Чиновники Бурятии решили прибавить к своей неплохой пенсии солидные дополнительные суммы за счет обычных налогоплательщиков. В этих целях они заложили специальные средства в республиканский законопроект. Это несправедливо и незаконно, тем более что в Бурятии хронически не хватает средств на другие, более важные социальные обязательства.
Расходы на доплаты к пенсиям лицам, замещающим госдолжности, а также на выплату пенсий за выслугу лет госслужащим республики, предусмотрены в проекте Закона РБ «О республиканском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в сумме свыше 200 млн рублей. Эти доплаты в Бурятии могут получать около 830 высокопоставленных счастливчиков. Немного цифр: средний размер доплаты к пенсии депутата Народного Хурала РБ равен сумме около 100 тыс. рублей, а бывшего президента РБ – 240 тыс. рублей.
Однако дотационные субъекты России, каковым и является Бурятия, не вправе устанавливать и исполнять подобные дополнительные расходы. Тем более что в течение двух предшествующих лет доля трансфертов превышала 20% от собственных доходов. Трансферты для республики превышают 110% местных доходов, и Бурятия автоматически попадает под ограничение по подобным расходам. Иными словами до тех пор, пока собственные доходы республиканского бюджета не будут в 5 раз больше объема федеральных трансфертов, республика не вправе финансировать доплаты к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности РБ.
Кроме того, местные чиновники не в полной мере обеспечивают исполнение полномочий, возложенных на них федеральной властью. В эти полномочия входят, к примеру, обеспечение граждан бесплатным общедоступным дошкольным образованием и социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Расходы на социальные выплаты для приобретения жилья детям-сиротам финансировались за счет средств республиканского бюджета. В 2012 году на эти цели было предусмотрено 50 млн рублей, в 2013 году – 90 млн. Однако это финансирование не отвечает реальным потребностям. И в настоящее время на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем состоят почти 2 тыс. лиц из числа детей-сирот. Свыше 25 тыс. детей (из них около 17 тыс. в городе Улан-Удэ) стоят в очереди на поступление в детские сады.
Очевидно, что при таком раскладе гораздо справедливее перераспределить бюджетные деньги – свыше 220 млн рублей, на которые зарятся чиновники, на развитие сети детских садов или на обеспечение сирот жильем. Ведь их права гарантированы государством.