца Ларисы Георгиевны Шаманской, нашедшей потрясающе точные слова, чтобы передать силу личности Пироговой. Статья называется «Золотой» период общего образования в Бурятии». Лучше и не скажешь. 

Удивительный человек, непререкаемый авторитет, огромная величина в педагогике с фундаментальными знаниями, многогранными интересами, высокой ответственностью за дело, которому служит, с необыкновенным ощущением и видением перспектив в развитии образования. 

Поражала всегда ее кропотливая и системная работа с управленческим аппаратом на разных уровнях: инспекторами минпроса, специалистами и методистами районных и городских отделов образования, руководителями подведомственных организаций, школ и дошкольных учреждений.

Для меня, начинающего инспектора отдела школ, это был бесценный опыт. Все начиналось с планерки отдела, где неформально заслушивались наши отчеты за неделю по функциональным обязанностям, и особенно важными были оперативные «вести с мест», то есть отчет кураторов по прикрепленным территориям. Часто получалось так, что Земфира Анатольевна знала лучше нас, кураторов района или подведомственного учреждения, о текущем положении дел, микроклимате в коллективах, взаимоотношениях с руководством района и т. д.

Значительное время и внимание Земфира Анатольевна уделяла организации учебы специалистов в разных направлениях. Мы всегда были в курсе прогрессивных, передовых методов в педагогике, изучали мировой, советский опыт и, разумеется, распространяли наиболее значимые инновационные и перспективные разработки у себя в республике, а также изучали и делились опытом наших талантливых учителей и руководителей на всесоюзном и российском уровне.

Поэтому требования заместителя министра по общему образованию принимались с пониманием, и, разумеется, положительные результаты развития системы в общем, а также локально в районах республики, в педагогических коллективах не заставляли себя долго ждать.

Немаловажным был и факт утверждения директоров школ и заведующих рай(гор)оно у министра. Обычно это были уважаемые, зарекомендовавшие себя успешной работой в районах и городах коллеги, которых практически знал и аппарат министерства.

Именно по инициативе Земфиры Анатольевны были организованы систематические совещания заведующих рай(гор)оно, где рассматривались все важные текущие дела и прорабатывались вопросы на перспективу. Эти совещания несли огромную пользу развитию системы образования в республике, также как и заседания коллегии, которые готовились очень тщательно. На каждой коллегии рассматривались итоги работы какого-либо района по результатам фронтальных проверок министерства с обязательным предварительным или совместным участием методистов института усовершенствования учителей Бурятии. Опыт талантливых педагогов также рассматривался на коллегии и находил дальнейшее распространение в районах. Обобщение материалов всегда проходило с участием аппарата министерства. Именно в это время возникла необходимость появления новых типов и видов школ.

Заведующие рай(гор)оно считали честью подготовку вопроса на коллегию, так как обсуждение с руководством министерства, членами коллегии было не формальным, а заинтересованным и приносило большую пользу в дальнейшей работе.

Целая когорта высококлассных руководителей возглавляла отделы образования в республике: Б.С. Шойнжонов (Хоринский район)  являлся неформальным лидером всех заведующих рай(гор)оно, А.И. Никулин (Бичурский),  В. Д. Ринчинов (Селенгинский), Э.П. Табинаев (Джидинский), В. Ц. Дашинимаев (Кижингинский), А. Х. Филиппов (Баргузинский), Н. Ц. Бальжинимаев (Прибайкальский), Ф. М. Гармаев (Курумканский), З.П. Борисова (Заиграевский), О. А. Батуева (Закаменский), П. А. Хохлов (Мухоршибирский), И. С. Шоёнов (Еравнинский). В то время в г. Улан-Удэ существовало 3 административных отдела образования, которыми успешно руководили А. К. Габагуева, Л. И. Казюка, В. И. Шопхоева. Всегда особое значение имели северные районы Бурятии.

Руководители районного звена – это те люди, которые смело откликались на нововведения и, главное, заинтересованно организовывали коллективы школ и дошкольных учреждений, родительскую общественность.

Огромной заботой, можно даже сказать, головной болью, в то время являлась организация всеобуча. Кроме всего прочего, важно было, чтобы учитель и урок были интересны детям, чтобы они приходили в школу не только за тем, что после второго-третьего урока у них будет бесплатный обед. Все мы тщательно работали над анализом урока, программно-целевым планированием. Земфира Анатольевна высокие требования предъявляла нам, инспекторам, по этим вопросам. Мы должны были обучить районных и городских специалистов и руководителей школ. Непреложным и необсуждаемым был вопрос проведения открытых уроков администрацией школ, все знали, что при посещении района Земфира Анатольевна и мы в первую очередь шли на урок к руководителям школы, и это, конечно, придавало особый тонус работе.

Несомненно, ключевыми фигурами образования Бурятии, многие из которых представлены на всероссийском уровне, были директора школ. Это легендарные личности: В. И. Сафронов – директор Новоильинской школы, а затем агротехнического лицея Заиграевского района, В. М. Гуляев – директор средней школы-лаборатории №32 г. Улан-Удэ, одного из первых инновационных российских учреждений Бурятии, В. Г. Яковлев – директор Мухоршибирской средней школы №1, успешно применивший опыт коллеги Р. Хазанкина из Башкирии и развивший свою собственную методику организации учебно-воспитательной работы, принесшую хорошие практические результаты, особенно в изучении математики и физики.

Целая плеяда мощных директоров школ г. Улан-Удэ: Г. И. Лучникова (СОШ №46), А. Б. Райхман (СОШ №45), М. Л. Шункова (СОШ №35),  А. А. Алтаев (СОШ №14), Л.А. Постникова (СОШ №40), К.И. Иванов (СОШ №49), С. Б. Грешилова (музыкально-гуманитарный лицей), Д. К. Халтаева (СОШ №33), Н. А. Корнаков (Коменская СОШ), М. Ф. Тютрина (Онохойская СОШ №1), Н. Ж. Санжиев (Сутойская СОШ) и др.

Затем уже более молодое поколение директоров, выросших в ритме неустанного педагогического поиска: Е. М. Миронов – директор Гимназии  №14, а затем Российской гимназии №59 г. Улан-Удэ, В. П. Вершинин – директор СОШ №26, Л. Г. Пахомова – директор СОШ №35, Н. В. Митряева – директор Гимназии №14, Т. Г. Митрофанова – директор СОШ №32, заместители директора Н. В. Мангирова, Г. Н. Шмакова, Г. Д. Бочеева и многие другие.

Разумеется, невозможно перечислить всех педагогов, в судьбе которых особую роль сыграла заместитель министра, но это личности, уважаемые в коллективах, среди родителей и любимые учениками. Когда вопросы рассматривались на коллегии, мы всегда готовили статистику результативности работы талантливых и творческих учителей, которая была главным аргументом. И одним из показателей являлось то, что очень многие ученики выбирали в своей жизни профессию учителя.

Да и в аппарат Земфира Анатольевна приглашала специалистов, имеющих за плечами опыт успешной школьной работы. Но, несмотря на это, учила нас многому другому и очень важному в инспекторской деятельности.

Я с огромным чувством благодарности отношусь к памяти Земфиры Анатольевны. Ее подвижнический труд принес большую пользу в моем становлении. Ее образ всегда в моем сердце. Хочу верить, что оправдала ее ожидания и могу считаться ее ученицей.

Бесконечно благодарна всем коллегам по аппарату министерства образования за чистоту и честность взаимоотношений, за уважение друг к другу.

Не знаю, как другие, но я вспоминаю с удовольствием и радостью слова нашего министра С. Д. Намсараева: «…что вы хотите, это же наркомпросовки!..».

Разумеется, понятно, что мы работали под руководством Земфиры Анатольевны Пироговой во времена тотального режима, когда о творческой свободе учителя даже невозможно было мечтать.  Но именно в это время Земфире Анатольевне удалось сосредоточить усилия многих на раскрытие потенциала учителя, предоставив свободу выбора, возможность проявить свою индивидуальность, постоянную потребность думать, анализировать и творить.

Л. Г. Шаманская, начальник отдела общего образования министерства образования и науки РБ (1984 – 2010 гг.), ветеран труда

Кол-во просмотров: 243

Поделиться новостью:


Поделиться: