21.01.2023 0:00
Как мы отдали СМИ, особенно телевидение, в руки оголтелой антироссийской камарильи

Как мы отдали СМИ, особенно телевидение, в руки оголтелой антироссийской камарильи

Академик РАН Борис Базаров популярно объяснил смысл происходящего на Украине

Фото: Зорикто Дагбаев

Разрыв с Западом привел Россию к тяжелым испытаниям, но он же окончательно освободил ее от комплексов последователя и подражателя, открыл перед страной возможности заново определить свое место, роль и цели в мире.

Понимаем ли мы серьезность нынешнего времени? Что народу современной России предстоит переосмыслить в ближайшем будущем? Какие традиционные ценности способны укрепить суверенитет нашей страны? Об этом мы говорим с Борисом Вандановичем Базаровым, директором ИМБТ СО РАН, академиком РАН.

Борис Ванданович, правильно ли я размышляю: военная операция в Украине ведь не была вызвана стремлением России сломать мировой порядок. Она преследовала гораздо более ограниченную цель. Но в политическом отношении Россия сошла с орбиты Запада гораздо раньше – еще в середине 2010-х, с тех пор ситуация продолжала ухудшаться, и в 2022 году нараставшая конфронтация с Западом приняла форму опосредованной войны России с США и НАТО на территории Украины. А с какого исторического момента Россия стала Западу неугодной, такой крупной «костью в горле»?

–  20 век был веком России, и весь 20 век шла гибридная война с Россией, где «горячая», где «холодная», где гласная, где негласная. Россия, которая в 1917-м и 20-х годах сумела бросить вызов всему миру, определив тогда новые ценности и заявив о том, что может существовать и другой миропорядок с этого момента, с характера тех мировых инноваций, которые она задала и стала идеологически неугодной всему миру и, прежде всего, миру западному.

Это положило начало первому этапу отмены России, которая после поражения в Крымской войне не смогла восстановить свой паритет в Европе. Точкой отсчета стала Октябрьская революция. Бывшая Российская империя развалилась на 21 государство и полугосударство, независимых друг от друга. Российская империя распалась не столько под влиянием тягостей Мировой войны, сколько из-за утраты веры и доверия к верховной власти. Не последнюю роль в этом сыграла национальная интеллигенция, воспитавшая ненависть широких слоев населения к существовавшему режиму власти. Огромные территории страны стали существовать в автономном режиме, и потребовались гигантские усилия для того, чтобы страну снова объединить.

Второй этап отмены России начался в 1941 году. Это понятно и хорошо описано исторически, когда Россия от объединенной Европы получила колоссальный вызов. И именно в этот момент обозначилась идея появления ударных агрессивных государств. Тараном в этом процессе стала фашистская Германия. Но мы сплотились, выстояли и победили. Потому что верили в эту Победу всем Советским Союзом. И верили, что поднимем страну из руин и жить будем хорошо.

Следующий, третий этап отмены России начался в 1991 году. Мы должны понимать, что Советский Союз распался не сам по себе. Это был проект. Причем теперь-то мы знаем, как выглядел этот проект, когда наблюдали другие «цветные» революции, когда бомбили Югославию, когда вводили санкции против Китая, Саудовской Аравии, Ирана и т. д. На самом деле эта политическая технология была применена против Советского Союза в 1991 году, ее успех и мотивировал действия творцов нового порядка.

Четвертая попытка отменить Россию была предпринята в 2008 году. Обидно, что в кризисе 2008 года именно Россия и пространство СНГ вышли фактически спасителями всего западного мира от кризиса, который разразился после крушения финансовой системы. Наша страна помогла устоять в том кризисном мире, который состоялся, но в благодарность мы получили не какие-то преференции, не какие-то новые союзы, а хладнокровный взгляд на то, что именно наше пространство может оказаться той страховочной зоной, которая позволит дальше работать для того, чтобы развивать ту схему, в которой развивался весь Уолл-стрит под лозунгом «Америка превыше всего». Образование Европейского Союза, мощная консолидация финансово-экономического мира под отчуждение ресурса России и российского мира стали лейтмотивом эпохи.

– Но мы ведь и сами виноваты в том, что последние двадцать лет преклонялись перед европейской культурой, восхищаясь только ею?

– Да, мы оказались не на высоте. Потрясающе доверчивы и не подготовлены. Поверили в красивую упаковку и отдали свои ценности на поругание своим же злейшим врагам. Мы не противопоставили ни одной идеи национального развития, грубо скомкали все защитные механизмы под предлогом борьбы с отжившим прошлым, это прошлое признали несостоятельным. На свою же казнь приносили веревку. С 1991 года мы каждый раз крушили свою собственную историю, культуру, фактически отдали СМИ, особенно телевидение, в руки оголтелой антироссийской камарильи, которая нам диктовала вкус и ценности. Хамство, разврат и насилие лились рекой с экранов телевидения. Все, включая культуру, перечеркивало наше великое прошлое, все было построено на отрицании страны, на отрицании нашего человека труда – человека, прежде всего, советского типа, под видом критики всего советского. Понятно, что здесь состоялся тотальный пересмотр всех наших ценностей через историю, через художественное видение. Здесь в дополнение к этому пошла тотальная реклама, которая превращала нашего человека в жующую и пьющую скотину.

А могло быть по-другому?

– Этот противоречивый сам по себе процесс мог пойти и по китайскому сценарию. Политически мы были очень близки к такому развитию. Но вялость власти или злой умысел сыграли свою роковую роль. Но что произошло, то произошло. Весь период после 2008 года – яркий показатель того, что на самом деле мы не нужны были Западу сами по себе, а были нужны только наши ресурсы, наши возможности. Наша страна, пространство и ее ресурсы легли в русло интересов циничного и прагматичного коллективного Запада. Да и трудно было не воспользоваться такой ослепляющей щенячьей доверчивостью новых «элит». В результате мы дошли до той черты, когда нам двигаться в этом направлении стало невозможно. Нас поставили в ситуацию, чрезвычайно тяжелую, дошедшую до прямой конфронтации. Если мы проиграем, то потеряем все. Только победа даст нам большую уверенность в своем будущем. Если мы будем так же инфантильны, какими были в 1990-е годы, то можно быть уверенными, что в мире найдется немало стран, которые будут рассматривать нас в качестве собственного участка мировой экономики. Страна Россия будет вычеркнута из географических понятий.

В условиях появления новых мировых центров нам важно не бегать за передовыми странами мира, а лучше развивать свое собственное государство, страну, собственную экономику. Надо становиться подлинной национальной державой, развиваться самостоятельно с полным уважением к окружающим суверенным странам. Избавиться от комплекса неполноценности, бороться за всестороннее укрепление своей страны. Если страна сильная, то с ней будут считаться. Так мы избежим того чудовищного унижения, в которое нас поставили. Завалы, которые нам создали, разгребем. Нам нужна победа!

Но победа нужна и для того, чтобы извлечь уроки и ясно понять, что что-то не так в стране и государстве. Тот неприятный факт, что многие наши финансовые группы и компрадорская олигархия оказались в стороне от насущных интересов страны, а то и по другую сторону баррикад, навевает неприятные выводы. Невероятный промах Запада с неуклюжими санкциями выявил новую закономерную логику. Как только состоялся перевод, к тому же еще и неокончательный, в рублевые взаиморасчеты, да еще и в контролируемом государством банке, доходы бюджетов страны резко возросли.

Это только маленький штрих к пониманию того, в каком разграблении находилась страна, как она была переподчинена западным потокам и размыта ими. И при этом нас же без стыда и совести третировали и унижали. Понятно, что эта формула рабских отношений применялась не только к нашей стране. Неудивительно, что у нас так много сторонников. Ведь только Россия в состоянии бросить вызов современному миру, поскольку у нее есть право многовекового борца за справедливое устройство мира. Нам есть что защищать,  есть за что бороться! Нам надо защищать страну, защищать государство, как это ни странно, потому что до сих пор считалось, что именно государство защищает народ. Но сейчас возникает обратная схема, когда народ должен поддержать свое государство в борьбе за эти ценности, за эту идею.

Государство еще не нашло времени нормально сформулировать, в чем заключается наша национальная идея, за что мы должны бороться, но я ясно вижу, что продвижения в этом направлении идут существенные. Это уже другое государство. Это уже государство, которое начинает просыпаться и понимать, что источником силы, источником власти является наш многонациональный народ – крепкий, сильный, устойчивый, который имеет хороший доход, которому есть что терять в этом мире, который зависит именно от национальных ценностей, а не от ценностей зарубежья.

– А в чем сегодня наша сила? Что нам даст силы победить?

– Как бы это ни звучало избито, наша сила – в единении. Если мы не победим, то нас сомнут, мы перестанем существовать. И это самая большая угроза и самый большой вызов всему нашему поколению, ответственному за судьбу нашей страны. Да, нас поддержали Китай, Ближний Восток, Турция. Но если мы станем слабее, то будем предметом и их вожделения.

В условиях нарастающего кризиса после 2008 года мы с тревогой наблюдали за растущей напряженностью в отношениях Европы и мира и в то же самое время отмечали, что азиатский вектор оказался направленным в нашу сторону. И в этом отношении два встречных движения – России к Азии и Азии к России – оказались в правильном совпадении. Они не отрицали друг друга, не противодействовали, они обратили взор на утверждение очень прочного союза и взаимопонимания. Это тоже один из объектов нашего исследования, которым в настоящее время занимается и наш институт вместе со всем востоковедным сообществом страны.

Автор текста Людмила Шишмарева

Кол-во просмотров: 1795

Поделиться новостью:


Поделиться: