В канун праздника Победы советского народа в Великой Отечественной войне вспоминаю её участницу, ветерана войны и труда, моего коллегу, музыканта и педагога заслуженного работника культуры РБ Галину Петровну Анисимову. Много лет она работала в Улан-Удэнском музыкальном училище им. П. И. Чайковского (ныне Колледж искусств) и по праву считалась одним из старейшин его «фортепианного цеха». Её талант исполнителя удачно сочетался с талантом преподавателя игры на фортепиано, а практические навыки становились основой методики, что приносило богатые плоды в воспитании талантливой молодёжи. Она ушла из жизни, оставив о себе добрую память и значительный след в истории бурятской культуры. В этом году ей могло бы исполниться сто лет.
Судьба Галины Петровны была непростой. Потомственная казачка села Доно Читинской области, она родилась в 1925 году в семье, где всегда любили песню и любили петь вдохновенно, с большой эмоциональной отдачей и широкие многоголосные протяжные напевы, и бойкие частушки. А ещё, по её воспоминаниям, в доме был патефон, и в часы отдыха родные люди с удовольствием слушали пластинки с записями А. Вертинского, Т. Церетели, В. Козина.
Музыкальные впечатления детства способствовали раннему проявлению творческих данных девочки. В десять лет начались её занятия в музыкальной школе в Чите под руководством выпускницы Варшавской консерватории О. А. Де-Витте. Ученица была влюблена в своего педагога, одарённого музыканта и доброжелательного человека. Но успешные занятия прервались с началом войны. В 1941 году молодая девушка, почти подросток, поступила в фельдшерскую школу. Военное время подгоняло: учились в сжатые сроки, по ускоренной программе, без каникул. Одновременно с занятиями студентка работала в госпитале медицинской сестрой, где, спасая жизнь раненым, не раз отдавала им свою кровь. «Сейчас уже и не перечислить, сколько у меня было «кровных братьев», думаю, более сотни за всю войну», - вспоминала Галина Петровна, Почётный донор СССР.
Школа была окончена с отличием за два года. В день выпуска молодому фельдшеру было присвоено звание младшего лейтенанта. К тому времени два старших брата ушли на фронт. «Когда мы провожали их и поезд отходил от платформы, из вагонов поплыла песня «Прощай, любимый город» - незабываемое впечатление», - делилась Галина Петровна. А затем, вместе со старшей сестрой в ноябре 1943 года семнадцатилетняя девчонка добровольно ушла на фронт и до конца войны служила медсестрой в госпиталях 17-й армии сначала в Монголии, затем в Китае.
В армии научилась многому: приходилось разбирать и собирать в краткие сроки мобильные госпитали, дежурить иногда сутками, лечить раненых и помогать им словом, готовить их к операции, а затем прямо на хирургическом столе из вены в вену переливать им кровь, перевозить их в стационарные лечебницы. Одна из таких поездок надолго сохранилась в памяти: «Помню, однажды было особенно страшно. Тогда я одна везла машину раненых по горящей степи, среди огня, дыма, гари и думала только об одном: только бы доехать и довезти всех живыми, ведь если бы что случилось, не смогла бы одна всем помочь. Так и остались бы все вместе в том аду».
Оценив её стойкость, мужество и безусловную готовность помочь каждому, все окружающие относились к этой невысокой, хрупкой девушке бережно, как к младшей сестрёнке. И она наравне со всеми скромными и незаменимыми работниками войны, ежедневно совершала свой героический труд, свой подвиг. Впоследствии, закалённые войной качества характера, опыт, приобретённый в тяжёлые годы службы, Галина Петровна сохранила на всю жизнь.
В год Победы Галина Петровна была награждена орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги». Позже её служба была отмечена наградами «За участие в боевых операциях», «За победу над Японией» и многочисленными юбилейными медалями.
После демобилизации Галина Петровна вернулась к занятиям музыкой, избрав её своей профессией. В начале 1950-х годов она окончила Иркутское музыкальное училище, затем, в 1958 году Алма- Атинскую консерваторию, после чего вернулась в Улан-Удэнское музыкальное училище, где успела поработать до поступления в вуз. С тех пор вся её творческая деятельность была связана с нашим учебным заведением.
Галина Петровна была уникальным музыкантом: педагогом классов специального и специализированного фортепиано, концертмейстером, солирующим пианистом и ансамблистом. Она обладала крепкой фортепианной техникой, обширными познаниями в области репертуара, тонко разбиралась в стилевых особенностях музыки композиторов разных стран и эпох. В памяти коллег живы воспоминания о замечательных дуэтных вечерах с Н. А. Брык, подаривших слушателям непосредственность соприкосновения с прекрасным миром музыки.
Лучшие черты пианизма Галины Петровны впоследствии были восприняты её учениками, которые ценили в своём педагоге не только высокий профессионализм, но и душевную теплоту, материнскую заботу о каждом. Эмоциональная от природы, она заражала студентов своим энтузиазмом, заставляла их работать на пределе своих возможностей, увлекала за собой в тот прекрасный мир, который они создавали своим сердцем и своими руками.
Рядом с пианистами в классе Галины Петровны занимались будущие композиторы. Весь класс композиции 1960 - 1980-годов обязан ей своей фортепианной практикой. Доброжелательный наставник, она стремилась восполнить существующие пробелы, расширяла репертуар и кругозор студентов. Её уроки были привлекательными не только тем, что на них, рядом с классикой, звучали произведения современных композиторов, но тем, что ученики проигрывали здесь свои первые сочинения, получали первые оценки и поддержку педагога. Это давало им новый стимул для занятий и по композиции, и по фортепиано. По воспоминаниям выпускников Галины Петровны, даже к игре гамм, технических упражнений и этюдов они относились вполне осознанно, понимая их назначение и приносимую пользу в овладении искусством игры на фортепиано.
Галина Петровна более 40 лет верой и правдой служила нашему училищу и всей бурятской культуре, и за эти годы помогла профессиональному становлению множества музыкантов разных специальностей. Среди её выпускников композиторы Б. Цырендашиев, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, П. Дамиранов, Б. Дондоков, профессора ВСГИК, преподаватели нашего колледжа, а также ДШИ, ссузов и вузов, концертных организаций Бурятии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Германии и Израиля.
- Галина Петровна для меня самый дорогой и важный учитель, - говорит заслуженный деятель искусств РФ и РБ Виктор Алексеевич Усович. – Именно ей удалось открыть во мне музыканта. Она сумела соединить мою душу с духом тех произведений, которые я исполнял. Рядом с ней я почувствовал вкус к музыке, энтузиазм и вдохновение. Галина Петровна стала для меня не только педагогом, но и другом. Мне импонировала её манера поведения, простая и открытая, которая шла от её честности и любви к людям, от возможности не скрывать свой облик и свой человеческий потенциал. Я видел в Галине Петровне представителя той славной эпохи, люди которой многое пережили, и при этом сохранили непосредственность, умение восхищаться миром, способность любить, быть преданным музыке и педагогическому труду.
И эти слова могут повторить многие выпускники класса Г. П. Анисимовой.
Кроме занятий в классе специального и специализированного фортепиано, Галина Петровна постоянно работала концертмейстером со студентами разных отделений: вокалистами, духовиками. Но наибольший вклад был внесён ею в развитие отделения русских народных инструментов. И этот факт не был случайностью: её муж, заслуженный работник культуры РБ В. И. Анисимов заведовал этим отделением. Замечательный дуэт Анисимовых, музыкантов – единомышленников, воспитал целую плеяду баянистов. В их союзе Вадим Иннокентьевич развивал техническую базу начинающих музыкантов, а эмоциональный настрой исполнений определяли занятия с Галиной Петровной. По воспоминаниям их выпускников, на уроках царила живая атмосфера, велись открытые творческие дискуссии, в том числе и между педагогами, что содействовало развитию музыкального мышления учеников и вызывало их непосредственный интерес к музыке, к занятиям.
Воспоминания заслуженного работника культуры РБ, выпускника училища и впоследствии его педагога Н. Е. Каменева:
- … Близкое знакомство с Галиной Петровной произошло на III курсе, и с её помощью был сделан большой прорыв в музыкальную классику. Замечательная пианистка, она прекрасно знала творчество Баха, и, когда я играл с ней его музыку, она открыла передо мной новый мир. Она обладала глубокими теоретическими знаниями, эмоциональностью в передаче музыкального материала. Она умела проиллюстрировать произведения на фортепиано, а затем добиваться сходного звучания на баяне. На концертах и экзаменах она всегда внушала нам уверенность. Её аккомпанемент звучал как оркестр. Это была такая мощная поддержка, при которой невозможно было играть плохо. Галина Петровна стала для меня «музыкальной мамой». Она буквально водила нас за руку в мире музыки, занимаясь с нами с полной самоотдачей, никогда не считаясь со временем. … Вадиму Иннокентьевичу и Галине Петровне я во многом обязан и своим внутренним миром, и своей профессией.
Дружбой с Галиной Петровной дорожили все её выпускники. Для них она стала образцом в профессии и в общении с людьми. В праздничные дни и в будни к ней не иссякал поток писем и телефонных звонков. С ней, как со старшим другом, делились своими мыслями, чувствами, своей повседневной жизнью ученики разных специальностей и разных поколений, а она помнила их всех и каждому вновь дарила и внимание, и материнскую заботу.
Годы красят человека накопленным опытом и приходящей мудростью. Прекрасно, когда при этом сохраняются и ясный ум, и непосредственность общения, и эмоциональная открытость. Эти качества Галина Петровна сохранила до последних дней своей долгой жизни. Несмотря на нелады со здоровьем, она по-прежнему активно интересовалась событиями в стране, её музыкальной культурой, переменами в колледже и своими коллегами, много читала, была дружелюбна и внимательна в разговорах. И никогда, никаких жалоб на судьбу или своё состояние!
Вспоминая наши разговоры, думаю, что в жизни и судьбе Галины Петровны во многом отразилась жизнь нашей страны с её трудностями и крепкой верой в будущее. Это была сложная наука, которая закалила её характер и сохранила природную отзывчивость. Воин и музыкант – те профессии, экзамен на которые был ею сдан с честью. И сегодня она была и остаётся для нас, учеников и коллег, примером воинской доблести, примером преданности своей профессии и примером человеческой честности, стойкости и оптимизма.
Автор: Валентина Лазарева
Фото: из личного архива Галины Анисимовой