29.05.2023 11:00
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
К 100-летию Бурятии в главный музей республики передана модель трактора прошлого века
Фото: Дулма Баторова

К 100-летию Бурятии в главный музей республики передана модель трактора прошлого века

Когда-то ее сделали в школьной мастерской Курумканской школы – интерната ученики Сергея Болсобоева

В Национальном музее Бурятии состоялось необычное событие. Житель Улан-Удэ Анатолий Болсобоев передал в дар музею модель «ДТ-54» – знаменитого советского первого послевоенного гусеничного трактора. Вот что рассказал Анатолий Сотихонович об истории создания этой модели:

-  Я родился в самом отдалённом северном улусе Ягдык Курумканского района, где с трёх сторон его окружают горы. Мои предки пришли с той стороны Байкала, из Качуга, верхнеленские буряты. Тогда был один улус, Улюнхана ещё не было. Школа в Ягдыке была начальной, потом уезжали учиться в Аллу, что в тридцати  километрах. В 1959 году открылась Курумканская  школа-интернат. Её первым директором был выдающийся учитель Занабазар Сажинович Сажинов. Он руководил строительством школы-интерната. А в 1971 году Занабазара Сажиновича назначили заведующим Курумканским районо, когда разъединили два района: Баргузинский и Курумканский.

В районной школе-интернате №4, так он тогда назывался, куда я поступил, были созданы все условия для развития школьников, велись разные кружки по интересам. Люди тогда были энтузиастами. В детстве, помню, на сенокос мы шли с песней: «Едем мы, друзья, в дальние края…». Школьная база была замечательной: имелись токарные станки по металлу, дереву, верстаки на каждого ученика...

На фото из личного архива Болсобоева: школьный духовой оркестр

Когда учился в третьем классе, в Курумкан переехал мой дядя Сергей Сотихонович Болсобоев (его бурятское имя Сангарал), до этого работавший учителем труда в Дыренской школе в Алле. Его пригласили работать в школу-интернат. Жена дяди Дарья Очировна Орбодиева, учитель русского языка и литературы, делегат XXIII съезда КПСС в 1966 году, а он – заслуженный учитель трудового обучения. Сергей Сотихонович  родился в 1926 году. Был фронтовиком, служил на восточном фронте, пришел с войны поздно, в 50-е годы, работал на танковом заводе в Чите.

На фото из личного архива Болсобоевых: Сангарал Болсобоев

На фото из личного архива Болсобоевых: жена Дарья Очировна Орбодиева, учитель русского языка и литературы, делегат XXIII съезда КПСС

Мой дед Удхын Һотихонэ Болсобой (Удха – Һoтихон – Болсобэ, у Анатолия Сотихоновича дед был Болсобэ, отцом Болсобэ был Һoтихон, отцом Һoтихона – Удха –  авт.) был штатным охотником-промысловиком и умелым плотником, ремонтировал колхозные инструменты, строил дома, делал сани, пользовался уважением у односельчан. Его дети, мои дяди, все были мастеровыми-дарханами: дядя Даши – кузнецом, работал в Могойто на машинно-тракторной станции, дядя Хубисхал – токарем-сварщиком. Дядя Сангарал тоже был мастером на все руки, сделал сам автомобиль из мотоцикла «ИЖ»:  кузов машины был деревянным, а её части сделал из целлюлоида от старых рентгеновских фотопластин, растворял их в ацетоне и затем клеил детали.

На фото из архива Болсобоевых: автомобиль Сергея Сотихоновича Болсобоева

Сергей Сотихонович стал известным человеком в районе, так как работал в школе-интернате и выпустил много поколений учеников.

На фото из личного архива Болсобоевых: класс, в котором учился Анатолий Болсобоев (1961 год)

Модель трактора «ДТ-54» спроектировали и изготовили в мастерской трудового обучения школы-интерната в 1964-1965 годах ученики Анатолий Болсобоев, Гармажап  Елбоев и Цыдыбжаб Доржиев под руководством учителя.

В основном трактором занимался я. Учился в 5-6 классах, а Елбоев и Доржиев были старше на два года. Почему возникла идея изготовить трактор? Дело в том, что дядя Сангарал во время войны работал на военном танковом заводе в Чите и видел, как отливались траки – звенья гусеничной цепи. Трактор «ДТ-54» стал самым ходовым, популярным в послевоенные годы. Это был крепкий трактор. Мы в школе работали на посевной и видели, как он таскал за собой сеялки, плуг, работал в сельском хозяйстве.

Я с детства любил находиться в мастерской. Дядя давал мне ключи, и я после уроков работал в мастерской, постоянно туда ходил, как на работу, кроме меня, там тоже были ребята постарше, все работали в мастерской до позднего вечера. Среди них были Гармажаб Елбоев и Цыдыбжап Доржиев. Старшеклассники были как старшие братья, дружелюбные. Цыдыбжаб с детства любил биологию, делал кормушки для птиц, любил мастерить скворечники (Цыдыбжаб Доржиев в будущем станет доктором биологических наук, профессором, известным орнитологом).

Школа-интернат получала заказы от колхозов и совхозов на изготовление разных инструментов, утвари, например, носилок, скамеек, лопат для снега, штакетников, деревянных лопат для ферм по заказу доярок. Это всё изготовляли школьники. Во время каникул оставляли умелых ребят, формировались что-то вроде стройбригад, и нам оплачивали за работу.

Мастерская была небольшой, имелась печка-буржуйка. Трактор мы делали в течение двух лет, не спеша, тщательно готовили детали. Сергей Сотихонович помогал в изготовлении формы для траков. Плавили их из дюралюминия. Все детали ходовой части изготовлены специально и отлиты. Трактор ездил, поворачивал влево и вправо, электродвигатель был от швейной машины и мог менять обороты при нажатии педали. Был подъёмный механизм от часов, поднимающий отвал (щит) бульдозера, щит поднимался и опускался. У трактора были фары. В фару вставлялась электролампа, и они загорались тумблером в салоне от плоской батареи 4,5v.

В то время часто устраивались  конкурсы, сначала районные, затем республиканские. Сергей Сотихонович даже побеждал на республиканских конкурсах и ездил со школьниками от республики в Москву на ВДНХ. Это было в начале 60-х годов, он тогда работал в Дыренской школе.

Школа-интернат тоже всегда занимала призовые места и побеждала в конкурсах, и нам давали путевки в город. Летом 1956 года мы ездили на 300-летие Улан-Удэ, от каждого класса отбирали по два ученика. На открытой машине приехали в столицу, впечатлений было море, первый раз увидели Байкал, затем различную технику, паровоз, даже асфальт впервые увидели.

Сергей Сотихонович создал замечательную мастерскую, было много разных инструментов, у каждого ученика имелось отдельное рабочее место. Не каждая школа имела такую мастерскую.

В школе-интернате была хорошо поставлена воспитательная работа, велись разные кружки: духовой оркестр, струнные инструменты, вокальный... Моим увлечением стало трудовое обучение. Когда в  1961 году Гагарин полетел в космос, такая радость была, как  после окончания войны. И мы начали с дядей делать ракеты. Использовали  чертежи из журналов «Юный техник», «Моделист-конструктор», которые выписывала школа. Более полувека с лишним прошло с тех пор. Модель нашего трактора  хранилась в Курумканском музее. Потом там всё развалилось, и я как-то нашёл наш трактор в бесхозном состоянии и забрал с собой. Нашелся бы еще и броневик, который мы изготовили к столетию Ленина, была у нас еще модель «Роллс-Ройса», не знаю, сохранились ли.  

 Директор Национального музея Татьяна Бороноева поблагодарила замечательного мастера А.С. Болсобоева за уникальный экспонат, подаренный в фонд музея. Её представят на выставке "Достояние республики", которая проходит сейчас в Музее истории Бурятии имени Хангалова. 

Сын Анатолия Сотихоновича художник, председатель Союза художников Бурятии Евгений Болсобоев высказал слова благодарности музею за то, что приняли модель трактора в свою коллекцию. По словам Евгения Анатольевича, она – память о той эпохе, о том поколении, о Курумканской школе-интернате. И символично,  что это событие совпало с празднованием 100-летия нашей республики.

На фото Дулмы Баторовой: модель трактора «ДТ-54» 

  *****

А.С. Болсобоев  после окончания школы в 1969 году поступил на геологоразведочный факультет Иркутского государственного университета. После окончания учёбы получил специальность "Инженер геолог-нефтяник". Его направили в село Бильчир Боханского района Иркутской области в Криволукскую геологоразведочную экспедицию, где проработал с 1974-го по 1978 годы техником-геологом, старшим геологом. Работал в должности второго секретаря Осинского райкома комсомола в 1978-1980 годы.

В 1980-1985 годы трудился инженером-геологом в горном цехе Забайкальского горно-обогатительного комбината в посёлке Первомайский Шилкинского района Читинской области. Был заместителем парткома цеха по идеологической работе.

С 1985 года работал в Алтагачанском рудоуправлении, Оловяннинского района, Читинской области.

*****

Трактор «ДТ-54» – массовый советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения. Тридцать лет с конвейеров трех крупных тракторостроительных заводов, Сталинградского, Харьковского и Алтайского, сходил мощный гусеничный трактор общего назначения «ДТ-54. Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 — Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 год — Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц.

Его использовали на культивации, пахоте, уборке и посеве сельскохозяйственных культур, для землеройных и планировочных работ. По всем техническим характеристикам «ДТ-54» превосходил своих предшественников. Его проходимость, тяговые качества, долговечность, стоимость и другие характеристики как нельзя лучше отвечали требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1970-х годов.

О популярности этой модели говорят памятники «ДТ-54» в разных уголках страны. Трактор закупали 36 стран мира. В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц. Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, он изображён на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.

В 2021 году Почта России выпустила марку, посвященную этому трактору.

Автор Дулма Баторова.

Кол-во просмотров: 1429

Поделиться новостью:


Поделиться: