Зеленоградцы узнали о загадочных духах бурят

Этнолог из Москвы рассказала о безглазом существе и богине, казнившей свою дочь
Общество |
Фото Зеленоградцы узнали о загадочных духах бурят
Фото: Зорикто Дагбаев

Наверняка среди наших читателей есть те, кто, оказавшись за пределами Бурятии, ловил себя на мысли, что о нашей республике знают немногие. Вспоминают лишь тогда, когда напоминаешь о Байкале. Конечно, у нас не только минтуризма старается продвигать  бренды Бурятии, но и все другие министерства. Например, по линии минкульта местные театры гастролируют со своими спектаклями в других странах, а минспорт проводит национальные игры, которые любят в том числе люди других государств.

К слову, о Бурятии также говорят и вне республики. Например, стажер-исследователь института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, аспирант кафедры этнологии МГУ Анастасия Карпунина в программе «Кого задабривают буряты и с какими опасностями им приходится сталкиваться?» рассказала любопытные вещи жителям Зеленограда, казалось бы, о давно известных фактах для самих бурят. В частности, ученый затронула тему о том, кого задабривают буряты и с какими опасностями им приходится сталкиваться.   

Существо без глаз

Первое, на что обратила внимание ученый, это окружающая среда. Если турист романтизирует природу Бурятии, представляя чудесной красоты просторы, широкие реки и высокие горы, то для бурят эта среда представляется даже опасной. К примеру, реки имеют быстрое течение, и, естественно, что семьи, в которых есть дети, переживают за них. Ясно, что любой ребенок любит бежать на речку. Поэтому у бурят существует поверье о духах, к которым нужно относиться с уважением. Так, дух воды представляется безглазым существом, для которого все равно, кто перед ним: взрослый или ребенок.   

Вообще духи на определенных территориях называются «эдзын», что означает «хозяин местности», и они есть везде. Например,  когда  едешь  из  Улан- Удэ до Байкала на север, то нужно проехать перевал. На нем бывает сильный снегопад, как и на любом другом перевале, может быть лед, и тогда машины не могут проехать. Анастасия Карпунина поделилась, что сама едва не застряла на перевале.

- Я, как городской человек, привыкла, что если мне надо куда-то ехать, то еду. Скажу прямо, что скептически отношусь к тому, что существуют духи. Но когда остаюсь в Бурятии на 1-2 месяца, то даже мой ученый взгляд отступает в сторону, потому что на первый план выходит страх, и понимаю, что я это не контролирую. Мы привыкли в городе, что скорая помощь приезжает в течение 10—15 минут, а если прошло 30 минут, то уже начинаем нервничать. Там такого не будет, никто не поможет. Если ты находишься в 250 километрах от города, никакая скорая или пожарная к тебе за пять минут не приедет, — поделилась ученый.

Поэтому люди, которые живут в отдаленных районах, совершенно логично выстраивают определенную коммуникацию с местами. Так, проезжая через перевал, принято остановиться, чтобы уважить духа. Как правило, места духов отличаются специальными ленточками разных цветов, где принято разбрасывать рис, либо в специальном месте нужно оставить монетку или конфету, тем самым совершив подношение. Если бывает так, что нет времени уважить духа, то с ним обязательно нужно поздороваться. Для этого достаточно поднять правую руку и слегка наклонить голову вперед.

Гора Бархнула

Этнолог Анастасия Карпунина рассказала также о духе Бархнула — очень высокой горе, расположенной в необыкновенной красоты Баргузинской долине. Чехов, побывавший в здешних местах, был невероятно удивлен великолепием здешних пейзажей, где есть и поля, и высокогорья, и холмистые местности, и густые леса, и озера, и невероятной чистоты сам Байкал.

Как известно, монгольские народы занимаются скотоводством. Весь быт основан на том, что они кочуют. У бурятской семьи может быть большое стадо коней, овец и т. д. Принято думать, что за домашними животными ухаживают в загонах, но в Бурятии дело обстоит по-другому. Кони гуляют сами по себе. Определенный человек в улусе знает, где и чьи находятся кони. Если вдруг зимой, когда температура может опуститься до минус 50 градусов, потребуется зарезать коня, то хозяин вместе с определенным человеком находит коней, берет одного и потом привозит домой, чтобы приготовить сытные блюда. Конина считается питательным мясом и зимой помогает от холода.

Главное блюдо

Национальным блюдом бурят, несомненно, считаются буузы, или, как говорили в советское время, позы. Интересно, что само название произошло от китайского слова «бао-цзы». Внешне буузы похожи на манты: из теста сделаны в виде лотоса кувшинки, внутри находится кусочек мяса,  обязательно готовятся на пару.

- Важность состоит в том, чтобы тесто в процессе не разорвалось и можно было выпить сок. То есть по-настоящему буузу едят так: берется сама бууза, выпивается сок и только потом выпивается бульон, который очень вкусный, питательный и полезный. Мясо идет в пропорциях 50 на 50 из  свинины и говядины, а из конины есть другие традиционные блюда. Буузы сопровождают каждое празднование: если человек приезжает или уезжает, если день рождения и т. д.

Любопытно, что буузы делают всей семьей. Мужчина преимущественно готовит мясо, а женщина занята тестом, а лепят чаще всего все вместе. Это удивительно прекрасное зрелище, когда «и стар и млад» участвуют в этом процессе, отметила ученый МГУ Анастасия Карпунина.

 Казнившая дочь

Этнолог из Москвы подчеркнула, что Бурятия удивительна тем, что в республике переплетается сразу несколько традиций. Так, человек может пойти и к ламе, и к шаману, и к русской бабушке. Интересно, что для определенных целей есть свои «специалисты».

- Мы знаем, что в буддизме важен сам Будда и важно отказываться от своих страстей. Например, существует каноническое изображение буддийской богини, которая скачет на шкуре своей же дочери. То есть она убила свою дочь и воинственно восседает на ней. Поначалу, когда мы, европейцы, смотрим на эти изображения, иначе их называют танка, то нам они кажутся немного пугающими. Суровые, очень гневные и вправду вызывают большое неприятие, — рассказала этнолог из Москвы.

Она разъяснила, что пример с жестокой богиней приведен не случайно, поскольку в буддизме человек отказывается от своих страстей. Самая главная страсть – это отказаться от привязанности, в этом случае таковой является любовь к своему ребенку. Получается, что, преодолев такую привязанность, человек становится свободнее. Смысл таков, что ты отпускаешь ребенка для самостоятельного существования. Ребенок не может таковым стать, пока мать его не отпустит. Разбирая каждое из таких изображений, мы понимаем, что буддизм не такая «жуткая» религия. Наоборот, это религия про что-то глубокое, в чем нужно разбираться, и тогда эти танка заиграют совершенно другими красками. Она добавила, что кроме «пугающих» образов есть также изображения самого Будды, где он представлен просветленным, умиротворенным.

Участилась миграция

На вопрос сотрудника Зеленоградской библиотеки, как часто можно встретить бурят в Москве, Анастасия Карпунина ответила, что довольно часто. Она упомянула театр «Байкал», правда назвав его ансамблем. Также вспомнила про театр оперы и балета, который также нередко гастролирует в Москве.

- Жители Бурятии приезжают в университеты, на конференции, выставки. Да, многие приезжают именно учиться. Устраиваются на работу, поскольку у них прекрасный русский язык, и остаются жить в Москве. Бывают в Москве как туристы, и для них это целое событие: приехать в столицу, посмотреть на город, Кремль. Для них это трепетное событие. Они дома часто хранят изображения на фоне Кремля. Также существует трудовая миграция. Например, бурят все чаще можно встретить в Подольске. Там сейчас существует довольно большое сообщество бурят. Они проводят различные национальные мероприятия, — рассказала Анастасия.

Ученый пояснила, что речь идет в том числе о спорте. Однако  в национальные виды состязаний, такие как вольная борьба, стрельба из лука, стали внедрять и столь привычные всем россиянам   виды  соревнований,  как  армрестлинг, перетягивание каната и другие.

Кол-во просмотров: 845

Поделиться новостью:


Поделиться: