То, что сегодня происходит на территории Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин», расположенного на территории СП «Убур-Дзокойское» Селенгинского района, вызывает восхищение — десятки людей по собственной воле приезжают сюда, чтобы предстоящее 12, 13, 14 июля освящение его главного храма стало праздником для всех.
С 2006 года на южном склоне священной горы Бугэдын Обоо по инициативе ХХIV Пандито Хамбо Ламы началась современная история единственного в России казачьего дацана, основанного в 1729 году ( по другим данным – в 1757-760 гг.). 18 лет назад на опустевшей после его ликвидации в 1930 годах территории вновь зазвучали мантры и не смолкает стук топоров и звук пил. С началом современной истории Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин» здесь активно возрождают казачьи традиции. Его Ширээтэ Лама Баир Батоцыренов является потомственным казаком. В марте 2008 года после выхода Указа о реабилитации репрессированных народов он первым в России принял присягу казаков-буддистов и благословил селенгинцев на возрождение казачества.
— Благодаря сплоченности табангутов тогда были построены и освящены Сахюусан дуган и Субурганы, а также дома лам, —вспоминает глава СП «Убур-Дзокойское» Валерий Дамдинов, у которого в роду были казаки и ламы. — А сегодня руками и старанием потомков казаков готов к освящению и Цогчен дуган, возведенный по образцу прежнего храма на оставшемся после разгрома фундаменте…
Жители сел Нур-Тухум и Дэбэн Селенгинского района, а также кяхтинских сел Большой Луг, Харьяста, Хоронхой, Усть-Кяхта, Субуктуй и города Кяхта, которые являются табангутами—представителями основной массы коренного населения долины Селенги, выезжали сюда бригадами на субботники. Так, силами буддийской общины многонационального поселка Хоронхой, ответственной за проведение Зула хурала, был построен Зулын гэр. Хоронхойцы дружно, всем поселком собрали деньги на это святое дело.
Как рассказала Марина Добдоновна Галсанова, возглавлявшая здешнюю буддийскую общину, осенью 2017 года они завершили заливку крыши второго этажа Цогчен дугана и установили там колонны. А весной 2018 года хоронхойцы начали строительство третьего, полностью металлического этажа Цогчен дугана и завершили работу в июне того же года. Немало сделано и нынешним летом, когда в Бултумуре трудились жители многонационального Хоронхоя, в числе которых были не только табангуты, не только буряты…
Сегодня радуют глаз возведенные на исторических местах Субурганы, главные ворота дацана, новая столовая, стадион, благоустроенная территория храма. Невольно замедляются шаги возле мраморной стелы на гранитном валуне. Это памятник четырем шестисотенным бурятским казачьим полкам, созданным 260 лет назад Указом Российского Сената. Он был открыт в ходе второго Детского казачьего фестиваля, состоявшегося в Бултумурском дацане в 2018 году. Бурятские казаки в составе Забайкальского казачьего войска стояли на защите границы Российской империи и участвовали в военных походах, заслужив еще тогда славу храбрых и преданных своему Отечеству воинов.
Потомки казаков-табангутов приглашают всех 12,13,14 июля на освящение главного храма одного из самых крупных буддийских монастырей России. Они сделали все для того, чтобы праздник запомнился и вошел в современную историю Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин», основанного их предками.
Автор: Тамара Салсарова
Послесловие. В Хоронхое, который выделяется среди других населенных пунктов Кяхтинского района своим благоустройством, живет дружный и сплоченный народ. Здесь проходит южная линия ВСЖД Улан-Удэ-Наушки, где расположена станция «Хоронхой», построен погрузочный участок ООО «Угольный разрез», куда доставляется уголь с Окино-Ключевского разреза для Гусиноозерской ГРЭС. Также в поселке находятся филиал Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологий, школы, детсад, врачебная амбулатория и другие учреждения. Хоронхойцы, объединившиеся в ТОСы, вместе с другими жителями поселка благоустраивают дворы и улицы, вместе плетут маскировочные сети для земляков на СВО и готовят для них посылки, а также вместе выезжают на субботники в Бултумурский дацан.