Именем богини
В канун 9 Мая мы расскажем о фронтовом прошлом одного из основоположников бурятского телевидения и радиовещания Сергея Каллиопи (1915–1977), про которое он сам, как и многие ветераны, вспоминать не любил. Сегодня, вчитавшись в скупые строки уже пожелтевших документов военных лет, сохранившихся в его личном альбоме, доступных на сайтах «Память народа» и «Подвиг народа», можно воочию представить, какую роль сыграла Великая Отечественная войны в судьбе этого человека, как удивительно переплелась его жизнь с историей и культурой Бурятии.
В альбоме обнаружились и фотографии родственников Сергея Владимировича, и поныне проживающих в родном его сердцу Санкт-Петербурге. Они с благодарностью принимают известия о каждом открывающемся им неизвестном ранее факте о жизни Сергея Владимировича, оказавшегося в таком далеком от них Улан-Удэ.
Сергей происходил из известного рода священнослужителей Каллиопиных и Якиманских, его прадеды были выходцами из Нового Афона. В семье никогда не скрывали, что их фамилия Каллиопины происходит от древнегреческой богини Каллио́па, покровительницы эпической поэзии.
При рождении самому младшему ребенку в семье дали имя Серафим, но времена наступили неспокойные, и из соображений безопасности и необходимости скрыть духовное происхождение юноша поменял не только имя, но и фамилию, навсегда став Сергеем Каллиопи. Наверное, это было очень правильное решение, ведь на церковь шли гонения, отца лишили избирательных прав еще в 1928 году, брата из-за его происхождения не приняли в Военно-Воздушную академию.
В 1932 году Сергей поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, но с 4-го курса покинул стены учебного заведения и устроился обычным техником «Казахстроя» на строительство железной дороги «Караганда – Балхаш», а еще через два года уехал на строительство Куйбышевского гидроузла, работал прорабом. В 1935 году становится членом ВКПб. Он так и не получил высшего образования, хотя по степени образованности превосходил многих своих коллег и учеников.
Трижды ранен
Когда началась Великая Отечественная война, Сергею было 26 лет. В декабре 1941 года Молотовским РВК в г. Куйбышев призывается на фронт рядовым 447-го стрелкового полка 397-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. Если следовать записям в личном деле, вскоре Каллиопи – старшина, инструктор госпиталя для легкораненых (ГЛР) 3037, а далее старшина политчасти 103-го отдельного полка связи 2-го Прибалтийского флота. Награжден тремя медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над фашистской Германией».
Как указано в наградном листе от 13.08.1944 года о награждении медалью «За отвагу», Каллиопи, будучи старшиной роты, за время боевых действий в боях с немецкими захватчиками под деревней Рамушево участвовал в наступательных боях при устранении Демянского коридора и мужественно принимал участие в отражении контратаки, был ранен три раза. Последнее ранение получил вытаскивая с поля боя раненого командира роты. Находясь на излечении в госпитале, принимал участие в художественной самодеятельности, тем самым обеспечивая культурный отдых раненых бойцов и офицеров. За отличную самоотверженную работу имеет ряд благодарностей от командования госпиталя, а также от вышестоящих начальников. Политически грамотен. Предан делу, партии Ленина–Сталина.
В 1944 году Сергей Каллиопи поступает на 1-й курс ГИТИСА им. Луначарского, но отзывается в действующую армию в звании младшего лейтенанта и назначается начальником клуба госпиталя для легкораненых ГЛР № 3037, руководит армейским ансамблем 1-й ударной армии, начальником клуба окружного военного госпиталя 289-го Прибалтийского военного округа в г. Рига.
Госпиталь
В альбоме Сергея Каллиопи хранится несколько фотографий фронтовых лет. На одной – госпитальные палаты, на другой – раненые и медработники, они же артисты, готовятся к репетиции. Есть фотография 1945 года, где в центре стоит сам Каллиопи, уже начальник клуба госпиталя № 289. На фронтоне клуба – транспарант: «Да здравствует победоносная Красная Армия». Слева плакат с профилем и словами Ленина: «Первое дело – не увлекаться победой и не кичиться; второе дело – закрепить за собой победу; третье – добить противника», а справа плакат с профилем Сталина и надписью: «Фашистский зверь добит, над Берлином – Знамя Победы».
На фотографиях друзей по службе можно прочитать трогательные подписи на память: «На память лучшему организатору художественной самодеятельности части младшему лейтенанту Каллиопи Сергею Владимировичу от гвардии майора Шаровского М. А. (1945 г.)», «На память другу и начальнику Сереже от Симы», «Сергею в память о Питере и немножко обо мне. Алик», «Сергею Владимировичу – лучшему руководителю художественной самодеятельности в 312-м о совместной работе».
Исторические документы сообщают, что после расформирования в конце 1943 года Северо-Западного фронта госпиталь № 3037, оставаясь в составе 1-й ударной армии, проявил свой опыт и организованность во время наступательных операций по освобождению оккупированных гитлеровцами районов Ленинградской области и Прибалтики. Он следовал походным порядком, не отрываясь от наступавших войск, передвигаясь поэшелонно и продолжая при этом полное лечебное обслуживание своих легкораненых.
Очень трудно было с размещением госпиталя в разоренных районах Новгородской и Псковской областей. В связи с воздушной опасностью приходилось располагаться в лесах или на открытых участках в землянках. Например, у д. Сорокопенно Новгородской области госпиталь на 1500 мест был развернут в землянках, включая и весь перевязочно-операционный блок. В деревне же оставались только два полуразрушенных дома. При размещении в лесу близ д. Лужкове были построены домики и бараки для раненых и личного состава, некоторые из них использовались как лечебные помещения. Был выстроен также и клуб на 450 мест. В строительстве участвовали сотрудники госпиталя и выздоравливающие раненые, все работали самоотверженно.
Медаль за № Е 0022675 «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», согласно Указу Президиума Верховного Совета ССР от 09.05.1945, была вручена начальством госпиталя уже начальнику клуба госпиталя № 289 Каллиопи С. В., наряду с ординаторами, врачами, хирургами. Вручили ее в октябре 1945 года.
Красная Звезда
В мае 1945 года, уже после окончания войны, будучи начальником армейского клуба легкораненых АГЛР № 3037 3-го и 2-го Прибалтийского, Ленинградского фронтов, Каллиопи был представлен к ордену Красная Звезда, но, согласно Приказу ВС № 2160 от 13.06.1945, ему была вручена медаль «За боевые заслуги». В наградном листе от 23.05.1945 сказано, что «младший лейтенант Каллиопи участвовал в Отечественной войне с декабря 1941 года. Ранен в боях под Старой Руссой. Состояние здоровья не позволило по выздоровлении возвратиться в строй, он переключил свои энергию и способность на обслуживание раненых. Будучи талантливым художникам и артистом, он за три года своей работы по организации художественной самодеятельности сумел обеспечить коллектив одним из лучших мест в армии. Под руководством т. Каллиопи и его личном участии в госпитале хорошо организована клубная работа и палатное обслуживание раненых, что способствует созданию хорошего отдыха для раненых и их хорошего настроения. За преданную работу ему в 1945 году присвоено офицерское звание. Став офицером, тов. Каллиопи начал еще лучше работать и вполне заслуживает высокой правительственной награды ордена Красная звезда».
В боях под Старой Руссой
Древний город Старая Русса Новгородской области стал одним из символов боев Северо-Западного фронта. В целях его освобождения в 1942–1943 гг. были предприняты две стратегические и несколько частных фронтовых и армейских наступательных операций, сопряженных с большими потерями личного состава и не принесших желаемых результатов в силу недостаточной подготовленности.
Первая Демянская наступательная операция осуществлялась войсками Северо-Западного фронта (генерал-лейтенант П. А. Курочкин) 7 января — 20 мая 1942 года с целью окружения и уничтожения группировки противника в районе п. Демянска.
Первой целью операции был г. Старая Русса, однако из-за сильной укрепленности взять его с ходу не удалось. Противник ценой больших потерь 23 апреля разорвал кольцо окружения, образовав так называемый рамушевский (по названию села Рамушево) коридор шириной к концу апреля 6–8 км.
Вторая Демянская наступательная операция осуществлялась войсками Северо-Западного фронта (маршал С. К. Тимошенко) 15–28 февраля 1943 года, являлась частью операции «Полярная звезда» по разгрому немецкой группы армий «Север».
Окончательное освобождение г. Старая Русса произошло только 18 февраля 1944 года во время Ленинградско-Новгородской наступательной операции в результате удара войск созданного к тому времени 2-го Прибалтийского фронта (генерал армии М. М. Попов), когда, опасаясь окончательного окружения и разгрома, немцы вывели свои части из города и отошли на запад.
Чувствуя момент расплаты, гитлеровцы спешили увезти из Старой Руссы все ценное, а остальное разрушить. В эти дни была украдена знаменитая икона Старорусской Божьей Матери, церковная утварь. Даже трамваи были разобраны и вывезены оккупантами. Все, что не вывезено, разрушалось незамедлительно.
В городе к 1944 году осталось не более 30 жителей. Они прятались от лютовавших фашистов и старались не покидать своих домов и подвалов. Из 3 000 домов остались относительно целыми только 10. Все предприятия города были полностью разрушены. Больницы, клубы, библиотеки, магазины сравнялись с землей. Древнейший город Старая Русса, можно сказать, был уничтожен. Старая Русса была освобождена 18 февраля 1944 года частями 1-й ударной армии. Более 60 человек за бои под Старой Руссой получили звания Героя Советского Союза. Многие – посмертно.
В Бурятию
В 1945 году госпиталь, где из-за ранения служил Сергей Каллиопи, возвращается в Ригу. Проходя по улицам послевоенной Риги, он невольно сравнивает ее с чертами своего родного Ленинграда. В своем альбоме разместил несколько фотографий, которые подписал так: «Рига. Оперный театр. Почти Александринка. Верно? 13/II–1945. А вот такого в Ленинграде уже не найдете.13/II–1945»
Война для Каллиопи «закончилась» только через год, 15.06.1946 года. Фото Каллиопи из учетно-послужной картотеки офицерского состава 1945 года можно найти на сайте «Память народа». Почему Сергей Владимирович не вернулся в родной Ленинград, не продолжил обучение в ГИТИСе? По воспоминаниям его учеников, сама актриса Яблочкина посоветовала ему уехать подальше от двух столиц, и он выбрал Бурятию.
Как вспоминает его ученица Нэлли Суняйкина-Мальцева, прибыв в Улан-Удэ, Сергей Владимирович устраивается актером Русского драматического театра, а уже потом в бурятский комитет радиовещания при Совете Министров БурАССР сначала литературным редактором, художественным руководителем комитета, а потом главным редактором художественного вещания. Следующая страница альбома Сергея Каллиопи будет посвящена этой работе.
Татьяна Никитина