1 марта 2025 г. вступают в силу изменения, внесённые в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые направлены на улучшение условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Согласно новым требованиям, образовательные организации должны переходить к инклюзивным моделям обучения и учитывать потребности всех обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, с девиантным поведением, детей, принадлежащим к этническим меньшинствам, коренным и малочисленным народам, одаренных детей. Словом всех тех, кто нуждается в специальном психолого-педагогическом подходе к организации обучения. Это включает использование адаптированных материалов и методов, которые позволят детям данных категорий легче влиться в общеобразовательный процесс.
На сегодняшний день в нашей республике обучается около пяти тысяч детей с инвалидностью, из них большая часть (57%) получает образование в обычных школах. Это говорит о том, что около 80% школ республики являются инклюзивными и реализуют адаптированные образовательные программы. Количество инклюзивных школ увеличивается, в связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. За последние три года в Республике Бурятия общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях увеличилось на 19,2% и составило 2,8% от общего количества обучающихся. В настоящее время в нашем регионе функционируют 8 Центров по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и ресурсных центров на базе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений: по слуху, зрению, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра.
В 2022 году на базе Республиканского центра образования создан Ресурсный центр по поддержке образования детей с особыми образовательными потребностями, который осуществляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью всех районов республики.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия, имеются проблемы с материально-техническим, программно-методическим обеспечением образовательного процесса. Одной из важнейших проблем является дефицит квалифицированных специалистов с необходимой профессиональной подготовкой, существует потребность в повышении профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам обучения и сопровождения образовательного процесса для данной категории детей.
Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья связано не только с достижением «архитектурной» и «транспортной» доступности, но и с изменением всей образовательной среды. Необходимо в первую очередь устранить социальные барьеры во взаимоотношениях учеников, сформировать благоприятный школьный климат, направленный на формирование и развитие толерантного восприятия среди всех участников образовательного процесса. Школы способны преодолеть многие барьеры, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Именно инклюзивное образование предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества их жизни. Поэтому вопросам инклюзивного образования уделяется особое внимание со стороны государства и общества.
Неслучайно в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям ежегодно проводятся круглые столы по оказанию правовой помощи родителям и законным представителям детей, обучающихся в коррекционных школах.
В текущем году они организованы в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида и в Специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате №2 им. В.И. Воропаева. Представители региональных органов государственной власти республики, Отделения Социального фонда России и Главного бюро медико-социальной экспертизы совместно с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья обсудили актуальные вопросы, связанные с проведением медико-социальной экспертизы, обеспечением техническими средствами реабилитации, организацией учебно-воспитательного процесса и многие другие.
Авторы:
Дашинимаева С.М., руководитель Ресурсного центра по поддержке образования детей с особыми образовательными потребностями.
Науменко И.В., главный специалист-эксперт отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Республике Бурятия