Баннер вверху
21 Января 2022
Этот день в истории Бурятии
| 19:39 | USD 74,12 | EURO 87,39
USD 74,12 ₽ | EURO 87,39
Улан-Удэ -3°С
Вечером: -10°, ночью: -12°
Мэр г. Улан-Удэ, возглавляет администрацию города
Заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия
Сегодня 18:08
Серебряный блеск истинного таланта
Серебряный блеск истинного таланта

Фото: из архива Галины Майоровой

1 декабря 2021 года перестало биться сердце Надежды  Циденовны Цибудеевой, талантливого музыковеда, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин во ВСГИК, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов России.

Эти сухие строчки телеграфного характера не могут придать значения этой катастрофе, а я именно так считаю, потому что на всём музыкальном поле профессионального музыкознания на сегодня нет учёного в этой области такого размаха, такого масштаба и глубины, которым владела Надежда Циденовна.

Это, конечно, мой личный взгляд, судьба послала мне изумительный подарок – встречу и последующую более 20-летнюю дружбу с Надеждой Циденовной. И все эти годы я не переставала удивляться глубокому уму и широте образованности, необъятной музыкальной одарённости, тонкому музыкальному слуху и огромному трудолюбию этого человека. Безгранично преданная своей профессии музыковеда и преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, она считала, что если в тебе нет и половины озвученных мною качеств, чтобы называться преподавателем, тогда заниматься этой профессией нельзя, чтобы не портить молодых неверным восприятием высоких истин в музыке.

Сама прекрасно владея инструментом, наглядно демонстрировала это на уроке. Студентов она учила разбираться в тонких различиях в музыке начала Просвещения, этике и размаху барокко, а дальше – в музыке Нового времени вплоть до новых течений сегодняшнего дня. Сама составляла план работ для знакомств с различиями в музыке итальянского, немецкого, французского периодов истории.

С удовольствием вспоминаю очень похожие на её уроки, свои занятия в Ленинградской консерватории, где я училась и была на лекциях Анатолия Николаевича Дмитриева, концертмейстера и учёного, который сидел за инструментом и за 2 часа лекции мы проходили в зависимости от темы 10-12 клавиров. Такие же уроки были и у Надежды Циденовны. Это о ней как о педагоге.

Невозможно не вспомнить и более чем сто газетных публикаций, которые высветили ещё одну грань её таланта – острое перо журналиста. Не было тем или ситуаций в культуре, которые не могли обходиться без её пристального внимания. Она торопилась оставить после себя то, что сосредотачивалось в её голове – где её чёткая бескомпромиссная позиция и её громкий впечатляющий вывод всегда совпадали с мнением многих.

От нас ушла выдающаяся личность, музыкант высокого уровня знаний, труда и глубоких, значимых результатов. Музыкант, теоретик, музыковед, обозначивший на будущее задачи и горизонты для будущих музыкантов и творческих личностей на бурятской земле. Я счастлива, что имела возможность жить, трудиться, разговаривать там, где нам удавалось. В основном это касалось профессионального обучения по оперному театру, где я работала почти 40 лет.

За всю свою жизнь и как педагог и как концертмейстер, Надежда Циденовна по особому относилась к оперному театру, потому что это музыка, это ориентир, это прочтение произведения в соответствии с её представлением о роли и месте этого произведения в репертуаре театра. Она болела за театр. С детства еще, будучи ребенком, она бывала в театре со своей тётей Чимитой Григорьевной Шанюшкиной, сестрой её матери Цыцыг Зориктуевны. Чимита тогда только начинала свою творческую деятельность, участвуя в постановках. Уже тогда Надя наизусть пела все мелодии, которые они заучивали на репетициях. Потом уже, будучи студенткой музыкального училища, бывала и на просмотрах и на премьерах. Театр стал для неё музыкальной и сценической площадкой для взращивания её вкуса и представления как надо!

Впоследствии это её увлечение отобразится в её диссертации «Феномен бурятской вокальной школы. Факторы становления». Эти истоки идут отсюда – она слышала Бадму Балдакова, первых профессиональных певиц республики, она видела, будучи совсем ещё молодой, различные постановки в нашем театре, и обладая богатейшим абсолютным слухом, она впоследствии могла сравнивать успехи и неудачи исполнителей и певиц и это тоже потом отразилось в её диссертации (октябрь 2016 г.).

Эта работа – весомый вклад Наджеды Циденовны в развитие бурятского профессионального музыкознания для будущих музыкантов и певцов в республике. Валентина Цыреновна Найданова, ознакомившись с этой работой, назвала её новым словом.

Невозможно не упомянуть о её более 800 научных публикациях, связанных с её деятельностью как преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, также послуживших для её студентов прекрасной помощью и дополнением в учёбе. И наконец, её недавняя исключительно талантливая научная антология бурятской песни «Зандан эрхи» (Сандаловые чётки), которую автор презентовал в Национальной библиотеке в 2011 году и посвящённая её родителям – Цыцыг Зориктуевне и Цидену Цибудеевичу Цибудеевым.

Ценность данной работы Надежды Циденовны особо подчеркнула Валентина Мадагаева, преподаватель Колледжа искусств, заслуженный работник культуры Бурятии:

«Я знаю, что автор обладает уникальными музыкальными способностями и это ей позволило в сочетании с серьёзной профессиональной подготовкой создать такой капитальный труд, который оценят потомки, и они будут судить о богатстве нашей музыкальной культуры».

Ревомир Гармаев, председатель Совета ветеранов Бурятии, заслуженный работник культуры РБ: «Я здесь вижу не только вокальная строчка, но и несложный музыкальный аккомпанемент, дающий возможность музицировать и младшему возрасту».

«Надежда Циденовна провела огромную работу по восстановлению целого пласта национальной музыкальной культуры, которая будет способствовать возвращению его в музыкальный обиход», - говорила Эржена Алёшина, заведующая ДШИ №8 при лицее-интернате, кандидат педагогических наук.

Безоговорочное признание великолепного труда и его значимости – ещё раз подчеркнуло выдающуюся грань таланта Н. Цибудеевой. Конечно, невозможно в одной статье описать всю многогранную творческую, гражданскую и чисто человеческую суть этой личности.

Очень хотелось бы увековечить память Цибудеевой не только газетной статьёй, но и гораздо более значимым и весомым обличием этой выдающейся истинной дочери бурятского народа. Таких много не бывает.

В жизни она очень спонтанная, мудрая, доброжелательная, очень внимательная, неравнодушная женщина. Любила собраться на чай, послушать, поговорить, обязательно кому-то чем-то помочь. Не любила лжи, чванства, пресмыкательства и подхалимства, заискивания, всегда оставаясь собой.

Приношу ещё раз глубокие соболезнования семье – сестре Дариме и племяннику Алдару. Он был в последнее время смыслом и гордостью её существования.

«Спасибо, что ты есть, была и будешь с нами, кто тебя любит!»

Галина Михайловна Майорова, оперный режиссер, заслуженный деятель искусств Бурятии

Кол-во просмотров: 2

Поделиться в соцсетях:


Поделиться:

Опрос недели:
На ваш взгляд, когда закончится эпидемия коронавируса?
Проголосовавших: 114