29.07.2021 14:21
Почему в Бурятии все меньше выпускников выбирают высшее образование

Почему в Бурятии все меньше выпускников выбирают высшее образование

В республике продолжается приемная кампания в высшие и профессиональные учебные заведения.
В республике продолжается приемная кампания в высшие и профессиональные учебные заведения.


Сказать, куда большинство выпускников поступит – в высшие учебные заведения или средние специальные, можно будет только по окончании кампании. Однако тенденция налицо – все чаще абитуриенты отказываются поступать в высшие учебные заведения. Почему – об этом мы решили спросить педагогов, студентов и их родителей.

ЕГЭ: доверия все меньше


Согласно данным опроса Исследовательского центра портала Superjob.ru, в 2020 году Единый государственный экзамен оценили отрицательно 68% респондентов. Уровень же одобрения ЕГЭ в прошлом году составил всего 16%, в то время как в 2009-м этот показатель был на уровне 25%. Отрицательно тогда отнеслись к ЕГЭ 70%. В 2009 году формат проведения экзамена не интересовал 5% респондентов, в 2020 году – уже 16%.

Опрос среди самой заинтересованной части населения — родителей 11-классников — также показал снижение числа сторонников ЕГЭ. Если в 2011 году Единый госэкзамен положительно оценивали 26% родителей выпускников, то в 2019 — лишь 20%. Отрицательно отнеслись к экзамену в 2009 году 66%, в 2019 году – уже 75%. Процент родителей, которым было все равно на формат проведения, составил в 2011 году 8%, в 2019 – 5%.

За 20 лет система Единого государственного экзамена претерпела значительные изменения. Если в первые годы только несколько вузов по всей стране зачисляли абитуриентов на основе результатов ЕГЭ, то уже к 2008 году на этот формат перешли 1650 вузов и 2000 ссузов в 92 регионах России. За некоторыми учебными заведениями осталось право проводить дополнительные испытания для поступающих на очную форму обучения, в частности, это касалось творческих и профессиональных направленностей, требующих наличия особых творческих, физических или психологических качеств.

Структура проведения Единого государственного экзамена и оценка результатов из года в год менялась, как и задания, их сложность и количество. Изменения коснулись и проведения приемной кампании: абитуриент мог подать документы в три учебных заведения, и у каждого свои проходные баллы, особенности поступления (отправка документов по почте и через e-mail). Отчасти это упрощало процесс как завершения общего образования, так и поступления (выпускнику не обязательно было готовиться к вступительным экзаменам каждого учреждения по отдельности), но есть одно «но»: подготовка к сдаче ЕГЭ. Последние два года все обучение направлено на то, чтобы школьник сдал экзамен, а не получил в полной мере те знания, какие должен. Серьезно влияет на результат и процесс подготовки к сдаче экзамена: многочасовые занятия по пособиям с решением множества вариантов ЕГЭ, репетиторы, которым во время обучения родители платят большие деньги, проблемы со здоровьем и др.

Несколько проще проходит процесс подготовки к экзаменам в 9-м классе. Некоторые родители утверждают, что уход в колледж после 9-го класса «спасает» детей от суровых реалий подготовки и сдачи ЕГЭ.

– Наша дочь тяжело готовилась к сдаче ОГЭ, из-за сложности предмета она не стала сдавать химию, хотя она в учебе ей была необходима – хотела стать врачом. Дочь понимает химию, но экзамен даже в 9-м классе трудно сдать, что говорить об 11-м. Поэтому мы сразу ей сказали: если сложно – не берись. Пусть лучше ребенок получит практические знания и пойдет работать медсестрой, чем будет мучиться с ЕГЭ и в итоге поступит не туда, куда хотела из-за результатов экзамена, – поделилась Надежда Евсеева, мама выпускницы 9-го класса.
Однако, как справедливо заметили студенты, все индивидуально.

– Моя специальность – журналистика, преподается только в вузе, поэтому у меня не было выбора, кроме как пойти на «вышку». Кто-то визажист, прошел курсы и неплохо зарабатывает, кто-то строитель, умеющий и научившийся все делать сам, и ему нужна «корочка», чтобы подтвердить свои умения. А кто-то еще не знает, кем будет, поэтому пробует себя то в одной специальности, то в другой. Если специальность не нравится, то лучше уйти и не занимать чужое бюджетное место. Все индивидуально, – поделилась выпускница Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова Екатерина Соколова.

Золотое правило, которому стоит следовать абитуриентам: уверенность и здравая оценка своих возможностей – путь к заветной красной или синей «корочке». Перед тем как поступить в высшее или среднее специальное учебное заведение, нужно понять, чего хочет выпускник и где (в какой профессии) он может себя реализовать. Для этого достаточно скрупулезно нужно изучить возможные учебные заведения, которые подходят абитуриенту: учебные программы и планы, наличие учебных мест, для молодых людей – отсрочка от армии или наличие военной кафедры и т. д.

Этим могут похвастаться и средние специальные учебные заведения, в сторону которых все чаще смотрят будущие студенты. Интересна тенденция последних лет: выпускники идут именно в колледжи и техникумы. Об этом рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания Института иностранных языков Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова Ирина Жамсарановна Степанова.

– Молодежь стала меньше стремиться в вузы. Последние два-три года мы наблюдаем сильную тенденцию, когда после 9-го класса уходят в средние специальные учреждения. С одной стороны, они делают это для того, чтобы избежать ЕГЭ, а с другой – чтобы через два-три года уже быть с профессией и поступить без того же ЕГЭ в высшее учебное заведение. Есть другая тенденция. ЕГЭ действует четыре года, и в первый год выпускники могут намеренно никуда не поступать, а найти подработку, перепробовать несколько сфер деятельности. Таким образом они ищут себя и определяются с выбором. Это более уравновешенный, здравый подход, – говорит Ирина Степанова.

Однако увеличение числа поступающих в средние специальные учреждения может негативно сказаться на работе высших учебных заведений. Для Бурятии, где подавляющее число учреждений именно ссузы, проблема как никогда актуальная. Особенно это сказывается на преподавателях.

– Дело в финансировании. Здесь такая же система, как в школах. Если школа большая, душ в ней детских много – бюджет у них на год большой. Преподавателям могут повысить зарплату не за счет увольнения педагогов дополнительного образования, логопедов и психологов, а как раз за счет бюджета. Они также могут позволить себе штат педагогов дополнительного образования, берут на себя организацию мероприятий и т. д. В вузе ситуация схожая: чем больше душ студентов – тем больше денег и придет. Если студентов мало – то и у нас денег будет мало. Начнутся сложности с оплатой коммунальных услуг, информационных коммуникаций и услуг, выплатами заработной платы преподавателям. Они, к слову, получают сейчас немногим меньше, чем учителя в школах, – пояснила Ирина Жамсарановна.

Закрытие филиалов вузов в других городах и регионах также можно связать с уменьшением финансирования. Поскольку студентов здесь обучается мало, соответственно, и средств немного можно направить на оснащение учебных аудиторий, их обслуживание и, в конце концов, оплату труда преподавателей. К примеру, такая участь постигла филиал БГУ в Агинском бурятском автономном округе Забайкальского края.
Уменьшение числа студентов не гарант того, что вуз закроется или свернет часть образовательных направлений. Играют здесь роль и направления подготовки. Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления специализируется на подготовке технологов, управленцев, инженеров, программистов и т. д. Восточно-Сибирский институт культуры – на подготовке специалистов творческой направленности: это педагоги дополнительного образования, хореографы, музыканты, режиссеры и т. д. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Филиппова – на подготовке специалистов в сфере сельского хозяйства, природопользования, теплоэнергетики и т. д. Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова совмещает в себе большинство перечисленных выше специальностей, но не стоит забывать, что изначально это был педагогический институт, готовивший профессиональные кадры для работы в школах Бурятии и за ее пределами.

Дистант вместо бюджета


Коронавирус показал, что все больше в сфере образования используются современные информационные технологии. Это заставило школы, вузы и ссузы создать или доработать свои платформы для организации учебного процесса в режиме «онлайн».

Этой системой уже многие годы пользуются разнообразные порталы и образовательные платформы. Проведение курсов по самым разнообразным направлениям, различные вебинары и другие форматы – появление подобных сервисов упрощает процесс обучения для выпускников школ и студентов, что делает получение образования доступнее.

Формат обучения, в отличие от стандартных принципов получения классического образования, нов и необычен. Вместо долгого и упорного чтения пособий и выполнения стандартных заданий учащимся предлагается ознакомиться с темой и выполнить несколько кейсов с практическими заданиями. Каждый курс длится по-своему, в первую очередь это зависит от степени сложности получаемой профессии. Это может стать основой для тех, кто уже выбрал свой путь в жизни, опробовал понравившуюся специальность и готов работать по ней. Как говорится, нужна только «корочка».

Но опять же, отметим, подобные сервисы имеют небольшой перечень специальностей, в отличие от тех, что предлагают государственные учебные заведения. Это не касается тех дисциплин, которые направлены на запоминание и обработку действительно большого количества информации. Выучиться на врача, инженера или строителя и получить реальный практический опыт возможно только на обучении в очной форме в государственном учреждении, которое имеет право на образовательную деятельность. К слову, именно на эти специальности в последние годы увеличилось количество бюджетных мест.


Дарья Шевцова
Кол-во просмотров: 1907

Поделиться новостью:


Поделиться: