Культура Бурятии хранит в своей памяти имена многих музыкантов, стоявших у её истоков. С расцветом бурятского балета и становлением фортепианной школы были тесно связаны жизнь и творчество заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР Элеоноры Григорьевны Оганджановой. Ряд десятилетий она являлась одним из авторитетнейших музыкантов нашей республики. Концертирующая пианистка, концертмейстер, ансамблист, педагог – такой она запомнилась своим ученикам и коллегам, слушателям концертов и друзьям- меломанам. В дни её столетия мы с уважением и благодарностью вспоминаем этого прекрасного музыканта и замечательного человека.
Талантливый музыкант
Элеонора Григорьевна родилась 5 ноября 1924 года в Баку. С детства обучалась Москве в Центральной музыкальной школе и, далее, в консерватории в классе известнейшего пианиста, профессора А. Б. Гольденвейзера. В связи с начавшейся войной, ей пришлось вернуться в родной город и закончить образование в Бакинской консерватории.
К нам в Бурятию Элеонора Григорьевна приехала в середине 1950-х по приглашению Бурятского театра оперы и балета, где стала незаменимым концертмейстером балетной труппы. Непростая работа концертмейстера балета имеет ряд своих особенностей. Среди них ежедневные уроки труппы в классе, тренаж мужских и женских групп, затем дневные и вечерние репетиции со знанием клавиров балетов, многочасовые и многодневные повторы номеров спектаклей в период их постановки. Кроме подготовительной работы в классе концертмейстер участвует вот всех спектаклях, концертах, гастролях.
Из воспоминаний нар. арт. РФ и РБ В. А. Ганженко: «Работа концертмейстера в театре имеет свою специфику, и крепкой фортепианной техники здесь мало. Он должен обладать особой чуткостью в создании характера танца, его темпа, понимании темперамента исполнителя: одного следует сдержать своей игрой, другого подтолкнуть. Важно уметь подвести артиста к кульминации в танце, уловить нужный жест, движение, позу и поддержать его музыкой или паузой...».
Элеонора Григорьевна была любимицей всего коллектива театра. Коллеги доверяли её опыту и музыкантскому чутью. Она великолепно знала нотную литературу, умело разнообразила музыкой тренажные занятия танцоров, легко импровизировала и сочиняла собственные мелодии для упражнений. Она очень вдумчиво относилась к своей работе, её клавиры были густо исписаны карандашными пометками. И хореографы, и артисты ценили в ней талантливого и внимательного человека, искренне заинтересованного в успехе развития бурятского балета, и потому всегда прислушивались к её толковым замечаниям и пожеланиям. На занятиях она могла подсказать репетитору, каких жестов и движений требует определённый номер, и её замечания нередко становились стимулом для дальнейших творческих поисков.
Элеонора Григорьевна работала со многими постановщиками балетов. Знаменитому И. Моисееву она помогала в работе над танцевальной сюитой в польском акте «Ивана Сусанина», М. Мнацаканяну – в постановке балетов восточных авторов, творчески сотрудничала с бурятскими балетмейстерами А. Батубаевой и В. Хараевым, с дирижёрами спектаклей М. Балдаевым, В. Галсановым, И. Чудновским. С её помощью на сцене были показаны все балетные спектакли 1950-1960-х годов, проведены многочисленные гастроли, вот время которых ей приходилось вести весь концерт, аккомпанировать всем концертным номерам балетным и вокальным.
Из воспоминаний нар. арт. РБ, почётного профессора ВСГАКИ Б. Н. Васильева: «О заслуженном деятеле искусств Бурятской АССР Элеоноре Григорьевне Оганджановой можно говорить только в превосходной степени как о человеке высочайшей культуры и высокого профессионализма. Высококлассный концертмейстер, она несла огромную нагрузку, поскольку была единственным пианистом в балетной труппе. Вспоминается 1957 год, когда балетная труппа театра была приглашена на гастроли в Монголию. Мы путешествовали от г. Чойбалсан до столицы МНР. И Элеонора Григорьевна каждый гастрольный день аккомпанировала 2-х часовую концертную программу, а в Улан-Баторе полностью играла нам балет «Жизель», ведь мы поехали без оркестра, а фонограмм ещё не было…».
По возвращении из Монголии театр начал подготовку ко второй Декаде бурятского искусства в Москве и Элеонора Григорьевна принимала в этом активное участие. Балетный репертуар обновлялся новыми произведениями, в числе которых появились первые значительные сочинения бурятских композиторов. Шла работа над балетами Б. Ямпилова и Л. Книппера «Красавица Ангара», Ж. Батуева и Б. Майзеля «Во имя любви», а также над танцами в опере Д. Аюшеева «Побратимы» и «Половецкими плясками» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Нужно отметить, что авторы балета «Красавица Ангара», уважая её как музыканта, отдавая дань её восточному происхождению, обратились к ней за советом в написании «Памирского танца». Её мнение, её советы были приняты, более того, когда Элеонора Григорьевна предложила им для танца азербайджанскую мелодию, друзья стали называть её соавтором одного из номеров спектакля.
Одновременно с занятиями в балете Элеонора Григорьевна много и увлечённо работала с выдающимися певцами бурятской оперной сцены – н. а. СССР Л. Л. Линховоином, н. а. РСФСР Н. К. Петровой, з. а. РСФСР В. Д. Лыгденовой, з. а. РСФСР Д. И. Кыштымовой и другими. Их многочисленные концерты привлекали огромное количество слушателей, преданно любивших этих талантливых исполнителей.
Свои впечатления от игры Элеоноры Григорьевны в одном из концертов, а также наблюдения от общения с нею передаёт н. а. РФ и РБ Д. Л. Линховоин: «Мне показалось, будто драгоценные камни сверкали у неё под пальцами!». И далее: «Уважая в ней духовные высоты и профессионализм, все солисты театра робели перед нею, даже мой папа. Наши композиторы Д Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов всегда приглашали её на все концерты, в том числе, выездные. Они знали, что кроме неё никто не сможет так великолепно показать их сочинения, поскольку в ней сочетались композиторский дар, и талант импровизатора, и сверкающий артистизм, и прекрасный пианизм».
В эти и последующие годы жизни в Бурятии Элеонора Григорьевна часто выступала в концертах с известными вокалистами и инструменталистами скрипачами В. Корнаковым, А. Поповым, виолончелистами М. Балдаевым и В. Галсановым. До сих пор в фондах Бурятской гостелерадиокомпании находим записи фортепианной музыки, песен и романсов, ансамблевых произведений, сохранивших манеру игры, стиль исполнения Элеоноры Григорьевны.
Как исполнитель она обладала сильным, объёмным и певучим звуком, великолепным туше, и каким-то особым, изысканно-мягким прикосновением к клавиатуре. Её любимым композитором был С. Рахманинов. До сих пор вспоминается вдохновенное исполнение ею любимого «Элегического трио» с его щемящей нежностью, рокотом набата, тревогой, отчаянием и надеждой.
Мудрый наставник
В конце 1960-х Элеонора Григорьевна перешла на работу в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, с которым сотрудничала со времени приезда в Бурятию. И этот период жизни остался самым дорогим в воспоминаниях её учеников и автора этой статьи в том числе. «Наша музыкальная мама» - так называют её выпускники и поныне. Мы благодарны судьбе за эту встречу в начале нашего профессионального пути.
Элеонора Григорьевна была не только прекрасным педагогом, но и чутким воспитателем. Её большой класс всегда объединяла дружба. Она опекала каждого из своих учеников, и часто повторяла: «Мои ученики – мои друзья». До сих пор мы, люди разных поколений, соединены общими интересами и любовью профессии и своему педагогу.
На своих занятиях Элеонора Григорьевна следила не только за развитием фортепианной техники и совершенствованием аппарата учеников, она старалась вырастить думающих музыкантов, знающих и чутко понимающих музыку. Обладая большой фонотекой, она часто устраивала прослушивания в классе и у себя дома, знакомила нас с новыми произведениями, их разными трактовками и разными исполнительскими стилями пианистов, учила грамотному восприятию музыки и обсуждению услышанного.
Класс Элеоноры Григорьевны объединяли общие задачи, которые она ставила перед нами. Впервые в училище её ученики исполнили несколько фортепианных циклов разных авторов. Среди них «Детский уголок» Дебюсси, «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки», в которых каждый из нас разучивал несколько номеров. С этими классными концертами мы выступали на разных площадках города и по телевидению.
Думается, что ей, как богато одарённому человеку, бывало тесновато в рамках учебной программы, хотелось простора для творчества. И она предложила ученикам проводить классные концерты, посвящённые сонатам Моцарта и Бетховена, произведениям романтиков, вечера камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки, а с лучшими учениками были подготовлены сольные фортепианные концерты в филармонии.
В работе с учениками Элеонора Григорьевна не щадила своего личного времени. Она занималась с нами не только в классе. Для нас всегда был открыт её дом. Здесь радовались нашим успехам, ободряли в неудачах, мудро остерегали и умеряли горячий юношеский пыл. В ней соединились два таланта – Музыканта и Человека. Она во многом осталась для нас примером, и мы никогда не прерывали с ней нашей дружбы и нашей духовной связи.
Выпускники Элеоноры Григорьевны в своём большинстве окончили вузы страны и разъехались по городам России и зарубежья. Многие из них работали и работают в Бурятии в Колледже искусств, БРПК, ВСГИК, театре, филармонии, ДШИ, имеют почётные звания. И там, где находятся её ученики, там живёт память о дорогом для нас человеке.
Вскоре после перехода в штат училища Элеонора Григорьевна, как ведущий педагог, опытный методист и организатор, была назначена заведующей фортепианным отделением. Она возглавляла его более десяти лет, и это были годы его расцвета. За этот период значительно увеличился контингент учащихся и педагогов, проходили афишные концерты отделения и его учеников, организовывались гастрольные поездки по республике и в Иркутск, ежегодными были методические чтения и консультации педагогов и учеников музыкальных школ и многое другое. Работать с таким большим творческим коллективом было достаточно сложно, но высокий профессионализм, вызывавший уважение коллег, а также лучшие человеческие качества Элеоноры Григорьевны – доброжелательность, требовательность к себе, творческая инициатива и глубокая порядочность – стали залогом общего успеха отделения специального фортепиано.
Последние годы жизни Элеоноры Григорьевны сложились трагически. После выхода на пенсию в 1983 году она переехала в город своего детства и юности – в Баку. Уезжала она без особой охоты и особых надежд. Отъезд был вызван, скорее, необходимостью: в Баку тяжело заболела сестра и за ней требовался постоянный уход. Весной 1990 года в Баку начались армянские погромы, и Элеоноре Григорьевне с дочерью и внучкой чудом удалось спастись. Перебравшись к своей младшей сестре в Кяхту, она, не вынеся пережитого, скончалась летом 1990 года.
Нет сейчас Элеоноры Григорьевны, но живёт память о прекрасном музыканте, мудром педагоге и человеке, своим талантом и творческой энергией послужившим развитию музыкальной культуры нашей республики.
Автор: Валентина Лазарева