Житель Бурятии рассказал о еврейском празднике Песах

Песах, или еврейская Пасха отмечается за день до православной Пасхи и имеет свои отличительные черты и традиции празднования
Культура |
Фото Житель Бурятии рассказал о еврейском празднике Песах
Фото: личный архив Сурена Алексаняна

Светлый праздник Пасха, который православные и католические верующие отметили 24 апреля, неразрывно связан с еще одним праздником, но уже у иудеев. Песах, или еврейская Пасха отмечается за день до православной Пасхи и имеет свои отличительные черты и традиции празднования. Хоть праздники и связаны, они разительно отличаются друг от друга. Памятуя о том, что когда-то Верхнеудинск был сугубо еврейским городком, а благодаря наиболее видным его представителям центральную улицу столицы до сих пор украшают красивые здания архитектуры, предлагаем рассказ о том, как отмечают Песах и Пасху и какие у этих двух праздников есть точки пересечения.

«Бог прошел мимо»

С иврита «Песах» переводится как «прошел». Это отсылает нас к описанному в Библии эпизоду о десяти казнях египетского народа, когда фараон отказался даровать евреям свободу. Из-за этого на правителя и жителей его страны обрушилась страшная кара в виде десяти казней, избежать которых удалось только евреям. Согласно священным писаниям, египтян преследовали ужасные болезни, гибель скота, урожая и другие несчастья. Последняя и самая ужасная кара – смерть первенцев в каждой семье. Страшной участи не избежал и сын фараона. Только после этого фараон отпустил евреев, а спасение еврейского народа легло на плечи Моисея. Этот эпизод и заложен в название праздника, которое буквально означает «Бог прошел мимо».

Отмечается Песах традиционно с 14-го числа весеннего месяца нисан. Что интересно, в Израиле праздник длится 7 дней, а за пределами страны – 8 дней, из которых первые два и заключительные два дня считаются полноценными праздниками. В 2022 году начало Песах выпало на 15 апреля и завершилось 23 апреля.

Согласно Торе

Песах предполагает строгое соблюдение традиций. Перед праздником дом тщательно убирают, все моют и вычищают. Утром накануне Песаха у мужчин-первенцев в семье начинается пост. Этот обычай – память о спасении первенцев евреев во время десяти казней для египетского народа, когда у них гибли едва рожденные дети. В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение. В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Строгие правила и в еде. Главная книга еврейской религии Тора запрещает иудеям употреблять в пищу продукты и хлеб на дрожжевом тесте. Основными блюдами на столе во время ужина в первый день праздника (седер) является пресный хлеб, а вернее, хлебцы (маца), смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина (харосет), тертая зелень (хазерет) и закуска из салата латук, хрена и базилика (марор). Согласно традиции, первой едят зелень, обмакивая в соленую воду – «слезы», которые пролили евреи во время рабства.

Каждое блюдо имеет особое значение. Маца – как символ бегства от гнета египтян. В желании как можно скорее покинуть страну евреям приходилось питаться в пустыне пресным хлебом, горькая зелень символизирует горечь египетского рабства, а харосет – глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи.

Все участники трапезы проходят пять обязательных этапов (мицвот): читают повествование, поют или читают хвалебные псалмы, едят мацу, марор и выпивают четыре бокала вина, дети – сок из винограда. Конец трапезы заканчивается на веселой ноте: взрослые прячут кусочек мацы (афикоман), а дети должны найти его. К слову, на седер в любую семью могут прийти и малоимущие, и знакомые, которые по каким-то причинам не могут встретить праздник со своей родней.

Не все блюда, которые есть на праздничном столе, принято есть. Некоторые из них имеют исключительно символическое значение. К этим блюдам относится зроа – зажаренный кусок баранины с косточкой, который является напоминанием о жертвоприношении в храме Иерусалима. Трапезу заканчивают словами напутствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Пасха ≠ Песах

Несмотря на созвучие названий праздников, они имеют больше отличий, чем схожестей. Первое отличие – разница во времени празднования. Одно празднество предшествует другому, отсюда и выверенный отсчет дат. Это одно из правил, которое соблюдают и по сей день: Пасха не должна отмечаться до Песах. Второе отличие – связь эти праздники имеют только символически. Это проявляется в виде соответствующих библейских текстов, которые зачитывают во время христианских богослужений в Пасху.

Как говорилось ранее, Песах отмечают в течение 7 дней, тогда как Пасха длится гораздо дольше: в православном христианстве – 40 дней, в католическом – 50 дней. Это третье отличие. Четвертое заключается в главных символах праздника – маца и куличи. Первое блюдо делается из пресного теста, тогда как в приготовлении второго используются дрожжи. Напомним, в Песах мучные блюда на дрожжах употреблять запрещено. Верующим иудеям нельзя также пить спиртные напитки, приготовленные с использованием закваски или путем брожения.

Интересный факт: даже хранить квасное во время праздника дома запрещено. Поэтому в период подготовки в Песах все продукты и блюда на закваске или на дрожжах либо сжигают, либо продают за символическую плату или раздают неевреям.

Жители планеты Земля

Израиль, как и Россия, многонациональная страна, где друг с другом уживаются люди различных вероисповеданий. В конце ХХ века начинается массовая репатриация из СССР в Израиль, после – из бывших союзных республик. С 1992 по 2000 год в среднем в Израиль приезжало ежегодно от 46 до 67 тыс. евреев из этих стран и членов их семей. Одним из тех, кто решил вернуться к родным на Святую Землю, стал наш соотечественник Сурен Алексанян. Он вместе с семьей переехал в Израиль в 2000 году.

Мы разговаривали о том, какие праздники отмечают переселенцы из России и Бурятии, в частности, как проводят свободное время и как относятся к приезжим «местные», живущие в Израиле уже несколько десятилетий.

– Мы справляем и те праздники, и светские, тот же Новый год в декабре. Он официально не признан в стране, но в последние годы на работе начали спрашивать: «Ты выйдешь 1 января?». Уже знают, что люди будут отмечать праздник. Многие израильтяне тоже Новый год справляют, Рождество, иногда уезжают на праздники в другие страны, в Словакию, Германию, – рассказывает Сурен.

Почти все русскоговорящие в его окружении отмечают православную Пасху, и лишь некоторые, кто родился и вырос в Израиле, – Песах. В первое время было тяжело привыкнуть к распорядку дня евреев, особенно в выходные и праздники.

– В пятницу, перед выходными, в канун шаббат, все магазины после обеда закрываются. Однажды мы гуляли с сыном и захотели купить хлеба. Идем мимо магазина, он еще работал, поэтому решили на обратном пути зайти.

Через некоторое время возвращаемся, а продавец уже с прилавка все убирает. Мы подходим и говорим, что хотели хлеба купить, продавец показывает на пакет. А там булочки какие-то были, питы, лепешки. Я спрашиваю о стоимости, он говорит: «Так бери». Когда они уходят на выходные, раздают или выкидывают еду, чтобы не портилась. На рынке похожую картину наблюдали – в час-два дня в пятницу начинают закрывать киоски  и некоторые могут на пол или рядом на стол скинуть товары. Кому надо – разбирают. В пятницу цены на все сбрасывают, все дешевеет, – рассказал Сурен.

По его словам, это не мешает, но и не особо помогает.

– Государство создавалось на основе религии, поэтому почти все праздники здесь связаны с ней. Ультрарелигиозные семьи, которые поколениями изучают Тору, сосредоточены только на ней. Есть школы, в которых досконально изучается Тора. Они считают ее книгой жизни, кроме нее, верующему ничего не надо. Когда дети в семье вырастают, они становятся совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни. Начинается реабилитация.

В Израиле, как и в любой другой стране, распространены землячества. В первое время, когда Сурен с семьей переехал, несколько раз они встречались с переселенцами из Сибири и Дальнего Востока России, в том числе из Бурятии. Но в последние годы встречи прекратились.

– Когда жили в городе Бат-Ям, несколько раз с земляками собирались, а потом кто-то уехал, у некоторых появились другие интересы. Перестали собираться, с кем-то даже связь потеряли. Землячества есть, с этим не поспорю. Но в основном группы по интересам собираются, – рассказал Сурен.

Со временем знакомые приняли его решение переехать на историческую родину, хотя в первое время осуждали, можно сказать, насмехались.

– Наверное, мы постарели, помудрели... За себя скажу. Раньше по-разному реагировали на то, почему мы уехали. Одни говорили, мол, молодцы, другие – почему бросили родину. А я с переездом в Израиль почувствовал себя по-другому. Как житель планеты Земля, а не просто какого-то определенного района, государства. Я родился в Краснодаре, всю жизнь прожил в Улан-Удэ. Спрашивается, где моя родина? Планета Земля.

Кол-во просмотров: 766

Поделиться новостью:


Поделиться: