Театр был заполнен до отказа, в ложах – нарядно одетые дамы, а в зале самые нетерпеливые зрители уже всплескивали аплодисментами. Все согласно великому поэту: «Театр уж полон, Ложи блещут, Партер и кресла, все кипит. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит»... И занавес взвивался, и пять вечеров подряд Бурятский театр песни и танца «Байкал» снова и снова удивлял зрителей своим спектаклем «Шоу-офф-Данс».
За последние годы мы все чаще видим на улицах городов представления Шоу-данс, поражающие большим числом участников. Речь идет об уличных танцах под быстрый ритм музыки. Это захватывающее зрелище! Музыкальный коктейль из модерн-джаза, брейка, хип-хопа привлекает, и нисколько не удивительно, что поклонников Шоу-данс становится всё больше. Современные дети уже знакомы с этим новым видом искусства, по крайней мере, способны отличить стиль Вог от Контемпорари, Брейк от Джаз-модерна и так далее. Но давайте разберемся, что же это такое и чем спектакль «Шоу-офф-Данс» отличается от обычных уличных танцев.
В самом общем виде танцевальное Шоу – это яркое красивое зрелище. Однако спектакль театра «Байкал» «Шоу-офф-данс» получился не просто легоньким представлением. Это музыкально-хореографический спектакль с глубокой идеей, тщательно продуманной автором. Замысел режиссера-постановщика передан с помощью ярких декораций, необычного светового оформления, музыки, костюмов наконец. Режиссер скрупулезно разработал всю концепцию спектакля, придумал костюмы к каждому танцу, а композитор Г.Баттулга написал оригинальную музыку к спектаклю.
В разговоре со мной режиссер Ж. Жалсанов разъяснил, что согласно правилам Шоу-данс достаточно показать разные стили – контемпорари, хип-хоп, вог, джаз-фанк, брейк, даже классический балет. Однако он в своем спектакле добавил национальные восточные танцы.
– А иначе что нового я мог внести в привычный Шоу-данс? Мне было очень важно, чтобы бурятский колорит присутствовал. Кстати, это нисколько не противоречит правилам Шоу-данса, – резонно заметил хореограф.
Чтобы описать его спектакль, необходимо принять во внимание, что именно автор подчинил сюжетной истории. Спектакль «Шоу-офф-данс» четко выстроен драматургически: пролог, кульминация, финал. Главная линия спектакля выявляет или, лучше сказать, прослеживает сложный психологический феномен – противостояние между Мужчиной и Женщиной. В спектакле показано противоборство мужского и женского начал.
Вот они врываются на сцену – мужчины. Танец кочевников. Какая сила, агрессия, мощный посыл в зал: «Мы - мачо!». Их лица закрыты масками, их одежда черна, танец экспрессивен. Да, они сила, мощь, единение! Зал охвачен их экспрессией! Но неожиданно резко останавливается музыка, и мужчины так же резко застывают в скульптурных позах. И тут же зазвучала другая мелодия – нежная, призывная, и в луче красного света появляется Женщина. В ярком зеленом луче - другая. В голубом - третья. Одна за другой появляются Женщины. Даже и не женщины это, а нечто эфемерное, воздушное... Феи! Эльфы! Они едва соприкасаются с землей, танцуют на пуантах, и звук нежных колокольчиков сопровождает каждое их движение. Вся сцена неожиданно расцвечивается яркими красками. Реально перехватывает дыхание! Зал взрывается аплодисментами при виде этой красоты. Так много чувственных эмоций рождается и так много смысла в этом танце. Если у мужчин превалировал резкий белый свет, создавая черно-белую картинку, то женский танец сопровождается сверкающими, сменяющими друг друга по цвету лучами, создающими причудливый рисунок на сцене. Точно так же, как в реальной жизни Женщина расцвечивает саму Жизнь...
Я уже давно не видела, чтобы свет играл такую огромную роль в спектакле. Свет полноправный участник действия наравне с танцовщиками. Световые эффекты в спектакле великолепны!
Спектакль выстроен очень динамично, мужской танец сменяет женский столь стремительно, что не успеваешь за своими эмоциями. Опять на сцене кочевники. На этот раз они уже не так агрессивны, они несколько усмирены появлением женщин. У мачо в руках музыкальные инструменты - морин-хууры, и это, конечно, дает другой смысл. У мужчин теперь другие песни, то бишь другие танцы...
Танец остается по характеру сильным, мужская энергия так и бьет – горячая, подобная энергии солнца, но в руках у них - музыка. Мужчины более мягки на сей раз, их танец больше напоминает брачные игры. Мужское начало уже направлено во вне, они почуяли запах Женщины. И зал восхищенно замирает: на сцене повеяло тысячелетними легендами древнего народа Хунну.
Появляются Женщины, да, но они фантомы – невесомые, трепещущие, воздушные... Фантомы древних гуннских принцесс парят в воздухе, словно степные миражи. Невесомые, зыбкие... Согласно старинным преданиям степные гуннские принцессы сыграли важную роль в объединении этого народа, которые потом создали кочевую империю Хунну. Вот словно бы дунул ветерок, и видения легко понеслись по сцене, взмахивая и трепеща своими белыми прозрачными рукавами. То ли они есть, то ли это нам просто чудится...
Будто маленькие белые парашютики, которые вылетают веером, когда подуешь на одуванчик, летают они по сцене. Вот они устремляются на авансцену и застывают, но только на одно мгновение... И как бы от нового дуновения ветерка видения улетают и уже в другой части сцены трепещут прозрачно своими длинными рукавами. Это очень волнует... От танцовщиц идет тонкая сияющая энергия, которая заполняет душу. Какая-то невыразимо чувственная субстанция нежности.
Мужская энергия снова заполняет сцену. Волки! Горячая звериная энергия с силой наступает, завораживает зрителей и, кажется, всю Вселенную. В какой-то момент я почувствовала переизбыток грубой волчьей энергии, мне показалось, что она слишком плотно заполнила ауру. Все же невозможно долго находиться в состоянии агрессии, ведь это только одна из двух жизненных ипостасей. Вторая ипостась - это женская энергия, более плавная, более гибкая. Женщина мудра, спокойна, умеет мягко сгладить острые углы, и она всегда помнит высшее, истинное свое предназначение - дарить Жизнь.
Режиссер чувствует эти две энергии одновременно и уверенно управляет двумя жизненными стихиями. Он так продумал действие, что две эти неудержимые энергии скачут рядом, взаимодействуя между собой, то перетекая одна в другую, то снова противоборствуя... Но гармония достигается. Режиссер сумел уравновесить эти две силы и объединить яростный накал мужской и нежность женской энергии в единое целое. И тогда появляется «Звезда кочевника». Сначала мы слышим чистый бархатный голос... Звучит известная песня: «Мужчине – путь, а Женщине – очаг...» », и впервые на сцене появляются мужчины и женщины – вместе!
Их общий танец текучий, плавный, наполнен нежностью, заботой. Мы чувствуем внутреннее единение, гармонию, и этот баланс становится для нас естественным. Самое парадоксальное, что скрытая причина вечной борьбы между мужчиной и женщиной – Любовь. Да-да, именно любовь, и мы это наблюдаем в танце. Посредством музыки, танца, пластики, актерского мастерства, светового оформления передана тема Любви.
Каждая танцевальная композиция в «Шоу-офф-данс» — это отдельная постановка, которая имеет свой характер, свое настроение, свой сюжет. Именно сюжет дарит обычному танцу жизнь. Чтобы наиболее полно и ярче выразить сюжет, используются яркие декорации, ширмы, колокольчики, барабаны, морин-хуры, бочки. Современные стили – контемпорари, хип-хоп, вог, джаз-фанк, классический балет – с успехом адаптированы под сценический формат. Благодаря музыке композитора Баттулги зрители переживали полный улет, взмывали ввысь и наслаждались... Музыка изменяла сцены в сюжете, настроения героев через ритмы и энергию движений, создавала различные художественные образы. Музыка Баттулги обращена к интеллектуальному слушателю, к эмоциональному и духовному в человеке. И вызывает восхищение сумасшедшая экспрессия танцовщиков. Какая огромная проделана работа над чувством равновесия и рефлексами, например, способностью резко останавливаться. Мы воочию видели, как внезапно останавливается музыка, и - в ту же секунду танцоры застывают на сцене в скульптурных позах! Такая отточенность движений, техничность, синхронность вызывают искренний прилив эмоций, и зрители не скупились на овации и громкие возгласы «браво!».
И как вершина спектакля, как апофеоз Женщины – танец «Эжымни». Это посвящение Матери. Основой жизни всегда являлась и будет являться Женщина, дарящая Жизнь. Костюмы танцовщиц изысканны. Длинные платья из мягкой ткани обволакивают тонкие хрупкие фигурки девушек, лаконичность костюмов усиливает впечатление. Какая-то щемящая грусть от этого танца.
Голоса певцов затронули самые чувственные струны так сильно, что горячий обжигающий комок подступил к горлу и крепко сжал мое сердце. Думаю, не только мое...
Нам рассказали историю вечной борьбы между мужчиной и женщиной. Весь спектакль Мужчина и Женщина тянутся друг к другу и, наоборот, противоборствуют. Точно, как в жизни! Еще в середине прошлого, двадцатого, века писатель Эдуард Тополь написал роман «Война полов». Мы знаем, что и сегодня актуальна проблема взаимоотношений между полами. Проходят века, но тема отношений мужчин и женщин не иссякает и не иссякнет во веки веков, пока существует род человеческий...
Вот и получается, что мы пришли посмотреть легкое танцевальное представление, а увидели, несмотря на кажущуюся легкость, философский спектакль с вечно волнующей людей проблемой. И только в самом конце спектакля становится ясной главная идея - в войне между Мужчиной и Женщиной нет и не может быть победителей. Как день не может существовать без ночи, и ночь без дня, так же мужчина не может существовать без женщины и наоборот. Они проходят через любовь и вражду, через боль и страдание, через разлад, через жизнь и смерть. Две половинки - они разделяются только для того, чтобы потом снова соединиться. Глубокий смысл спектакля: мужчины и женщины никогда не смогут преодолеть препятствия между ними. И остаётся только - ЛЮБИТЬ друг друга...
Мне вспомнилось, что известный театральный режиссер Алексей Дикий, бывало, спрашивал своих актеров: «Ну, чем будем удивлять?» И театр удивил. Сюрприз - фантазийную коллекцию подготовил режиссер Жаргал Жалсанов под занавес сезона. Танцевально-театральная композиция - «Великие княгини» родилась в его творческом воображении, чтобы зритель не только получил удовольствие от программы, но и задумался...
Земли вокруг озера Байкал богаты тысячелетними легендами. Разнообразные духи, предводительницы разных бурятских родов, богини населяют их. Все богатое множество женских образов воплотил режиссер-постановщик в своем костюмированном танцевально-театральном дефиле. Чтобы как можно ярче представить образы этих женщин, он дал волю своей фантазии. Ведь нет достоверных источников, как выглядели все эти княгини: жены Абай Гэсэра, легендарная Бальжин Хатан или Гоа Марал, шаманки Асухан и Хусыхан, Богиня байкальской волны Птица Сахали. Даже буддийская богиня Зеленая Тара создана в воображении художников... О каждой из этих княгинь рассказывают легенды. И вот перед нами явились красавицы-танцовщицы театра Байкал в ролях-образах княгинь прошлых жизней. Словно в цветном калейдоскопе, они прошли по сцене в великолепно исполненных фантастических костюмах из воздушных тканей, в сверкании серебра и драгоценных камней, света и звуков нежной музыки.
Я смотрела и думала: Боги, это ведь не просто концертный номер, а прямое обращение к нашей глубинной памяти. Чтобы мы пусть на короткий миг погрузились в далекое прошлое, прикоснулись к богатейшему нашему наследию. Ведь за нашей жизнью всегда что-то было. Ничто на земле не появляется и не исчезает просто так. Легенды не вырастают из ничего.
- Какую роль легенды играют в нашей жизни? - спросите вы. Очень важную! Они передаются из уст в уста и остаются в памяти людей. На протяжении веков они изменяются, обрастают разными вымышленными подробностями, но они нам нужны. Благодаря легендам, мы знаем, где жили наши деды и прадеды, чувствуем свою родную землю. Каждый человек знает свою малую родину. С детства мы слышим о героях, исторических личностях, о названиях родного края. Эти легенды органично входят в наше сознание, делают нас патриотами своей малой родины. И где бы мы ни были, как бы далеко ни закинула нас судьба, малая родина всегда неодолимо тянет к себе.
Целью дефиле было, чтобы мы, зрители, не только удовольствие получили, но и пробудили в себе тот глубинный пласт знаний, о которых мы часто не подозреваем. Нам не верится, что прошлое живет в нас. Правда, оно запрятано в самых дальних уголках памяти, очень глубоко в нашем сознании. И нам была дана если не возможность, то идея - пробудить свою глубинную память. Это очень важно. Мы должны знать свое прошлое. Без знания прошлого нет будущего. Опыт веков может сделать нас мудрее, позволит лучше понимать, как прошлые жизни повлияли на то, что происходит сейчас. Надо понимать, кто мы были тогда и кто мы есть сейчас. Нам нужно это знать, вспоминать чаще, чтобы сделать сегодняшний наш мир добрее, великодушнее, мудрее. Вот такой я вижу посыл этого спектакля.
Динамизм и выразительность танцев, стремительные ритмы и мелодии позволили нам, зрителям, раскрепостить глубинные чувства, которые мы в себе подавляем в обыденной жизни, стесняемся почему-то открыто выражать их. Гормоны счастья так и летали по залу. Этот спектакль высвободил в каждом зрителе огромное количество эндорфина, серотонина - гормонов, которые повышают радость и удовольствие от жизни и которые так необходимы нам сегодня.
Автор: Галина Дрюон